Сценарий к Новому году, 8 класс (2016 -2017 учебный год)
«Маскарад»
Программное содержание: 1). Развивать страноведческую компетенцию у обучающихся;
2). Воспитывать уважение к традициям, обычаям и
праздникам России;
3). Развивать интерес и желание узнавать о том, как
праздновались Масленица, Рождество и Новый год на Руси;
4). Познакомить с таким понятием как «маскарад». Что это -
обычай, традиция или игра? Значение маскарада в
фольклоре и развлекательной деятельности людей на Руси;
5). Развивать умение и желание участвовать в
драматизации, и общении во время подготовки к
проведению мероприятия;
6). Воспитывать желание участвовать в коллективной
деятельности, внося посильный вклад, развивая свои
способности и внимательность.
Ход мероприятия
Ведущий: Ребята, мы с вами очень много беседовали о различных праздниках, обычаях
и традициях, которые бережно хранились, соблюдались на Руси.
Сегодня мы попробуем воспроизвести отдельные события, будем
участвовать в них сами, много играть, петь и шутить. Посмотрите, сегодня наша
классная комната превратилась в необычный волшебный терем. Рассмотрите
внимательно предметы, костюмы и украшения.
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (правильно украшать ёлку,
разыгрывать пьесу «Маскарад», рассказывать об обычаях и традициях,
соблюдавшихся на Руси). Итак, мы начинаем: «Я вам предлагаю послушать
Добужинского Мстислава Валерьевича – знаменитого русского художника – о
том, как в его доме украшали Рождественскую ёлку.
Мстислав Валерьевич Добужинский: «Ёлка была самым большим моим
праздником, и я терпеливо ждал, пока папа, няня и живший у нас дядя Гога,
закрыв двери в кабинет, наряжали ёлку. Многие ёлочные украшения мы с
папой готовили сами: золотили и серебрили грецкие орехи (тоненькое
листовое золото постоянно липло к рукам (пальцам). Рядом из цветной бумаги корзиночки для конфет и клеили разноцветные цепи, которыми обматывалась ёлка. На её ветках вешались золотые хлопушки с кружевными бумажными манжетами и с сюрпризом внутри. С двух концов её тянули, она с треском лопалась, и в ней оказывались шляпа или колпак из цветной папирусной бумаги. Некоторые бонбоньерки и украшения сохранялись на следующий год, а одна золотая лошадка и серебряный козлик дожили до ёлки моих собственных детей. Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники, подвешенные на нитках, а в бонбоньерках шоколадные пуговки, обсыпанные розовыми и белыми крупинками (сахарными), - до чего всё это было вкусно на рождественской ёлке! Сама ёлка у нас всегда была до потолка и надолго наполняла квартиру хвойным запахом. Парафиновые разноцветные свечи на ёлке зажигались одна вслед за другой огоньком, бегущим по пороховой нитке, и как это было восхитительно!»
Ведущий: Так вспоминал рождественскую ёлку в родном доме замечательный русский
художник Мстислав Валерьевич Добужинский. Разве это не чудесно!
Посмотрите, с какой теплотой и восхищением рассказывает этот немолодой
уже человек о рождественской ёлке. Я вам предлагаю представить себя в той
далёкой старине и украсить ёлочку, используя названные в рассказе украшен.
Внимательно ли вы слушали? (На столике разложены ёлочные украшения (современные и старинные). Дети по очереди подходят и украшают ёлку, выбирая те, о которых слышали в рассказе)
Ведущий: Какая прелесть получилась! Молодцы ребята! Вы научились внимательно
слушать. Вам нравится наша ёлка? (возможные ответы и реакция детей).
А кто из вас знает, откуда пришёл обычай украшать ёлку? (возможные
ответы). Хорошо! А теперь давайте проверим ваши знания. К нам сегодня
пришли гости, они хотят рассказать и показать вам, как это делалось и
соблюдалось на Руси в древности.
( Сценка из жизни наших предков) :
I Предок: Обычай украшать ёлку пришёл к нам из древности. Да и сама ёлка в доме - это
не просто зелёное дерево посреди зимы. Это напоминание о том, как наши
предки зажигали костры и приносили символическую жертву ради будущего
урожая – так называемое «рождественское полено». Потом об этой жертве
забыли, но обычай собираться всей семьёй и сжигать в очаге полено, призывая
в дом благодать и довольство. остался.
II Предок: По самой древней традиции игрушки делали из специального теста, а
зажжённые свечи напоминали о кострах, которые жгли в древности. Под ёлку
клали подарки для каждого члена семьи, а во время всего рождественского
ужина должна была гореть свеча. И ужин, и подарки – всё должно было
обеспечить семье благополучный год и сытую жизнь.
Ведущий: А с наступлением Рождества кончался пост и начиналось весёлое время
Святок – переодевания, маскарады, святочные гадания, шутливые стихи.
Что вы, ребята, знаете об этой части жизни наших предков? Знаете ли вы какие –
нибудь гаданья, как они проходили? ( возможные ответы)
Ведущий: Мы вернулись с вами в прошлое, попробовали прикоснуться к старинным
обычаям, которые, например, гаданья, очень сильно могли повлиять на судьбу
девушки. Кто из вас знает, с какими природными явлениями совпадал праздник
Рождества? Послушайте, пожалуйста, небольшую информацию об этом.
Ученик: Праздник Рождества совпадал по времени с зимним солнцестоянием: самая
длинная ночь проходила, и дни начинали увеличиваться, люди говорили: «Солн.
на лето, зима на мороз». Святки обязательно связывали с переодеванием.
В языческие времена такие действия имели символическое значение–обмануть,
отвести от дома беду. К началу XIX века символика забылась, а переодевания
остались и превратились в весёлый маскарад, как например, в доме Ростова на
кануне 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (на фоне рассказа идёт
драматизация сцены – появление ряженых дворовых)
«Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и
смешные, принеся с собою холод, веселье, сначала робко жались в передней,
потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а
потом всё веселее и дружнее начинались песни, пляски, хороводы и святочные
игры».
Ведущий: А вы, ребята, знаете какие – нибудь игры, песни, умеете водить хороводы?
Давайте попробуем! (исполнение святочных песен, игры, хоровод)
Молодцы! Правда ведь весело и интересно жили наши предки?
А, кто из вас, ребята, знает, какие события происходили от Рождества до
Крещения? (возможные ответы).
Давайте послушаем некоторые исторические сведения об этом.
Ученик: Время от Рождества до Крещения было насыщено событиями особенно
значительными. В старину в России Новый год начинался с 1 сентября, а счёт
вёлся от сотворения мира. Но однажды Москва праздновала Новый год дважды
Как всегда, 1 сентября 7209 года все порадовались хорошему урожаю и
наступлению нового 7209 года, 19 сентября на Ивановской площади в Кремле
был оглашён именной указ Петра I «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 г.
во всех бумагах от Рождества Христова, а не от Сотворения мира».
В том же указе велено было день 31 декабря 7208 от сотворения мира считать 1
января 1700 года и оглашён ещё один указ – «О праздновании Нового года».
Всем москвичам предписывалось отметить это событие особенно
торжественно, пускать ракеты и стрелять из мушкетов, людям зажиточным
украсить свои дома хвоей «из дерев и ветвей сосновых, еловых,
можжевеловых», а с наступлением ночи зажигать огни.
Пётр I сам подал пример: в канун Нового года зажёг первую ракету на
Красной площади и дал сигнал открытию праздника. Гулянье продолжилось
всю ночь, улицы осветились иллюминацией, из горящих плошек взлетали
ракеты, звонили колокола, раздавались звуки литавр, пушечная и оружейная
пальба. Россия вступала в новое столетие вместе с Европой – начался XVIII век.
Ведущий: В отличии от Рождества праздника семейного, Новый год отличается балами и
маскарадами – и публичными, и домашними.
Что, вы ребята думаете о маскараде? Это игра? Может, это спектакль?
