Беседа первая: «Счастлив тот, кто счастлив в семье»
Хорошо ли тебе в семье? Что нравиться и что ты не принимаешь?
Беседа строится на конкретных фактах, (не называя фамилии уч-ся), после проведенных тестов и анкетирования о семье, где есть такие вопросы как: Кто в Вашей семье глава? Какие есть традиции? Как вы проводите досуг? Что тебе нравиться? О какой семье ты мечтаешь? Какую семью ты хочешь создать сам (сама)? Как надо готовить себя с детства к семейной жизни? И др.
После обсуждения итоговых выводов по тестам и анкетам мы создаем и обыгрываем различные ситуации (в старших классах). Например: 1. В момент семейной ссоры к вам пришли гости. Ваши действия. 2. Муж вернулся с работы, квартира не убрана, обеда нет. Жена задержалась на работе. Разгорелась ссора. Как найти выход? И др.
Эти беседы с инсцинированием вызывают интерес у старшеклассников. Такие занятия проходят в форме клуба молодой семьи, где подчеркивается главная мысль, что семья – это не удовольствие, а большой труд. Семья – первая школа любви. Человек не выбирает когда ему родиться, в какой семье жить, но может сам в будущем создать семью радости. Это его выбор.
Беседа вторая: «Уютно ли тебе в школе»
Можешь ли ты сказать: школа – твой дом? Главная цель: выяснить, что мешает ученику чувствовать себя комфортно в классном коллективе, т.е. адаптировался ли он?
Беседа проходит в форме диалога:
1. С чего начинается Родина? С тропинки в школу, с друзей и товарищей на школьном дворе.
2. Что нового внесла в твою жизнь школа?
3. Как ты понимаешь девиз: один - за всех, и все за одного?
4. Кого из одноклассников ты можешь назвать своим другом (подругой) и почему?
5. Какая разница между другом и товарищем? Зачитываем речь Т.Бульбы о товариществе. Анализируем этот текст.
По каким же правилам должны жить дети в классном коллективе? Проводиться мозговой штурм. Дети предлагают следующие правила и пожелания:
1. Мальчики должны уважать девочек.
2. Выполнять поручения, какие им дают кл.руководители или лидер класса.
3. Не давать прозвища.
4. Не грубить, не обзываться.
5. Быть дружными и т.д.
Вывод и призыв: давайте будем взаимовежливыми, культурными и внимательными. Призыв принимается, и правила появляются в классном уголке.
Беседа третья: «Все начинается с детства».
Цель этой беседы – пробудить у учащихся желание быть завтра лучше, чем вчера, задуматься над своим поведением, над режимом дня, подумать об ответственном отношении к учебе, ибо в жизни нет мелочей:
- Грустно думать,
Что напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она…
(А.С.Пушкин)
Обсуждаем мысль поэта, детство – самая прекрасная пора в жизни человека, но оно быстро проходит. Основные качества человека закладываются с детства. Если ты привык все уроки выполнять самостоятельно, никогда не опаздываешь, не врешь, не допускаешь грубости, понимаешь всегда, что ты рожден человеком.
Заранее проводится анкетирование:
а) Каким ты представляешь настоящего человека, какие качества ставишь на первое место?
б) Знаешь ли ты правила поведения? Почему их нужно выполнять?
в) Были ли в твое жизни случаи вандализма по отношению к предметам, школьному имуществу?
г) Честно признайся, не было ли в твоей жизни варварского отношения к животным, растениям?
д) Если бы ты был министром юстиции, как бы ты боролся с проявлением варварского отношения к городскому имуществу?
Зачитываются ответы самые интересные, обсуждаются. Учащиеся, как правило, активно обсуждают эти негативные явления в обществе. Делают неожиданные выводы: Надо умело, с интересом организовывать свой досуг, заниматься спортом.
Почему дети часто оказываются на улице среди подростков, склонных к правонарушениям? Сказывается стадное чувство – куда все, туда и я. Детская неопытность. СМИ принося огромным вред: печатается один криминал. Куда подрастающее поколение ведут СМИ? А боевики чему учат? Насилию. С экранов телевидения пропагандируется насилие, желание разбогатеть любыми способами, но есть у нас четыре воинства: «Совесть, честь, долг и достоинство». Это необходимо взять на вооружение.
Беседа четвертая: «О толерантности»
«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» «Мы все – сестры и братья». «Если мы едины, мы непобедимы»…
Цель: Воспитывать уважение друг к другу, терпимость, желание воспринимать людей другой национальности как равных в обществе, имеющих одинаковые права и обязанности.
АНКЕТА № 1
Интересно ли тебе на уроках?
Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
Сам ли стираешь себе рубашки?
Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
Помогаешь ли дома по хозяйству?
. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
Куришь ли ты?
Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
Случалось ли быть участником драки в школе?
Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
Пытался ли избегать общественных поручений?
Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
Выполняешь ли ты домашние задания?
Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
Вежлив ли со взрослыми вне школы?
Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
Считаешься ли с мнением родителей?
Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
Выбирали ли тебя в актив класса?
Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 N 3 | I - начальный уровень трудновоспитуемости | 30 N 15 |
3 N 0 | II - дезорганизаторы | 15 N 0 |
N | III - особо трудные | N |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
О РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ
Проблема чтения всегда стояла очень остро. Согласно новому учебному плану, в 3 – 4 классах сокращено количество уроков литературного чтения. Дети, которые читают плохо, интереса к чтению не испытывают, читают мало и, соответственно, техника чтения у них не повышается. Тех родителей, которые хотят, чтобы их дети успешно продолжили учебу в старших классах, эта проблема должна заставить задуматься.
Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90 – 100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту. Третья точка зрения принадлежит В.А.Сухомлинскому. Он писал, что нормальное чтение в темпе 150 – 300 слов в минуту. Исследования показали, что к 6 – 8 классу отличниками становятся те учащиеся, которые читали к концу четвертого класса в среднем 150 слов, хорошистами – 120 слов, троечниками – 80 – 90 слов.
Для того, чтобы полноценно воспринимать текст учебника, ребенок должен читать не менее 120 слов в минуту. Ребенок, который читает около 90 слов в минуту, воспринимает из текста всего 1 абзац. Ребенок, который прочитывает 60 слов в минуту, запоминает из текста всего одно предложение. Сможет ли такой ученик в пятом классе полноценно приготовиться к нескольким устным предметам? Конечно же, нет. Он будет вынужден часами просиживать за выполнением домашнего задания. Сейчас в нашем классе, оказалось, по результатам проверки всего 12 человек, которые прочитали более 100 слов в минуту. Это мало. Ведь большинство родителей хотят видеть своих детей в пятых профильных классах, а для этого ребенок обязательно должен бегло и правильно читать, не говоря уже об особых успехах в области математики или русского языка. Вывод: дети должны дома читать, причем не только те тексты, которые им заданы как домашнее задание, но и художественную литературу.
Как добиться беглого чтения? Исследователи и опытные учителя дают несколько рекомендаций родителям.
1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках
овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу
читать. Лучше читать поменьше, но чаще. прочитал 5 – 7 минут и пересказал содержание абзаца. через еще 5 – 7 минут. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа – полутора за один прием.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что
последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего
чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок прочитывает несколько строк и после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, когда ребенок просматривает диафильм: две строчки прочитал, картинку посмотрел, отдохнул.
4. Для того, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении
техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книгой с крупным шрифтом и не слишком трудным текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Посчитайте, сколько он слов прочитал (включая предлоги и союз). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперед, каждому успеху.
Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает.
Чтобы ребенок полюбил читать, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода.
Первый подход– это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно – популярная литература, периодические издания.
Второй подход– приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги – друзья, книги – помощники, книги – собеседники)
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
- Обучая детей чтению, опираться на их интересы.
- Рассказывать детям сказки, чаще устраивать семейные чтения.
- Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа
проводят не только у телевизора.
- Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 лет – это промежуток
жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении
и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
- Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать
поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги. Вместе обсуждать
прочитанное.
Темы бесед с родителями трудных детей
Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).
Младший школьный возраст и его особенности.
Хочу и должен (по профилактике правонарушений).
Как выявлять и развивать способности детей.
Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.
Воспитание характера ребенка в семье.
Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.
Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).
Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).
Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.
Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.
Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.