СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сумма n- первых членов геометрической прогрессии"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях; 2. Организация деятельности учащихся по изучению нахождения суммы n-первых членов геометрической прогрессии; 3. Способствовать развитию наблюдательности; 4. Побуждать учащихся к преодолению трудностей; 5. Воспитывать познавательную активность, ответственность.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сумма n- первых членов геометрической прогрессии"»

Манаскентская СОШ Методическая разработка урока  по алгебре  в 9 классе «Сумма n первых членов геометрической прогрессии» Учитель математики высшей категории Таги-Заде Нажават Казимагомедовна Апрель 2016

Манаскентская СОШ

Методическая разработка урока по алгебре в 9 классе

«Сумма n первых членов геометрической прогрессии»

Учитель математики высшей категории

Таги-Заде Нажават Казимагомедовна

Апрель 2016

Цели :  1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях;  2. Организация деятельности учащихся по изучению нахождения суммы n-первых членов геометрической прогрессии;  3. Способствовать развитию наблюдательности;  4. Побуждать учащихся к преодолению трудностей;  5. Воспитывать познавательную активность, ответственность.

Цели : 1.  Расширить и углубить знания о прогрессиях; 2. Организация деятельности учащихся по изучению нахождения суммы n-первых членов геометрической прогрессии; 3. Способствовать развитию наблюдательности; 4. Побуждать учащихся к преодолению трудностей; 5. Воспитывать познавательную активность, ответственность.

Вспомним  а) Какая числовая последовательность называется геометрической прогрессией?  б) Что называется знаменателем геометрической прогрессии?  в) Как задается геометрическая прогрессия?  г) Сформулируйте формулу n-го члена геометрической прогрессии.

Вспомним

а) Какая числовая последовательность называется геометрической прогрессией? б) Что называется знаменателем геометрической прогрессии? в) Как задается геометрическая прогрессия? г) Сформулируйте формулу n-го члена геометрической прогрессии.

Среди последовательностей распознать арифметическую прогрессию и геометрическую прогрессию, а также вставить пропущенное число: а) 7,10,13,16,?,… б)9,?,21,… г) 1,3,9,27,?,… в) 5,10,20,40,?,… д) 2,?,6,… е) 1,5,25,?,…

Среди последовательностей распознать арифметическую прогрессию и геометрическую прогрессию, а также вставить пропущенное число:

а) 7,10,13,16,?,…

б)9,?,21,…

г) 1,3,9,27,?,…

в) 5,10,20,40,?,…

д) 2,?,6,…

е) 1,5,25,?,…

Договор.  Я обязуюсь ежедневно в течении 30 дней приносить вам по 100000 рублей.  А вы обязуетесь мне в первый день за 100000 рублей выплатить 1 копейку, во второй день – 2 копейки, и так каждый день будете увеличивать предыдущее количество денег в 2 раза.

Договор.

Я обязуюсь ежедневно в течении 30 дней приносить вам по 100000 рублей.

А вы обязуетесь мне в первый день за 100000 рублей выплатить 1 копейку, во второй день – 2 копейки, и так каждый день будете увеличивать предыдущее количество денег в 2 раза.

-Ребята, кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

-Ребята, кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Тема:  «Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии».

Тема: «Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии».

Дано:  ( b n ) – геометрическая прогрессия  b 1 = 1, q=2  Найти S 30  Решение:  S 30 =1+2+4+8+16+…=1073741823 коп = 10737418,23 руб.  Вопрос: для кого был выгоден этот договор?  Вывод?

Дано: ( b n ) – геометрическая прогрессия b 1 = 1, q=2 Найти S 30 Решение: S 30 =1+2+4+8+16+…=1073741823 коп = 10737418,23 руб. Вопрос: для кого был выгоден этот договор? Вывод?

Неудобно и громоздко!  Проблема: нельзя ли решить эту задачу проще? Можно. Но для этого нужно познакомиться с формулой суммы n- первых членов геометрической прогрессии.

Неудобно и громоздко! Проблема: нельзя ли решить эту задачу проще? Можно. Но для этого нужно познакомиться с формулой суммы n- первых членов геометрической прогрессии.

Легенда На первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – в два раза больше, т.е. 2 зерна, на третью – ещё в 2 раза больше, т.е. 4 зерна, и так далее до 64 – й клетки.

Легенда

На первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – в два раза больше, т.е. 2 зерна, на третью – ещё в 2 раза больше, т.е. 4 зерна, и так далее до 64 – й клетки.

Дано: ( b n ) – геометрическая прогрессия  b 1 =1, q = 2, n = 64.  Найти: S 64  Решение   1) S = 1 + 2 + 2 2 + 2 3 + ….+ 2 62 + 2 63 . 2) Умножим обе части на знаменатель прогрессии:  2 S = 2 + 2 2 + 2 3 +2 4 + ….+ 2 63 + 2 64 .  3) Вычтем из второго равенства первое и упростим: 2S – S = (2 + 2 2 + 2 3 +2 4 + ….+ 2 63 + 2 64 ) –  (1 + 2 + 2 2 + 2 3 + ….+ 2 62 + 2 63 ) = 2 64 - 1  Математика – это точная наука. Царь должен отдать 18 446 744 073 709 551 615 зерен. 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 (миллиарда) 709 миллионов 551 тысячу 615

Дано: ( b n ) – геометрическая прогрессия b 1 =1, q = 2, n = 64. Найти: S 64 Решение

1) S = 1 + 2 + 2 2 + 2 3 + ….+ 2 62 + 2 63 .

2) Умножим обе части на знаменатель прогрессии:

2 S = 2 + 2 2 + 2 3 +2 4 + ….+ 2 63 + 2 64 .

3) Вычтем из второго равенства первое и упростим:

2S – S = (2 + 2 2 + 2 3 +2 4 + ….+ 2 63 + 2 64 ) –

(1 + 2 + 2 2 + 2 3 + ….+ 2 62 + 2 63 ) = 2 64 - 1

Математика – это точная наука. Царь должен отдать

18 446 744 073 709 551 615 зерен.

18 квинтильонов

446 квадрильонов

744 триллиона

73 (миллиарда)

709 миллионов

551 тысячу

615

Индусский царь не в состоянии был выдать Сете обещанную награду. Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за пять он смог бы рассчитаться.

Индусский царь не в состоянии был выдать Сете обещанную награду. Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за пять он смог бы рассчитаться.

Формула суммы n первых членов  геометрической прогрессии, в которой q ≠ 0

Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии, в которой q ≠ 0

Решим задачи (вместе) а) Дано: (b n )- геометрическая прогрессия. b 1 =8, q=1/2. Найти: S 5.   б) Дано: (b n )- геометрическая прогрессия q=2, S 7 =635. Найти: b 1  и b 7 .  в) Дано: (b n )- геометрическая прогрессия b 1 =3, q=2, S n =189. Найти: n.

Решим задачи (вместе)

а) Дано: (b n )- геометрическая прогрессия.

b 1 =8, q=1/2.

Найти: S 5. 

б) Дано: (b n )- геометрическая прогрессия

q=2, S 7 =635.

Найти: b и b 7 .

в) Дано: (b n )- геометрическая прогрессия

b 1 =3, q=2, S n =189.

Найти: n.

Самостоятельная работа 1. Найти сумму 5 первых членов геометрической прогрессии, в которой b 1 =4, q=2. 2. Найти первый член геометрической прогрессии, в которой q=2, S 5 =93. 3. Найти число n членов геометрической прогрессии, в которой b 1 =5, q=2, S n =635.

Самостоятельная работа

1. Найти сумму 5 первых членов геометрической прогрессии, в которой

b 1 =4, q=2.

2. Найти первый член геометрической прогрессии, в которой

q=2, S 5 =93.

3. Найти число n членов геометрической прогрессии, в которой

b 1 =5, q=2, S n =635.

Рефлексия 1. Я запомнил, что… 2. Что было легко? 3. Что было трудно? 4. Оцените свою активность на уроке по шкале от 0-5. 5. Что понравилось? 6. Что не понравилось? 7. Какую отметку вы бы себе поставили за работу?

Рефлексия

1. Я запомнил, что…

2. Что было легко?

3. Что было трудно?

4. Оцените свою активность на уроке по шкале от 0-5.

5. Что понравилось?

6. Что не понравилось?

7. Какую отметку вы бы себе поставили за работу?

Домашнее задание 1. Служившему воину дано вознаграждение: за первую рану-1 коп., за другую -2 коп., за третью-4 коп, и т. д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 р. 35 коп. Спрашивается число его ран. 2. Каждое простейшее одноклеточное животное инфузория- туфелька размножается делением на 2 части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320. 3. Рост дрожжевых клеток происходит делением каждой клетки на две части. Сколько стало клеток после их десятикратного деления, если первоначально было 6 клеток.

Домашнее задание

1. Служившему воину дано вознаграждение: за первую рану-1 коп., за другую -2 коп., за третью-4 коп, и т. д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 р. 35 коп. Спрашивается число его ран.

2. Каждое простейшее одноклеточное животное инфузория- туфелька размножается делением на 2 части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320.

3. Рост дрожжевых клеток происходит делением каждой клетки на две части. Сколько стало клеток после их десятикратного деления, если первоначально было 6 клеток.

Список использованных материалов Алгебра 9 класс. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. М., 2014 http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/04/03/summa-n-pervykh-chlenov-geometricheskoy-progressii http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/10/19/otkrytyy-urok-v-9-klasse-na-temu-summa-n-pervyh-chlenov  https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-algebre-na-temu-summa-n-pervih-chlenov-geometricheskoy-progressii-1666021.html

Список использованных материалов

Алгебра 9 класс. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. М., 2014

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2012/04/03/summa-n-pervykh-chlenov-geometricheskoy-progressii

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2015/10/19/otkrytyy-urok-v-9-klasse-na-temu-summa-n-pervyh-chlenov

https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-algebre-na-temu-summa-n-pervih-chlenov-geometricheskoy-progressii-1666021.html