Цель учебного занятия | Формирование у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
-готовность к разнообразной совместной деятельности; - проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры РФ; - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; -умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; -сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др); - устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа Базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; -формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; Работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; -использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы; РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД -выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений; -владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; развивать способность различать и называть собственные эмоции, управ-лять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы. | -владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения; -определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о басне как жанре литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка басни; -понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература, басня, мораль, аллегория; -выразительно читать, в том числе наизусть; -участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного; -участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты. |
ХОД УРОКА |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы контроля/ оценивание |
1 этап – Организационный (мотивации), | Миницель: создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Настраиваются на активную и продуктивную работу. Учатся оценивать свое внутреннее состояние, нацеливаются на положительные результаты в работе, на удержание учебной задачи | |
2 этап – Актуализация знаний, Постановка учебной задачи. | Миницель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задач. Вопросы: - Какой раздел литературы мы изучаем? - Какому же великому писателю были посвящены предыдущие уроки литературы? - Почему мы считаем его великим? - А что такое басня? Из каких частей она состоит? Что такое мораль? - Басни И. А. Крылова знают и любят все. Многие строки его вошли в нашу жизнь как пословицы. Что же сделало их такими популярными? В чем особенности его басен, секрет их «вечной жизни»? - Что мы знаем об И. А. Крылове. Предлагаю поиграть в игру «Да-нет». Высказывание/вопрос Ответ – да/нет 1. И. А. Крылов родился 2 февраля 1769 года да 2. Он родился в г. Самара Нет 3. Семья его жила бедно. Да 4. Иван Андреевич начал работать в Петербурге. Да 5. Работал продавцом. Нет 6. Выучил несколько языков Да 7. Начал писать в 16 лет Нет 8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками Да 9. В первой книге Крылова были рассказы? Нет 10. Иван Андреевич Крылов не любил людей, и поэтому высмеивал их пороки в своих баснях. Нет - Для чего же он писал басни? - Сегодня мы познакомимся с еще одной басней Ивана Андреевича Крылова, а значит, снова узнаем что-то новое и важное о себе и людях. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы: - Литература первой половины XIX века. - Ивану Андреевичу Крылову. – Он самый известный русский баснописец… - Басня – краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. - Басня состоит из сюжетно-повествовательной части и морали. Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе. - Басни написаны близким к разговорному языком. Поучительно. Интересно и доступно. Легко запоминаются. Не обидно. Воздействуют – не хочется быть похожими на героев. Басни актуальны. Родился в г. Москва. - Более 30-ти лет проработал в Петербургской публичной библиотеке. - Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность и др | Мотивирующая словесная оценка. |
3 этап – Проблемно-диалогическое объяснение нового знания. (Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания – 20 мин). | Миницель: Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал; сохранить интерес к теме при работе с новой информацией, расширить, активизировать словарный запас учащихся. Работа над названием басни. - Расшифруйте название басни. (ребятам дается ребус) - Что вы знаете об этих животных? Лиса – какая? Ворона какая? (Показ изображений животных на экране – слова, характеризующие их на доске). - Вопрос для тех, кто не знаком с басней. Попробуйте предположить, о чем будет басня? Какие человеческие пороки будут высмеиваться в ней? (Прием прогнозирование). II. Словарная работа. - Прежде чем узнать, что рассказал о них И. А. Крылов, для наилучшего понимания текста проведем словарную работу. Домой я дала вам задание (на карточках) – найти и записать толкование слов/словосочетаний. Слова это были непростые, а из новой басни. Прочтите, что вы нашли. | - «Ворона и Лисица». Ворона Неуклюжая умная глупая красивая доверчивая бестолковая непонятливая догадливая Лисица Коварная хитрая неискренняя добрая льстивая честная вкрадчивая открытая Слово/фраза Толкование (значение) Лесть Угодливое восхваление, лицемерие Гнусный Отвратительный, омерзительный Не в прок Не на пользу Взгромоздиться Неуклюже взобраться и устроиться с трудом на что-либо. Пленить Очаровать, покорить чем-либо Плутовка Хитрая, ловкая обманщица, мошенница Ангельский (голосок) Нежный, добрый Царь-птица Главная среди птиц Вещуньина (голова) От слова вещунья - предсказательница Источник (с помощью какого словаря нашли лексическое значение слов?) | Мотивирующая словесная оценка. |
4 этап. Первичное знакомство с басней. Стадия осмысления («Разговор с текстом»). | 1) Прослушивание аудиозаписи басни. - Понравилась вам басня? Какие эмоции у вас возникли в ходе прослушивания басни? - Какая же история приключилась с Вороной? - Подтвердились ли предположения тех ребят, кто не был до сегодняшнего дня знаком с басней? - Я специально сегодня в начале урока не спросила вас и не стала напоминать о теме нашего урока. Попробуйте сформулировать ее сейчас. 2) Словарная работа после первичного знакомства с текстом. - Проверим, все ли слова и словосочетания из басни вам понятны? На столах у вас таблица с словосочетаниями из басни. Обсудите в группах и соедините стрелками словосочетание с фразой, выражающей его значение. 3) Повторное чтение («жужжащее чтение»). Оценка героев, анализ их поступков. - Откройте учебники на стр. 137. Прочитайте каждый басню «жужжащим чтением» самостоятельно. - Почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? - Не зря Крылов назвал её так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. | «Лесть как человеческий порок, который высмеивает Иван Крылов в басне «Ворона и Лисица». («Лесть в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»). Словосочетание Значение Глаз не сводит Утратила способность здраво рассуждать На цыпочках подходит Смотрит пристально, не отрываясь Вскружилась голова Каркнула очень громко Во все горло Подходит тихо, осторожно Была такова Нашёл случайно, без особого труда Дыханье спёрло Исчезла, скрылась Бог послал Трудно стало дышать Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит… | Мотивирующая словесная оценка |
Физкультминутка- игра « Я такой» - Встаньте, пожалуйста. Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками. А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то вы стоите, поднимаете руки вверх и быстро делаете два хлопка. - Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка, ленивый, неблагодарный, дружелюбный. |
5 этап – Анализ басни. | - Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (включить аудиозапись). - А что говорила о голосе Вороны Лиса? - А можно ли назвать Ворону самой красивой птицей? - Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста. - Для чего Лиса так расхваливала Ворону? - Догадывалась ли об этом ворона? - Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ. - Кого больше всего высмеивает Крылов в басне? - В каких словах заключена главная мысль басни? - Что значит «уж сколько раз твердили миру»? - Сделайте вывод: чему учит эта басня? - Чтобы понять басню, необходимо понимать значение терминов аллегория и мораль. Аллегория- иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д. Проанализировав, басню Крылова, сделайте вывод: чему учит нас эта басня? (уметь отличать ложь от правды. и не попасться на удочку к льстецу). | Неприятный, громкий, пронзительный. Она не поёт, а каркает. И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь птица! - Чтобы отнять у Вороны сыр. - нет. - Тщеславных людей. - В морали: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. - Говорили не раз. И. А. Крылов дает читателям возможность понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (… гнусна, вредна) Дети включаются в совместную деятельность, учатся отличать положительные качества характера от отрицательных, делают нравственный выбор, укрепляют не только психическое, но и физическое здоровье. | Мотивирующая словесная оценка |
6 этап - Первичное закрепление. | Конкурс «Кто лучше знает басни Крылова». 1. «Да работала ль ты в лето, Так пойди же попляши». 2. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было». 3. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова» 4. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» 5. «У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и ягненок») 6. «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» 7. « А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь» | Работа в группах. Задание: 1. Каждой группе выдается заранее подготовленный текст известной им басни. Задача учащихся – вписать недостающие слова или предложения. Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (вошедших в язык из произведений Крылова). | Мотивирующая словесная оценка |
7 этап. - Рефлексия | - Ребята, что полезного из нашего сегодняшнего урока вы узнали? - Что запомнилось вам больше всего? | Отвечают на вопросы. | |
8 этап - Подведение итогов | Вывод: Басня – один из древнейших жанров литературы; в баснях дается нравоучительное, сатирическое изображение жизни; басни Крылова поучительны, написаны народным языком и строятся на аллегории. | | Индивидуальное оценивание. |
9 этап – Пояснение домашнего задания | В группах подготовить инсценировку понравившейся басни. | | |