(возможные ответы). Послушайте, как о домашнем маскараде вспоминала
дочь художника графа Фёдора Петровича Толстого – этого тонкого
прекрасного рисовальщика очень любил Пушкин и мечтал украсить свой
сборник его работой.
В 1835 году Ф. П. Толстой был Президентом Академии художеств;
Ученик: Итак, воспоминания его дочери: «Канун Нового 1835 года встретили у нас чем
то вроди маскарада. Мы и все дамы у нас не наряжались, но зато приходило
много нарядных «Старым новым 1834 годом». Скульптор Рамазанов
изобразил себя древним, седым старцем в рубашке, обвешанным с головы до
до ног старыми объявлениями и газетами за прошедший год; и печально со
старой поломанной дубинкой бродил по нашей зале в ожидании Нового года.
Как только зашипели часы, чтобы начать бить полночь, в залу влетел «Новый
1835 год», Нестор Васильевич Кукольник, одетый в новенький с иголочки
Светло – серенький фрак, с большим букетом свежих роз в петлице фрака.
Влетел и прямо кинулся весело обдирать со старого 1834 года все отжившие
своё время объявления и новости, а самого беззащитного старца схватил
поперёк сгорбленного туловища и без церемонии выкинул за дверь залы.
Всё это безжалостное торжество Нового года над Старым совершилось
по – театральному – в одно мнгновение ока; часы били ещё первые свои
удары на Новый год, когда о Старом годе не было уже и помину. А Новый со
свежими розами стоял один в торжественной позе посреди залы, проворно
вынимал из своих карманов и кидал в публику новые, своей стряпни,
четверостишия с пожеланиями и пророчествами на Новый 1835 год.
Ведущий: Сочинять пророчества на Новый год было принято. Накануне Нового 1832 года
на маскараде в Московском собрании появился звездочёт в мантии и
колпаке, усыпанном звёздами, с большой книгой, украшенной
таинственными, кабалистическими знаками, из которой он вынимал и
раздавал пророчества и эпиграммы. Под маской звездочёта прятался
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Целая неделя проходила в весёлых праздниках: балы, театральные
представлениях, катаниях на ледяных горках. Наконец наступал Сочельник -
вечер накануне Крещения Господня. В этот вечер девушки гадали о своей
судьбе: Так и начинается баллада Жуковского В.А. «Светлана»
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег кололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой;
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад песенки подблюдны
Ведущий: Праздник Богоявления, или Крещения Господня, отмечали в России
особенно торжественно. После освящения воды в проруби Москва – реки
патриархом она считалась освящённою – её набирали и бережно несли домой,
кропили углы в доме, поили этою водою больных. Крещением оканчивался
цикл рождественских праздников.
Но весь зимний, праздничный цикл завершала Масленица. Праздники к
Кончались весёлым обрядом проводов зимы – сжигали чучело Масленицы.
Наступала весна – красна, которая приводила с собою тепло, первые цветы и
Клейкие листочки… Возрождалась к новой жизни природа.
А во время весёлых празднеств до Крещения Господня люди веселились
от души. Кто помнит, когда впервые люди начали придумывать пожелания и
пророчества? (возможные ответы учащихся). А кто скрывался под маской
звездочёта? И сейчас я предлагаю вам посмотреть сцену из произведения
этого замечательного поэта: «Маскарад».
Ученик: (Арбенин): Раскаяться б и Вам и мне не худо,
Ведь нынче праздник и, верно маскарад.
(У Энгельгарта…)
Ученик: (Князь): Да!
Ученик: (Арбенин): Поедемте?
Ученик: (Князь): Я рад!
Ученик: (Арбенин): ( в сторону) В толпе я отдохну!
Ученик: (Князь): Там женщины есть… чудо…
И даже там бывают, говорят…
Ученик: (Арбенин): Пусть говорят, а нам какое дело?
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты ужасны,
То маску с чувств снимают смело.
Ведущий: Давайте поблагодарим наших замечательных артистов, которые помогли
Перенестись в 1830 год.