II. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний. | 1.Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть басен И.А. Крылова. 2.На слайде вопросы. Слайд 1 Кто такой Наполеон? Что такое эзопов язык? Как вы считаете, как дата 1812 г. и понятие из предыдущего вопроса будут связаны с сегодняшним уроком? 3. Определение темы, цели, мотивация. Постановка проблемы. - Что вы видите на данной иллюстрации? ( Охотник со сворой собак прижали волка в угол). Слайд 2 - Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова “Волк на псарне” и к концу урока вы мне ответьте на главный вопрос урока “В чём заключена мораль басни?” Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, исходя из темы (ответы). Слайд 3 | Выразительное чтение Отвечают на вопросы учителя Познакомиться с новой басней И. А. Крылова «Волк на псарне»; проанализировать басню; узнать, какие исторические события отражены в басне, мораль басни. | Коммуникативные: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: Постановка и формулирование проблемы делать выводы, обобщения; |
III.Изучение нового материала. Выявление места и причины затруднений | Послушайте басню «Волк на псарне» в исполнении известного российского актера театра и кино Валентина Гафта. https://www.youtube.com/watch?v=-DhcG_TxaP4 (Во время чтения демонстрируется презентация с иллюстрациями к басне.) Слайд 4 Словарная работа.Слайд 5 Что такое псарня, овчарня? Кто такой забияка, ловчий? https://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=207 Ответьте на вопрос: Слайд 6 - Куда хотел попасть Волк? - Кто поднялся на псарне против Волка? (Поднялся вдруг весь псарный двор) - Как чувствовал себя Волк, запертый на псарне? (испугался) Докажите словами из текста - Что предпринял Волк, чтобы избежать наказание?(Пустился мой хитрец в переговоры) - Кто прервал переговоры с Волком? - Поверил Ловчий сладкой речи Волка? - Какими были решающие действия Ловчего? ( Выпустил на волка гончих стаю) На какие исторические события была написана эта басня? (На события Отечественной войны 1812 года) слайд 7 Историческая справка Практически в каждой басне И.А.Крылова изначально заложен определенный смысл, отражающий действительность, в которой жил баснописец. В большинстве случаев злободневность крыловских басен остается для нас неизвестной. «Крылов, - как пишет один из критиков, - никогда и никому не рассказывал, по какому случаю написана им какая басня, но когда близкий и приятный ему человек сообщал ему свою догадку, он отрицал таким образом, что отрицание его можно было принять за подтверждение догадки». В басне отражены события 1812 года, когда французский император Наполеон напал на Россию. Но наступил переломный момент: М.И. Кутузов смог разработать план, который спас всю Россию, а Наполеон был готов подписать соглашение о мире. Бородинское сражение стало решающим в войне 1812 года. И теперь уже условия ставил Кутузов, а Наполеона вместе с его войском с позором погнали из страны. Победа русских в Отечественной войне была неоспорима. Басню Крылова «Волк на псарне» знала наизусть вся Россия. Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию в знак уважения писателя к мудрому полководцу. Очевидцы рассказывали, что однажды после сражения Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура»!) | Слушают басню в исполнении актера, рассматривают иллюстрации. Отвечают на вопросы. Думал залезть в овчарню, а попал на псарню Поднялся вдруг весь псарный двор. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть Пустился мой хитрец в переговоры Ловчий Нет Выпустил на волка гончих стаю На события Отечественной войны 1812 года | Личностные: выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; осознавать собственное отношение к героям басни Регулятивные: принятие учебной задачи, планирование работы группы Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, осуществлять сотрудничество в группе сверстников. Познавательные: владение основами смыслового чтения, умение осуществлять сравнение, анализ с выделением признаков |
IV. Анализ содержания басни | - Попробуем восстановить исторические события Отечественной войны 1812 года, опираясь на басню Крылова «Волк на псарне». - О чём говорят строки басни “Волк, ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню”? (Эти строки подсказывают нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец.Он думал, что завоевать Россию будет так же легко). - Как вы понимаете строки: “Поднялся вдруг весь псарный двор...”? (На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян) - Как выглядел Волк, запертый в псарне? Дайте ответ словами басни. - Как вы понимаете фразу: «Огня! — кричат, — огня!» ? (можно понимать как повествование о пожаре в Москве.Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им) - Что предпринял Наполеон, чтобы избежать гибели? (Мирные переговоры) Подтвердите словами текста. (Из Москвы Наполеон послал в Санкт-Петербург, который тогда был столицей Российской империи, письмо с просьбой о мире) - Поверили Волку Ловчий? Докажите словами текста. - Какими качествами наделяет Крылов Волка (Наполеона)? (Забияка, вор, хитрец, вероломный, трусливый, лицемерный, лгун). Слайд 8 - Кто в басне противопоставлен Волку-Наполеону? (Ловчий – Кутузов) - Докажите, найдя в тексте портретное сходство. (Ты сер, а я приятель сед...) - Какими качествами наделяет автор Ловчего (Кутузова)? (Мудрый, с жизненным опытом, решительный, смелый, прямолинейный). Слайд 9 - Как называется в художественной литературе приём, когда за изображением одного предмета скрывается другой? (Аллегория) - Какие ещё художественные приёмы использует автор для создания образов героев? (Антитеза – противопоставление, эпитеты – художественные определения). Приведите примеры. Слайд 10 | Эти строки подсказывают нам, что Наполеон без труда завоевал все крупные государства Европы, как волк легко хватает безобидных овец. Он думал, что завоевать Россию будет так же легко. На борьбу с захватчиками поднялся весь народ, с отрядами Наполеона сражалась и армия, и партизанские отряды из крестьян. Можно понимать как повествование о пожаре в Москве. Именно в горящей Москве Наполеон почувствовал себя загнанным в угол и понял, что его армия близка к гибели, что ему придется ответить за все зло и беды, принесенные им Мирные переговоры. Но, видя то, что тут не перед стадом и что приходит, наконец, ему расчесться за овец,- пустился мой хитрец в переговоры Забияка, вор, хитрец, вероломный, трусливый, лицемерный, лгун. Ты сер, а я, приятель, сед и волчью вашу натуру знаю.. Мудрый, с жизненным опытом, решительный, смелый, прямолинейный. Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другой предмет. Антитеза – противопоставление, эпитеты – художественные определения. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |