Игра-соревнование «Математический турнир».
Форма проведения: соревнование команд
Цели мероприятия:
- развитие любознательности, внимания, памяти;
- наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.
Необходимое оборудование: ПК или ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, задания для команд на листах (Приложение)
Вступление
Ведущий:
Сегодня у нас с вами математический турнир. Этот турнир посвящается замечательной науке – математике, о которой еще Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”. Турнир будет состоять из трех этапов:
I Подготовительный этап
II Игровой этап
III Этап подведения итогов игры
Этапы мероприятия (урока).
I Подготовительный этап:
Каждая школа заранее выбирает команду из 5 человек, капитана, придумывает название, девиз.
II Игровой этап
а) на экране заставка игры (слайд №1)
Здесь затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи,
За работу, в добрый час!
б) представление жюри;
Чтоб игра пошла как надо
Я жюри представить рада
Тот, что справа - Ломоносов
Математик и философ.
Лобачевский слева здесь,
Гордость русская и честь.
Третья им как раз под стать
Софьей Ковалевской звать.
Известный математик Ян Снядецкий сказал: «Математика- царица всех наук. Её возлюбленный-истина, её наряд-простота и ясность. Дворец этой владычицы окружен тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится пробираться сквозь чащу. Случайный попутчик не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму, любящему истину, закалённому в борьбе с трудностями, свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычайно запутанным, но неиссякаемым и возвышенным наслаждениям ума, свойственным самой природе людей»
Я желаю вам не быть во дворце царицы всех наук случайными путниками.
В) Оглашение правил игры:
Перед началом игры каждая команда получает задачи и решает их в течение 45 минут.
Игра начинается с конкурса капитанов. Победитель этого конкурса приобретает для команды право первого хода.
Команда выбирает задачу на рулетке и представляет её решение.
Если команда не может дать решения задачи, то принимается решение болельщиков этой команды, но команда получает на 2 балла меньше возможного.
После этого свои варианты решения могут предоставить другие команды.
Жюри оценивает решения всех команд. Команда, получившая наивысший балл, приобретает право следующего хода.
Далее процесс повторяется до тех пор, пока не будут решены все задачи.
Команда, набравшая наибольшее количество баллов становится победителем турнира.
За нарушение дисциплины командой или её болельщиками, с команды снимаются баллы ( по 2 за каждое нарушение)
г) ход игр
И так турнир я открываю
Всем успехов пожелаю
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.
Представления команд. (название команды, девиз)
_____________Пусть нашим общим девизом сегодня станет пословица, зашифрованная на 1 слайде.
Ответ: Один за всех, и все за одного.
Разминка
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
1 тур – конкурс капитанов “Веселые вопросы”
За верный ответ-1 балл.
Вопросы:
1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
Ответ: 50.
2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?
Ответ: 5 минут.
3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить?
Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.
4. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба? Ответ: 16 кг.
5. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, убежали. Сколько овец осталось у Мамеда?
Ответ: 9 овец.
6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться? Ответ: Они подошли к разным берегам.
7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
Ответ: 30 км.
8. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?
Ответ: через 1 час.
9. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться? Ответ: дед-отец-сын.
10. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов? Ответ: 11.
____________________________________________________________________________________________
11. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье? Ответ: 8 детей.
12. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?
Ответ: Последнюю синицу отдал вместе с клеткой.
13. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате? Ответ: 4 кошки.
14. Профессор ложится спать в восемь часов вечера. Будильник заводит на девять. Сколько спит профессор?
Ответ: 1 час.
15. Угол в 1 1/2 ° рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины покажется угол?
Ответ: 1 1/2 °.
16. Вы – пилот самолета. Самолет летит в Лондон через Париж. Высота полета 8 тысяч метров, температура за бортом минус 40 градусов, средняя скорость 900 км/ч. Сколько лет пилоту?
Ответ: Столько, сколько капитану.
2 тур – «Математическая рулетка»
1. Загадочный треугольник (слайд №4).
Расставь на шарах треугольника цифры от 1 до 9 так, чтобы их суммы на сторонах треугольника были равны.
Ответ: 5 – 4 – 9 – 2 - 7- 3 – 8 -1 – 6 – 5.
2. Шпионские страсти (слайд №5).
В этой зашифрованной записи одинаковые знаки обозначают одинаковые цифры от 1 до 9. Расшифруйте запись.
Ответ: 99+9=108, 18∙9=162, 68: 2=34, 89-32=57.
3. Пути-дороги (слайд №6).
Из Москвы и Санкт- Петербурга одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Они двигались равномерно, без остановок со скоростями 80км/ч и 95км/ч. Какое расстояние будет между ними за один час до встречи?
Ответ: 175 км.
4. А ну-ка, раздели (слайд №7).
Выясните, делится ли числовое значение выражения 534∙974∙824 + 846∙916 на 10?
Ответ: да.
5. Альпинисты (слайд № 8).
В доме десять этажей. Во сколько раз лестница на десятый этаж дома длиннее, чем на второй?
Ответ: в 9 раз.
Черный ящик (слайд № 9).
На экране есть три подсказки, каждая подсказка уменьшает результат ответа на 1 балл.
Ответ: кубик Рубика.
6. Продолжи ряд чисел (слайд №10).
Задан ряд чисел: 1,1, 2, 3, 5, 8, 13…, продолжите его. (На слайде есть ответ.)
Ответ: 8+13=21
7. Исключи лишнее слово (слайд № 11).
Среди следующих слов: мамус, сочли, шкока, нусим исключи лишнее. (На слайде есть ответ.)
Ответ: шкока (кошка).
8. Накормим животных (слайд № 12).
Лошадь съедает один воз сена за месяц, осёл - за полтора месяца, а коза - за три месяца. Сколько возов сена лошадь, осёл и коза съедают за один месяц?
Ответ: 2 воза.
9. Сравним площади (слайд №13).
Сторона квадрата ABCD в 3 раза больше стороны квадрата MNPK. Во сколько раз площадь заштрихованной фигуры больше, чем площадь квадрата MNPK?
Ответ: в 8 раз.
10. Урожай (слайд № 14).
Любушка да Марьюшка вместе съели 9 яблочек, Любушка да Лизонька 10 яблочек, Лизонька да Марьюшка 11 яблочек. Сколько яблочек вместе съели Марьюшка, Любушка и Лизонька?
Ответ: 15 яблочек.
11. Полезно знать (слайд №15).
На все товары наносят штрих-код, который образован черными и белыми полосками, причем, крайние полосы черные. Черных полосок обычно 30, они бывают узкие и широкие. Число белых полос на 10 больше, чем узких черных. Сколько широких черных полос имеет такой штрих-код?
Ответ: 11 широких черных полос.
12. Тест на внимание (слайд № 16).
На слайде рисунок, выполненный с помощью геометрических фигур. Ответьте на вопросы:
Какой фигуры нет на рисунке? а) круга; б) квадрата; в) прямоугольника; г) треугольника; д) все перечисленные фигуры есть.
Ответ: г) треугольника
13. Экспертиза (слайд №17).
Из четырех монет одна фальшивая, причем, неизвестно, больше или меньше она по весу, чем настоящие монеты. За какое меньшее количество взвешиваний на рычажных весах можно определить эту монету?
Ответ: за два взвешивания.
III Этап подведения итогов игры (слайд №18):
Пока жюри подводит итоги, проводится Игра со зрителями: (шутка)
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?
Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
В конце игры жюри подводит и оглашает результаты, награждает грамотами и призами победителей. На экране фейерверк в честь победителей. Звучит музыка «Фанфары»
Заключительное слово:
Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни не знать неудач,
Вы идите по жизни смело
В мир загадок и сложных задач.
Ни беда, что идти далеко
Вы не бойтесь, что путь будет труден,
Достижения крупные людям Никогда не давались легко. СПАСИБО ЗА ИГРУ!
Приложение №1 - мультимедийная презентация.
Используемая литература и материалы:
Задания конкурса Кенгуру.
Абдрашитов Б. М. и др. Учитесь мыслить нестандартно.- М. Просвещение, 1996.
Щепан Еленьский. По следам Пифагора. – М.Просвещение, 1961.
Наша команда “Круг”.
Математике – он друг.
Ум, смекалка – всё в нас есть,
Всех достоинств и не счесть!
Наш девиз: «В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!»