Предмет / Класс / Автор УМК | Биология. Y класс. УМК "Линия жизни" |
Место урока по теме | Урок № 18, Тема 3 Многообразие организмов |
Тема урока | 18/3.2 Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека |
Тип урока по ведущей дидактической цели: | Урок открытия знаний |
Цели: | Предполагаемый результат |
- по достижению предметных результатов: получение знаний о бактериях: особенности строения в сравнении с клетками растений и животных; формы; размножение; переживание неблагоприятных условий; роль в природе и значение в жизни человека - по достижению метапредметных результатов: формирование познавательных УУД: формулировать учебные задачи и выводы, анализировать текст и рисунки, работать с информацией и преобразовывать её, выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывать суждения, находить причинно-следственные связи, оценивать свою работу и работу своих одноклассников; коммуникативных УУД: слушать собеседника и понимать речь других; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. - по достижению личностных результатов: привитие культуры умственного труда, формирование научной картины мира, соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием. | получают знания о бактериях: особенности строения в сравнении с клетками растений и животных; формы; размножение; переживание неблагоприятных условий; роль в природе и значение в жизни человека; овладевают УУД: формирование познавательных УУД: формулировать учебные задачи и выводы, анализировать текст и рисунки, работать с информацией и преобразовывать её, выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывают суждения, находить причинно-следственные связи, оценивать свою работу и работу своих одноклассников; формирование коммуникативных УУД: слушать собеседника и понимать речь других; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. формирование регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место; планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Форма организации учебно-познавательной деятельности обуч-ся: индивидуальная, фронтальная, групповая Оборудование: дидактическая карточка (14 штук), рисунки бактериальной клетки, темы сообщений Подготовка доски: Д тема урока, закрытая демонстрационной таблицей растительной и животной клеток, запись учебных задач |
ХОД УРОКА |
Этап | Управляющая деятельность учителя (Постановка учебного задания) | Деятельность учащихся | Результат деятельности | Контроль |
Организационный момент | - Проверка готовности к уроку, приветствие обучающихся | Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность | Эмоциональный настрой на учебную деятельность | Визуальный |
Проверка д/з | Организация взаимопроверки и взаимооценки выполнения д/з в печатной тетради: задание № 3 на с. 40 (А 4, Б 2, В 3, Г 1) Выполнение письменного задания после параграфа 10 на с. 43 будет проверено на уроке позднее | 1.Командир проверяет выполнение д/з всеми членами команды 2. Уч-ся сверяют ответы в команде 3. Командир озвучивает ответы | Контроль над выполнением письменного д/з | Взаимооценка |
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний, выход на учебную проблему и постановка учебных задач | 1.Задание обуч-ся: по прочитанному учителем тексту определить, об организмах какого царства идёт речь 1 вариант «Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций» 2 вариант «Они живут в горячих источниках при температуре -80 градусов; некоторые из них выдерживают нагревание до +306 градусов; в 1 грамме пахотной земли их содержится от 1 до 20 млрд; в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100; в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч. Они были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км). Они переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности» 2. Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока (Урок 15,16 с. 40) и через проблему: «Почему бактерии так широко распространены на Земле и выживают в неблагоприятных?» к постановке учебных задач условиях? Учебные задачи: запись учебных задач учителем на доске | Слушают текст, обсуждают задание в командах, дают ответ. Озвучивают тему урока и высказывают предположения – ответы на проблемный вопрос (фронтально) Формулируют учебные задачи в командах, озвучивают (команда + те задачи, которые не были озвучены), корректируют | | На доске «экран» работы групп: 6 колонок: 1-№ задания; 2-6 - № групп Пятибальная шкала, по итогам выводится средний балл |
Решение учебных задач Задания на дидактической карточке | 1. Учитель «Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?» (микроскопических размеров, организм – одна клетка) С помощью каких методов можно изучать данные организмы? 2. Задание «№ 1 на с. 40. Подпишите на рисунке основные части бактериальной клетки. Определите особенности строения клеток бактерий по сравнению в клетками растений и животных (нет ядра) Вывод: Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме. Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий. 3. Задание № 2. Используя схему «Формы бактерий», зарисуйте в задании № 2 на с. 41 печатной тетради бактерии: кокки, бациллы, спириллы, вибрионы (индивидуально). Подготовьте устно ответ на вопрос (обсудить в команде) 4. Задание № 3. По данному рисунку и тексту параграфа 11 на с. 47 подготовьте устно рассказ о том, как размножаются бактерии (обсуждить в команде) 5. Задание № 4. Используя текст параграфа 11 на с. 45, выполните задание 5 на с. 41 (до статьи «Роль бактерий в природе и жизни человека») в следующем порядке: Прочитайте индивидуально указанный текст Обсудите ответ на вопрос в команде Запишите ответ в свою тетрадь 6. Задание № 5 Подготовить сообщения о роли бактерий в природе и жизни человека по темам (Проверка д/з): Другие варианты задания № 5: - проверка д/з; - заполнение таблицы на с. 42 | Отвечают на вопросы, при затруднении – обсуждают ответ в командах. Выполняют индивидуально задание 1 на с. 40 в печатной тетради, обсуждают ответ на вопрос в команде, дают ответ Делают вывод о малом размере бактерий; об одноклеточности бактерий. Выполняют индивидуально задание 2 на с. 40 в печатной тетради, обсуждают ответ на вопрос в команде, дают ответ Выполняют задания согласно инструкции Работают в команде по одной из тем (по жеребьёвке). Озвучивают результат | Получают знания о бактериях: особенности строения в сравнении с клетками растений и животных; формы; размножение; переживание неблагоприятных условий; роль в природе и значение в жизни человека. Овладевают познавательными, коммуникативными, регулятивными УУД | Контроль над усвоением знаний и уровнем сформированности УУД через наблюдение за работой обуч-ся, ответами во время проверки, выставление отметок командам по итогам выполнения заданий. Самоконтроль, взаимоконтроль Взаимопроверка работы в рабочей тетради у своего соседа |
Рефлексия учащихся | 1. Предлагает вспомнить тему и учебные задачи урока, оценить меру своего личного продвижения по решению учебных задач и успехи класса в целом | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока. Определяют степень своего продвижения к цели. Высчитывают оценку работы команды, выставляют отметки членам команды (не выше средней). Секретарь записывает результат на листочке и передаёт учителю | | Подсчёт набранных баллов, определение среднего балла и отметки |
Оценка деятельности на уроке | Оценка продуктивности работы (по объёму выполненного задания) | Слушают учителя, принимают к сведению информацию | | Оценка работы класса |
Домашнее задание | - Параграф 11. - Провести эксперимент на с. 43 печатной тетради - конкурс творческих работ о бактериях (индивидуально, в парах, группой): подготовить научно-популярный рассказ, в котором бактерии играли бы важную роль; придумать сказку или фантастический рассказ о бактериях; сочинить стихотворение; нарисовать комиксы; сделать модель бактериальной клетки и др. Пример Бактерии гниения Мы – бактерии гниения. Нас не любят, к сожалению. Портим мы у вас продукты: Мясо, овощи и фрукты. Портим всё: бумагу, сено. Но нужны мы, несомненно: Санитары мы Земли. Трудимся без устали. Кто уходит в мир иной, Превращаем в перегной. | Записывают д/з в дневник | | Самоконтроль |