СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме: "Вставай, страна огромная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по теме: "Вставай, страна огромная"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме: "Вставай, страна огромная"»

Предмет: окружающий мир

УМК: «Перспектива»

Класс: 4

Тема: «Вставай, страна огромная»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: расширить первичные представления учеников о Великой Отечественной войне, показать разрушительные последствия распространения фашизма

Задачи:

Образовательная:  создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашей страны, образ войны, в которой народ сплотился ради спасения Отечества и мира от ужасов фашизма;

Развивающая: развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к героическому прошлому, развивать память, внимание

Воспитательная: создать условия для появления у детей чувства гордости за героическое прошлое своей страны, продолжить формирование негативного отношения к завоевательным войнам путем показа страдания народа в ВОВ, воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма

Формирование УУД:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-ставить проблему поискового характера;

-проводить рефлексию результатов деятельности;

-оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные :

-слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

Регулятивные:

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

-ориентирование в межличностных отношениях при работе в парах;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование личностного смысла учения.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-Из глубокого колодца

Солнце медленно встает

Свет его на нас прольется

Луч его нам улыбнется

Новый день оно начнет

-Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу.


Привествуют учителя, настраиваются на работу

Регулятивные:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.


Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

-Ребята, давайте начнём свою работу с повторения ранее вами изученного материала, ваша задача внимательно слушать вопрос и давать на него полный правильный ответ.

-Почему новую власть называли советской?

-Когда появилось новое государство-СССР?

-Что было построено в ССР в 30-е года?


-Легкой ли была жизнь в то время?







-Советы были основным звеном в управлении государством

-В 1922г.

-Новые города, электростанции, Московское метро

-И в городе, и в деревне люди бедствовали. Жизнь была очень тяжёлой.)

Регулятивные:

-волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов


Личностные :

-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата


Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

-Для того что бы понять о чем мы с вами будем сегодня говорить, я вам предлагаю прослушать небольшой фрагмент песни. После чего мы ее с вами обсудим.

- О чем эта песня? Что она напоминает?

-Это патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность. Эта песня известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»

-А кто-нибудь догадался, какая у нас сегодня тема урока?

-Давайте теперь откроем учебник на стр. 76 и прочитаем тему урока.  

-Какие цели перед собой поставим?




Вызказывают свои мнения после прослушивании песни











-о Великой Отечественной войне




-узнать о ВОВ

Регулятивные:

умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Построение проекта выхода из затруднения

-Как вы понимаете слова, Отечественная война?

-Помните ли вы, какая ещё война в нашей истории называется Отечественная? -Почему эта война называется Отечественная?

-. А как вы понимаете слова Великая Отечественная война?

Звучит запись «Внимание! Говорит Москва!».

-Вот так граждане СССР узнали, что началась война. Для простых советских людей нападение оказалось полной неожиданностью. Это было летнее воскресное утро, многие ещё крепко спали и только готовились отдыхать…


-Когда граждане одной страны встают на защиту своего Отечества

- Война 1812 года

- Тогда весь народ встал на защиту своего отечества

-Это когда много граждан страны отдали свои жизни для победы в войне

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей..

Коммуникативные :

-строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.


Реализация построенного проекта выхода из затруднения










































































































































































































Физминутка

-Давайте прочитаем 1 абзац. Когда началась ВОВ? Кто принял на себя первый удар?      

-В первый день на города у  западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей Родины маршировала фашистская пехота, и мчались танки. Наши люди ещё ничего не знали и радовались летнему воскресному дню.

-Теперь давайте прочитаем следующий абзац. Николай Францевич Гастелло  — советский военный лётчик, участник трёх войн. 26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Николая Францевича Гастелло в составе лейтенанта Анатолия Акимовича Бурденюка, лейтенанта Григория Николаевича Скоробогатого и старшего сержанта Алексея Александровича Калинина на самолёте ДБ-3Ф (дальний бомбардировщик) вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Н. Ф. Гастелло присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.

-Читаем следующий абзац.

- Какие города героически сражались и отчаянно сражали?

-Читаем дальше. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941, а закончилась 27 января 1944. Продолжалась блокада 872 дня. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

-Ребяьа, посмотрите на слайд, может кто-нибудь знает эту девочку

-Это Таня Савичева — маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц. И который стал одним из главный скорбных символов Великой Отечественной войны. Таня Савичева родилась в большой и дружной семье — мама, папа, две сестры Женя и Нина, братья Лёка и Миша.

8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, но семья Савичевых была уверена — вместе продержатся, выстоят, переживут… Вслед за голодной осенью пришла суровая зима. Как-то, убираясь дома, Таня нашла забытую её сестрой Ниной записную книжку. Часть книжки была заполнена записями Нины, а вот другая — с алфавитом для телефонных номеров — оставалась нетронутой. Таня не стала выбрасывать находку и сохранила её у себя в шкафчике. Вскоре в этом дневнике появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.». Не прошло и месяца, как в дневнике Тани Савичевой детским почерком были начертаны уже другие строки под буквой «Б»:«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». 28 февраля 1942 года домой не вернулась сестра Нина. Мама пыталась навести справки, но так ничего и не узнала. В этот раз Таня не записала в свой дневник ничего, девочка хотела верить, что сестра жива. Меньше, чем через месяц, после Нины от Тани ушёл брат Лёка. Но здесь надежды не было, Таня знала — он ушёл навсегда. Под буквой «Л» Таня карандашом написала: «Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.». Следующая запись не заставила себя долго ждать:«Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.». Голод, как самая страшная эпидемия, убивал семью Савичевых одного за другим. Дядя Лёша перед смертью уже не мог ходить, врач разводил руками. Родным оставалось только смотреть, как он угасает. Таня снова взялась за карандаш. Записала: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.» и спрятала ненавистный дневник. Но через три дня ей пришлось достать его снова. Через три дня появились последние четыре самых страшных надписи в маленькой записной книжке маленькой девочки Тани Савичевой:

Под буквой «М» —«Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» — «Савичевы умерли»; под буквой «У» — «Умерли все»; под буквой «О» — «Осталась одна Таня»…

-Потом у Тани Савичевой были два долгих и мучительных года. Несколько недель она «гостила» у бабушкиной племянницы, которая была, не сильно рада, увидев у своих дверей девочку-сироту. Она пустила её на порог, но каждый раз выставляла из дома, когда уходила на работу. Домой Евдокия возвращалась к ночи. Всё это время Таня была на улице или сидела в подъезде. Вскоре Таня стала совсем в тягость Евдокии — девочка от истощения уже еле передвигалась, к тому же она была больна туберкулезом. Летом 1942 года Таню отправили в детский дом, который в августе был эвакуирован в посёлок Шатки. Спустя два года, в марте 1944-го Таня попала в дом инвалидов в селе Понетаевка. В медицинской карточке Тани Савичевой, помимо костного туберкулёза, значилось: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».

Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года.  Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Нину вместе с коллегами прямо с работы эвакуировали из Ленинграда. Всё проходило в такой спешке, что она даже не смогла передать весточку родным. Миша был ранен, но всё-таки выжил и вернулся с фронта. Маленькую записную книжку с 9 страшными записями, начертанными карандашом нетвёрдой детской рукой, Нина, которая вернулась в Ленинград уже после снятия блокады, нашла у Евдокии. По воле случая дневник маленькой девочки, похоронившей свою семью, увидел знакомый Нины, учёный секретарь Эрмитажа. Так история жизни и смерти простой ленинградской школьницы Тани Савичевой в 1946 году попала на выставку «Героическая оборона Ленинграда». Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны.

-После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия — звание Город-герой.

- 27 января является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда.

-Почему Гитлер планировал уничтожить Москву?

-Обороной Москвы было поручено командовать Георгию Константиновичу Жукову. Г. К. Жуков советский полководец. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР.

-Читаем дальше. Какие города были освобождены?

А кто-нибудь знает, кто такие партизаны? Партизаны-лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом), за свободу и независимость своей родины.

-Космодемьянская Зоя – партизанка специального партизанского отряда, действовавшего по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении. Первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских граждан в Великой Отечественной войне. 23 ноября 1941 года с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухово. Партизаны жили в лесах, выполняя боевые задания. Через несколько дней Зоя пробралась в район деревни Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню.

 На следующий день Зоя решила уничтожить другую конюшню. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее. Они привели Зою в дом Ворониных, где находился штаб полка. Ворониным было приказано выйти из избы. Но и с улицы они слышали, как гитлеровские офицеры избивали партизанку. Фашисты добивались, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала: "Нет! "

-Читаем дальше. Почему наступление советских войск на белорусском направлении было названо операцией «Багратион»? Что произошло 8 мая 1945 года? Что мы празднуем 9 мая?

Видео-физминутка

-читают первый абзац, отвечают на вопросы после прочтения








-читают второй абзац, отвечают на вопросы после прочтения


















































-Киев, Одесса, Севастополь, Смоленск








































































































































-читают третий абзац, отвечаю на вопросв

-Орел, Белгород, Харьков, Великий Новгород, Севастополь на юге, Петрозаводск на севере, Минск

-лицо, ведущее вооруженную борьбу на территории, оккупированной противником


Слушают про Зою Космодемьянская























-читают следующий абзац

Познавательные :

-проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства

Коммуникативные:

 -участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: 

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-О ВОВ написано много произведений, книг, поставлено множество памятников. Посмотрите на экран.

-Что вы видите?

-Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды.

-Н. Н. Жуков. Плакат. 1941 г. Художнику удалось создать яркий и ёмкий образ солдата, который защищает столицу своего государства. В его глазах – решимость, в его позе – уверенность, в выражении его лица – праведный гнев. Этот солдат – воплощение всех москвичей, которые никогда не сдадут свой город.

Добровольцы записываются на фронт. 1941 г. На этой картине показано, как молодые парни добровольно записываются на войну. Они даже не представляют, что их там ждет.

-Так же воздвигали памятники. Отройте стр. 78, посмотрите, сколько здесь изображено памятников. Наверное, нет ни одного города, где нет памятников о ВОВ.

-Ребята, а вы знаете в Ейске, какие памятники были сделаны в честь памяти ВОВ?




И. М. Тоидзе. Плакат. 1941 г.





















Отвечают на вопросы






Коммуникативные: 

-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-У вас на партах для каждого лежат листочки с заданием. Вам нужно написать даты к событиям.

Великая Отечественная война

Блокада Ленинграда

Станиградская битва

Освобождение Великого Новгорода

Курская битва

Кто еще не закончил?

- Поменялись работами. Смотрим на экран и проверяем, если правильно ставим «+», если не правильно то «-».

-Посчитайте сколько «+» и напишите это число. Как проверите, верните работу соседу.

-Поднимите руку те, у кого нет ошибок.Молодцы!

-Поднимите руку те, у кого 1-2 ошибки. Вы тоже молодцы, и я надеюсь, что в следующий раз у вас все получится.

Выполняют самостоятельную работу в парах

Регулятивные: 

-планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. 


Включение в систему знаний и повторение

-И так ребята, что мы сегодня с вами изучали на уроке?

-Когда началась война? Закончилась?


Изучили Великую Отечественную войну

-началась в 1941г.


-закончилась в 1945

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать, правильно отвечать на  поставленный вопрос

Регулятивные:

-подведят итоги урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- У вас на партах лежат кружочки, нарисуйте соответсвующий вам смайлик.

Домашнее задание: вам необходимо подготовить выступление о своем родственнике, который служил в ВОВ, либо знакомом.

-Спасибо вам за урок, мне было с вами очень прятно работать.

-Урок окончен, до свидания.

Оцеивают свою работу на уроке


Записывают домашнее задание

Регулятивные: 

-фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.