2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачивают против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. . Эффект группового фаворитизма . Это тенденция благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. . Эффект группомыслия . возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. Эффект маятника . Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда. . " width="640"
Взаимоотношения личности и группы. Групповые эффекты.
Эффект социальной фасилитации. Его можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация — это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле – это усиление мотивации человека решить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией . (например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение). В присутствии других людей повышается скорость решения простых математических задач, простых заданий на моторику и т. п.
Групповые эффекты- это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются механизмами функционирования группы, с помощью которых группа переходят с одного уровня развития на другой.
Группа и личность в социальной структуре общества выступают как самостоятельные субъекты тех или иных социальных действий. Поэтому можно рассматривать и анализировать их взаимодействие друг другом, также взаимоотношения, складывающиеся между личностью и группой. Эти взаимодействия и взаимоотношения можно представить по аналогии с взаимодействиями и взаимоотношениями других социальных субъектов, например, отдельных личностей или отдельных социальных групп.
Основные групповые эффекты:
Психофизилогический эффект . Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствия других людей (усиливается потоотделение, учащается дыхание, усиливаются мышечные сокращения, повышается давление крови и частота пульса). Причем, чем значимее ситуация группового взаимодействия и значимее окружающие люди, тем ярче выражен психофизиологический эффект.
Эффект конформизма . Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы.
Эффект принадлежности к группе - это групповая идентичность.
Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов ввели термин « групповая идентификация ». Они создали теорию социальной идентичности , основные положения которой заключаются в следующем:
· человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая, таким образом, статус группы и собственную самооценку;
· когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков.
· эмоциональный компонент групповой идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств — любви или ненависти, гордости или стыда;
· поведенческий компонент проявляется тогда, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для человека.
На работе преобладают профессиональные идентификации, дома — семейно-ролевые, в общении с друзьями — половые и возрастные, в общении с представителями других стран и культур — этнические, культурные, религиозные и пр.
Эффект подражания . Это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. Когда люди не уверенны, они ориентируются на действия других, чтобы решить, как действовать им самим. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.
Эффект социальной лени . По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение индивидуального вклада в общегрупповую работу. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93 % суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85 %, а из восьми человек — только 49 %.
Эффект «ореола»- Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информациии или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессионалыных качествах или личностных характеристиках другою человека.
Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев.
Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачивают против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. .
Эффект группового фаворитизма . Это тенденция благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы. .
Эффект группомыслия . возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека.
Эффект маятника . Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Показателем эмоционального состояния группы является настроение работников в процессе труда. .