1 Работа по теме урока а) - Продолжаем строить снеговика. На доске фигуры. - На какие группы можно разбить фигуры? (в ходе беседы учитель последовательно убирает фигуры, которые не относятся к прямоугольникам. Сначала остается группы многоугольников, затем из них выделяются четырехугольники, и наконец – четырехугольники разбиваются на группы по числу прямых углов. Внимание детей обращается на квадрат, т.к. он тоже является прямоугольником, но особым – все его стороны равны. Вот теперь я могу вам рассказать сказку. Только сказка эта не обычная, а математическая. Называется она «Родственники». Слушайте. «Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, т.к. при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась она: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы прямые. Красивее меня нет фигуры на свете! - Как же зовут тебя, брат? – спрашивали встречные. - А зовут меня просто… (дети называют) - А как вы узнали? (стороны равны, углы прямые) Ходил квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни с кем побеседовать, ни потрудиться вместе. А уж какое веселье одному? И решил Квадрат поискать родственников. «Ежели встречу родственника, то я сразу его узнаю, - думал Квадрат, - ведь он на меня должен быть очень похож». Однажды встречает он на пути такую фигуру (учитель показывает прямоугольник). Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое родное увидел в этой фигуре. И спросил он тогда: - Как тебя зовут? - Меня зовут … ( прямоугольник, отвечают дети) - А почему он так называется? (углы прямые) - Давайте, убедимся в этом. При помощи треугольника ученик на доске измеряет углы. - Сколько сторон у прямоугольника? (4) - Как называется стороны, которые лежат одна против другой? (противоположные) - Покажите их. - Давайте измерим их длину. Что скажете? (они равны) - Сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника. - Как не измеряя можно доказать это высказывание? (накладыванием) - Вернемся к сказке. Вот Квадрат и спрашивает: - А не родственники ли мы с тобой? - Я бы тоже рад был бы узнать об этом. Если у нас найдется 4 признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас одна фамилия, ответил Прямоугольник. Стали они искать эти 4 признака сходства. Давайте и мы найдем - Можно ли четырёхугольник достроить до прямоугольника? Как это сделать? Какие условия вы должны соблюдать, чтобы эту фигуру можно было назвать прямоугольником? –А сейчас мы проведем небольшое исследование о прямоугольнике. - На листе исследования выполните задание №1. Достройте данную фигуру до прямоугольника. б) - Какой можно сделать вывод? - Что такое прямоугольник? Стали они искать эти 4 признака сходства. Давайте и мы найдем - Молодцы! Какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники) -Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали они вместе жить – поживать, вместе трудиться, веселиться и по свету гулять. - Давайте начертим прямоугольник в тетради. Используя свойство сторон, начертите прямоугольник. Длина которого 5см, а ширина – 3см. - А теперь давайте подумаем, можно ли из этого прямоугольника сделать квадрат? (взять за сторону ширину или длину прямоугольника) Вот и третий ком. - Можно ли четырёхугольник достроить до прямоугольника? Как это сделать? Какие условия вы должны соблюдать, чтобы эту фигуру можно было назвать прямоугольником? - Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод о прямоугольнике. Откройте свои учебники и прочитайте этот вывод. - Правильно, четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется прямоугольником, - Молодцы, вы у меня настоящие учёные! Сами такой вывод сделали! |