Театральная педагогика как инновационное направление воспитательно-образовательной работы в ДОО
Движущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека.
«17» октября 2013 г. приказом Минобрнауки РФ № 1155 утвержден ФГОС ДО, в котором в пункте 1.6. определены задачи, поставленные перед дошкольным образованием. Вот некоторые из них: формирование общей культуры личности детей … развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка … формирование социокультурной среды … В контексте новых образовательных стандартов становятся актуальными возможности театральной педагогики.
Театральная педагогика – это педагогическая технология, которую в полной мере можно назвать инновационной. Многие элементы технологии «театральная педагогика» активно используются в дошкольной практике.
Феномен театральной педагогики в ее огромных воспитательных возможностях. Применение в практике воспитательно-образовательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора детей, воспитанию их общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств, развитию эмоциональных и творческих способностей, художественного вкуса.
Театральная педагогика – это не изобразительное искусство, не обучение актёрскому мастерству, прежде всего это исследование мира. Театральная педагогика – это не отдельные элементы театрализации, а целостное направление педагогики. Это взгляд на процесс образования как на драматическое действо, которое увлекает участников на эмоциональном уровне. Это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов.
Дошкольная театральная педагогика воспитывает личность ребенка средствами театрального искусства. Театр, театральная игра и ее элементы предстают как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, познаваемый формирующейся личностью. (1) Театрально-эстетическая деятельность органично включается в образовательный процесс; является самым универсальным средством развития личности, личностных способностей человека; помогает решить многие актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций.
Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики, реализующее в образовании следующие принципы:
событийности, проживания, продуктивного действия, личностного творческого действия, импровизации, осмысленности, разнообразия содержания, целостности и «зерна».
Екатерина Толкачева «Как театральная педагогика помогает в школе» | М. В. Курышева «Театральная педагогика как учебный предмет в системе подготовки педагогов дошкольного и начального образования» |
https://newtonew.com/discussions/drama-education-in-russia | http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/kurysheva_m._v._47_50_5_170_2016.pdf |
Принцип событийности |
Принцип событийности означает, что во время образовательных ситуаций, занятий, игр должно происходить что-то такое, что для участников действия меняет мир. Через переживания событий ребенок развивается. | Принцип событийности – предполагает телесное переживание какого-либо события, действия, процесса, явления реальной действительности, моделирование событийных ситуаций в предлагаемых обстоятельствах |
Принцип проживания |
Принцип проживания определяет, что событие не может быть результатом принятия внешних условий. Оно может быть только результатом личного переживания, открытия. | |
Принцип продуктивного действия |
| Принцип продуктивного действия – в результате совместной деятельности появляется некий реальный продукт |
Принцип личного творческого действия |
Образование в театральной педагогике становится территорией личного творческого действия. В процессе обучения свобода творчества может ограничиваться постепенно через предлагаемые обстоятельства, проблемы и трудности, которые надо преодолеть, но не через запреты. При соблюдении этого принципа все компетенции становятся результатом личностно-значимых открытий, а не навязывания догм | |
Принцип импровизации |
Принцип импровизации — отличительная черта театральной педагогики. Прежде чем думать, хороший актёр должен действовать. Спонтанность, непосредственность — качества, которые позволяют раскрыть потенциал ребёнка, но которые часто «глушатся» традиционной образовательной системой. И педагог, который сам не может быть непосредственным, боится импровизировать, не научит этому другого. | Принцип игровой импровизационности пред-полагает создание свободной атмосферы занятия, способствующей творческому самовыражению и самоактуализации обучающихся; отсутствие образца для подражания |
Принцип осмысленности |
Театральная педагогика — это про осмысленность. Здесь, как на сцене, сразу видишь «верю — не верю» Станиславского. «Фальшивит или вправду существует?» — очень важный для образования момент. Один педагог имитирует обучение, у него не происходит этого личностного открытия на уроке. А другой по-настоящему исследует, размышляет, сомневается, а значит — учит, и это не вопрос количества знаний, не запомненные даты и фамилии. | |
Принцип разнообразия содержания |
| Принцип разнообразия содержания предполагает не только использование различных форм и методов обучения, но и вариативность учебного материала, который дети выбирают самостоятельно, так же, как и формы работы |
Принципа целостности и «зерна» |
Е. И. Косинец, педагог и режиссёр, Т. А. Климова, психолог, А. Б. Никитина, кандидат искусствоведения, научные сотрудники Московского института открытого образования «Театральная педагогика в школе» |
http://wwhw.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925.pdf |
Принципа целостности и «зерна». От простого, но целостного живого,— к сложному целостному живому. Развитие это бесконечно. Перенесение данного принципа на образовательную систему позволяет решить проблему мозаичности картины мира, складывающейся у ребёнка в процессе обучения, её оторванности от реальной жизни, сохранения целостности мировоззрения на каждом этапе его развития. Применение этого принципа влияет на отношение детей к обучению, усиливая мотивацию, способствуя формированию целостной сбалансированной личности |
Внедрение методов театральной педагогики, их точечное применение позволяет решать задачи достижения предметных результатов не только в области театрального профиля, но и в любой другой области дошкольного образования и призвано решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.
Театральное искусство дает детям такие неоценимые приоритеты, как:
- уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;
- решение собственных проблем эмоционального благополучия;
- приобретение навыков коллективного общения, необходимого в последующей взрослой жизни;
- воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности;
-приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;
- соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти;
- развитие задатков и творческих качеств: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;
- приучение к дисциплине и самодисциплине;
- формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду;
- расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни.
В современном мире у детей есть много привлекательных видов досуга – ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Сегодня самый гениальный педагог не может конкурировать с медийной средой. Педагог эту конкурентную борьбу должен выигрывать за счёт того, что только он может дать — за счёт другого качества общения.
Педагог должен стать организатором открытой образовательной творческой среды для живого общения, режиссёром, который так организует пространство, что оно становится драматическим полем взаимодействия. Диалог в этой художественно-творческой среде может быть на любую тему (от науки до религии), но целью его всегда будет формирование целостной картины мира, одновременное развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей. Педагог-режиссер – это особая педагогическая компетентность.
Виктор Ильев, автор одного из самых авторитетных учебных пособий по театральной педагогике, говорит: «Начинай с чего угодно, только не с урока. Ты должен удивить класс»
Театральная педагогика не является «волшебной палочкой», которая одним взмахом решит все проблемы: нашёл «точку удивления» на уроке — и сразу выросла мотивация, наладилась эмоциональная атмосфера и проявилась творческая инициатива. Чудес не бывает. Но системное и осмысленное обращение к театральным практикам, к личной импровизации, к художественному образу способно превратить школьную рутину в пространство интеллектуальных и эмоциональных открытий.
Театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.
Таким образом, театральная деятельность – это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа.