СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табличные информационные модели

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Табличные информационные модели»

Открытый урок информатики в 9 классе

учитель информатики Терехова Ю.Н.

Тема урока: Табличные модели

Цель урока: создание условий для первичного усвоения учащимися знаний и умений, необходимых для построения табличных моделей.


Задачи урока:


Обучающие - научить алгоритму составления табличных моделей; сформировать/закрепить навыки создания таблиц; вспомнить алгоритм создания и заполнения таблиц при работе в текстовом редакторе.


Развивающие:

  • развивать способность учащихся анализировать информацию;

  • развивать образное, критическое мышление;

  • развитие системного мышления.

Воспитательные - сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц.


Предметные:

  • сформировать представление о типах таблиц

  • умение создавать таблицы с применением текстового редактора.

Метапредметные:

  • закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов;

  • иметь представление о подходах к поиску информации;

  • применение таблиц для представления текстовой информации.

Личностные:

    • стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;

    • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

    • осуществление контроля и самоконтроля;

    • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;


Используемые педагогические технологии, методы и приемы: развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, активное взаимодействие ученика и учителя.


Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.


Необходимое оборудование проектор, учебник, карточки с заданиями, презентация к уроку.

Предмет Информатика и ИКТ

Класс 9

Базовый учебник Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Готовят рабочие места к уроку


2

Актуализация знаний

1.Каждому учащемуся предлагает тест (индивидуальный лист) по ранее изученному материалу (Приложение 1).

2.Выводит ключ теста на слайд, организуя самопроверку учащимися своих работ.

3.Рефлексия: посмотрите на результаты своих работ, охарактеризуйте свое отношение к этим результатам, нарисовав смайлик.

4.Просит сделать каждого учащегося вывод о том, что

необходимо разобрать более подробно, в чем нужна помощь. Тем, кто не справился с заданием, предлагает поставить на полях тетради знак восклицания, напоминающий ученику о необходимости корректировки знаний.

1.Выполняют тест, записывая ответы в тетради.

2.Выполняют самопроверку, используя ключ.

3.Характеризуют отношение к результату своей работы.

4. Отмечают при необходимости непонятные моменты.

Регулятивные УУД: контроль знаний; оценка качества знаний

3

Постановка цели урока

Поделить класс на две группы. Раздать карточки с текстом (у одной группы текст в табличном виде, у другой обычный). Предложить прочитать текст (на карточках на парте) (Приложение 2) внимательно и ответить на вопросы:

  1. О скольких различных водохранилищах идет речь?

  2. Какие характеристики водохранилищ приводятся в тексте?

  3. У какого водохранилища самый большой напор?

самая маленькая площадь?

У одной группы отвечать на вопросы получается быстрее. Почему? Обменяйтесь карточками.

Ответьте на вопросы:

Любой текст можно представить в виде таблицы? В каком случае удобно использовать табличный способ представления информации? Учитель выслушивает предложения, по необходимости задает наводящие вопросы, подводя учащихся к представлению информации в виде таблицы.
















Просит учащихся сформулировать тему и цели урока.

Корректирует тему и цели урока.

Тема: Табличные модели

Цель нашего урока: познакомиться с понятием «табличная модель» и формировать умение строить табличные модели

Учащиеся читают текст, отвечают на вопросы.





(Всего 5 различных водохранилищ.

Характеристики – средняя глубина, площадь, объем и напор.

Самый большой напор у Братского водохранилища; самая маленькая площадь у Камского водохранилища);

Высказывают мнение о том, почему у одной группы быстрее. Предполагаю потому, что текст представлен в виде таблицы. Вывод.

Чем таблица удобнее текста? Для чего нужны таблицы? Сделайте вывод, когда используют таблицы.

Приведите примеры, где вы встречали различные таблицы.

Возможные ответы:

-таблицы используются в следующих случаях:

-при необходимости представить данные, для которых важно точное числовое значение.

-при необходимости представить большое количество чисел в компактном виде

-для обобщения сведений.

-для представления информации, слишком сложной для простого и четкого изложения в тексте или изображения на рисунке.


Учащиеся озвучивают тему и цели урока.


Записывают тему урока в тетрадь.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные УУД: целеполагание

КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение полно и с точностью выражать свои мысли

4

Первичное восприятие нового учебного материала

Прочитайте параграф учебника и скажите какие различают виды таблиц.

Класс делится на группы и каждая группа рассказывает об одном виде таблиц (объект-объект, объект-свойство, двоичные матрицы) Что такое матрица?

Оформляют сведения в виде схемы (работают в паре)(Приложение 3)

Типы таблиц

с одержит:

5.Предлагает обсудить результаты работы с параграфом.

6.Выводит схему на слайд.

Типы таблиц



«объект- «объект-свойство» объект»

содержит:

связь между характеристики объектами объектов


Находят информацию в параграфе, сообщают, что различают два вида таблиц

От каждой группы выступает ученик с рассказом об одном типе таблицы, внимательно слушают, оценивают рассказы.






Одна пара представляет свои результаты. Остальные слушают, дополняют или корректируют.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; анализ

Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера; умение с точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД: контроль и коррекция

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, ориентация в межличностных ролях.

5

Динамическая пауза

Физминутка для глаз

Выйдем из-за парт и выполним следующие упражнения:

Зажмурьте глаза, задержите их так, а затем откройте;

  1. Посмотрели в правый верхний угол стены перед собой;

  2. Проведите по верхнему краю стены влево и обратно 3 раза;

  3. Посмотрите на кончик своего носа, на дальнюю точку на противоположной стене (повторите 3-4 раза);

  4. Посмотрели в левый верхний угол стены перед собой;

  5. Проведите по верхнему краю стены вправо и обратно 3 раза;

  6. Зажмурьте глаза, задержите их так, а затем откройте.


Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Регулятивные УУД: саморегуляция

6

Контроль за результатом учебной деятельности школьников

Практическая работа на компьютере

Напоминает, что целью урока также является формирование умения строить таблицы. 

Напомнить о ТБ при работе за компьютером

1.Организует работу по первичному усвоению учебного материала (ученикам выдается текст (Приложение 4); необходимо представить этот текст в виде таблицы в среде текстового редактора

В помощь учащимся предлагается алгоритм.

(Приложения 5,6.

Алгоритм построения табличной модели типа «объект-свойство»)



2.Учащимся, полностью правильно справившихся с заданием, выставляются оценки.

Учащиеся организуются и выполняют задание компьютере. Учитель или более сильные ученики оказывают помощь более слабым




















Осуществляют взаимопроверку, исправляют, дополняют таблицы.

Личностные УУД: ориентация в межличностных отношениях; знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Регулятивные УУД: планирование; контроль и коррекция; оценка результатов работы; саморегуляция

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование информации; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели; анализ; выбор критериев для сравнения

Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера

7

Рефлексия деятельности

1.Организует подведение итогов работы с помощью вопросов:

  1. С каким типом моделей мы познакомились на уроке? Зачем они применяются?

  2. Какие типы таблиц вы знаете? Почему им даны такие названия?

  3. Сформулируйте своими словами алгоритм

построения табличных моделей.

2.Организует рефлексию собственной деятельности учащихся на уроке, предлагая закончить предложения:

  1. На уроке я успел сделать …

  2. В результате я узнал и научился …

  1. Я не понял, у меня не получилось …

Отвечают на вопросы учителя.


















Оценивают свою деятельность, заканчивая предложения.


Личностные УУД: личностное самоопределение

Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы

Познавательные УУД: рефлексия результатов деятельности

8

Запись домашнего задания

Выводит домашнее задание на слайд и комментирует.

Записывают домашнее задание § 1.4.

Вопросы 8,9 выполнить в тетради.

Дополнительное: Творческое задание подготовить доклад «Моделирование на компьютере»


Регулятивные УУД: прогнозирование











Приложение 1.

Тест

  1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»

  1. моделью

  2. копией

  3. предметом

  4. оригиналом


  1. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит … информации»

  1. меньше

  2. столько же

  3. больше


  1. Укажите примеры натурных моделей:

  1. физическая карта

  2. глобус

  3. график зависимости расстояния от времени

  4. макет здания

  5. схема узора для вязания крючком

  6. муляж яблока

  7. манекен

  8. схема метро


  1. Укажите примеры образных информационных моделей:

  1. рисунок

  2. фотография

  3. словесное описание

  4. формула


  1. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»

  1. образной

  2. знаковой

  3. смешанной

  4. натурной


  1. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:

  1. клавиатура – микрофон

  2. река – Днепр

  3. болт – чертеж болта

  4. мелодия – нотная запись мелодии

  5. весна – лето






Приложение 2.

Средняя глубина Камского водохранилища — 6,5 м. Площадь Горьковского водохранилища — 1400 кв. км. Объем Рыбинского водохранилища — 25 куб. км. Напор Цимлянского водохранилища — 26 м. Площадь Братского водохранилища — 5300 кв. км. Средняя глубина Куйбышевского водохранилища — 10,4 м. Объем Цимлянского водохранилища — 24 куб. км. Средняя глубина Горьковского водохранилища- 3,65 м. Площадь Рыбинского водохранилища – 4650 кв.км. Объем Братского водохранилища — 180 куб. км. Площадь Камского водохранилища — 1700 кв.км. Напор Куйбышевского водохранилища — 28 м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища — 9,2 м. Напор Камского водохранилища — 21 м. Площадь Куйбышевского водохранилища — 5000 кв.км. Напор Рыбинского водохранилища — 25 м. Средняя глубина Братского водохранилища — 34 м. Объем Куйбышевского водохранилища — 52 куб.км. Напор Горьковского водохранилища —18 м. Средняя глубина Рыбинского водохранилища — 5,5 м. Объем Камского водохранилища — 11 куб.км. Напор Братского водохранилища — 104 м. Площадь Цимлянского водохранилища — 2600 кв.км. Объем Горьковского водохранилища-8,71 куб.км
















Приложение 3.


Таблица №1.

Параметр

Значение параметра

Стоимость

5 000 руб.

Инфракрасный порт

Да

Работа в режиме разговора

6 часов

Виброзвонок

Да

Память

2 Гбайт


Таблица №2

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Двоичная

2

0,1

Десятичная

10

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

Восьмеричная

8

0,1,2,3,4,5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,В,С,D,E,F


Таблица №3

Автор

Название

Год издания

Жанр

А. Беляев

Человек-амфибия»

1990 г.

Фантастика

А. Пушкин

Сказка о царе Салтане»

1985 г.

Поэтическая сказка

Л.Толстой

Война и мир»

1972 г.

Трагедия









Приложение 4.

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы — 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура —36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукса — 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса — 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса — 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды — 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана — 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба — 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля — 820 световых лет.













Приложение 5.

___________________________________





























































Приложение 6.

Алгоритм построения табличной модели типа «объект-свойство»

  1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;

  2. Уточнить структуру таблицы;

  3. Заполнить таблицу, перенеся в нее информацию из текста.

















































Приложение 2.





Название водохранилища

Средняя глубина

Напор

Площадь

Объем

Камское

6,5 м

21 м

1700 км2

11 куб.км

Горьковское

3,65 м

18 м

1400 км2

8,71 куб.м

Рыбинское

5,5 м

25 м

4650 км2

25 куб.км

Цимлянское

9,2 м

26 м

2600 км2

24 куб.км

Братское

34 м

104 м

5300 км2

180 куб.км

Куйбышевское

10,4 м

28 м

5000 км2

52 куб.км





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!