Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения» (3 «Б») | Тип: урок общеметодологической направленности |
Цель: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о правописании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения |
Задачи: а) дидактические: способствовать ознакомлению учащихся с правописанием безударных окончаний имён существительных 1-го склонения; б) развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке; в) воспитательные: формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре; развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; воспитывать потребность к объективному самооцениванию. |
Планируемые результаты |
Предметные: -Знают правила правописания безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. - Умеют находить имена существительные 1-го склонения в текстах и выделять их окончания. - Умеют выполнять упражнения на закрепление правил правописания безударных окончаний существительных. | Метапредметные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий; понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок. Познавательные: осознают познавательную задачу, работают с учебником; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника; Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах; | Личностные: осознают важность мотивации к познанию и обучению; осознают важность сопереживания, уважения и доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; объективно оценивают свои достижения на уроке. |
Ресурсы урока: презентация, ноутбук, экран, раздаточный материал, учебник по русскому языку УМК «Школа 21 века» 3 класс |
Ход урока: |
Этапы | Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | УУД |
Организационный этап | Приветствие, знакомство; - Здравствуйте, ребята, меня зовут Диляра Ринатовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. | Приветствуют учителя | ЛУУД |
Проверка готовности к уроку. - Посмотрите на свои рабочие места. Все ли нужное у вас на партах? У всех всё готово? Давайте, скорее, начнём наш урок. | Организуют рабочее место |
Эмоциональный настрой к уроку; -Наш урок я бы хотела начать с пословицы. Кто мне ее прочитает? (Ученье – свет, а неученье – тьма.) Как вы понимаете значение этой пословицы? Если мы с вами будем учиться, то узнаем много нового и интересного, нам будут открыты многие пути. Отлично. Перед тем как записать число и классную работу давайте проведем пальчиковую гимнастику. Мы капусту рубим-рубим (движение прямыми ладонями вверх-вниз) Мы капусту солим-солим (имитируем движения) Мы капусту трем-трем,(потирать кулачок о кулачок) Мы капусту жмем-жмем.(сжимать и разжимать кулачки) -Откройте ваши тетради, запишите в них число, классная работа и спишите пословицу. | Настраиваются к уроку |
Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. | Проверка усвоения материала прошлого урока (по мере необходимости) -Ребята, какую тему вы проходили на прошлых уроках? Верно, вы проходили склонения имён существительных, а именно «Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения». А кто мне скажет, что такое склонение? А как определить склонение существительного? Верно, нужно существительно поставить в начальную форму, то есть именительных падеж и единственное число. Затем определить какой род у этого существительного. А какой род у 1 склонения? Верно, женский и мужской род. Окончание у таких слов а или я. И сегодня мы продолжим говорить об этой теме. | Демонстрируют уровень усвоения изученного материала | ЛУУД |
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). -А как вы думаете, какая у нас тема урока? Я принимаю ваши ответы, но хочу их немного скорректировать, наша тема - «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения». А как вы думаете исходя из темы, какая у нас цель урока? Цель: повторить правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. | Формулируют тему и цели урока | РУУД |
Закрепление и систематизация знаний | Применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация -Ребята, давайте вспомним окончания имён существительных 1-го склонения. Для этого я предлагаю вам сделать парную работу. У вас на листочках написан падеж, вам вместо пропусков нужно просклонять слова и выделить в них окончания. Первый ряд ваше слово – погода, а второй ряд - коллега. На эту работу вам дается 2 минуты. В парах мы работаем дружно и сообща, учитывая мнение друг друга. Ребята, давайте проверим это задание. Сначала вы называете то, что вставили вы, затем мы проверим по эталону на доске. -Хорошо, я вижу, что вы хорошо выполнили это задание. Давайте мы сейчас поработаем по учебнику. Откройте страницу 52 и найдите упражнение 1. Нужно выписать только те словосочетания, в которых нужно вставить окончание -и. Это задание выполняем в тетрадках, а один человек работает у доски. (выполняем и параллельно проверяем). | Извлекают нужную информацию, дают определения изученным понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебника и рабочей тетради, работают в парах, группе | РУУД КУУД ПУУД |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону - Ребята, давайте мы поработаем группах. У вас есть карточки под номером 2. Вам нужно определить падеж и род слова. (роза (И.п., ж.р.), папа(И.п., м.р.), дороги (Р.п. ж.р.), мечтой (Т.п. ж.р.), дядя (И.п. м.р.), юнги (Р.п. м.р.), сумку (В.п. ж.р.), водой (Т.п. ж.р.), улицы (Р.п. ж.р.), юноша (И.п. м.р.)). В группах работаем дружно и сообще учитывая мнение друг друга. Хорошо, я вижу, что вы закончили, давайте проверим то, как вы выполнили это задание. Вы по очереди говорите, какой ответ у вас, а затем мы проверяем по эталону. -Я вижу, что вы устали, давайте мы отдохнем и проведем физкультминутку. -Ребята, давайте продолжим работу. И вновь поработаем с учебником. Откройте страницу 52 и найдите упражнение 2. Кто прочитает задание? Что на нужно сделать? Нам нужно переписать предложения и поставить слова в скобках в правильном падеже. Это задание мы выполняем в тетрадях, один человек выполняет у доски. (выполняем и параллельно проверяем). | Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, в группе | КУУД |
Систематизация полученных знаний -Молодцы, мы выполнили это упражнение. Давайте посмотрим третье упражнение на этой же странице. Что за значок рядом с этим упражнением? Верно, это велосипед. А кто знает, что это за значок? Да, если мы посмотрим в начале учебника в условных обозначениях, то узнаем, что этот значок означает «работа в парах». Значит это упражнение вы выполняете в парах. У вас есть этот текст на листочках под номером 3. Вам на этих листочках нужно будет исправить ошибки и обсудить в парах, как можно объяснить причину их появления. Так же вам нужно обозначить часть слово, в котором допущена ошибка. В парах мы работаем дружно и сообща учитывая мнение друг друга. (выполняют и проверяем) -Ребята, наш урок подходит к концу, и я бы хотела понять, как вы усвоили эту тему. Для этого я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. ФИ____________________________ Раскрой скобки и напиши правильное окончание. Определи падеж. (Весна)____________ всё пробуждается к жизни. Птицы начинают свою (песню)_______. Люди выходят на (прогулка)__________, наслаждаясь красотой (природа)________ и свежим воздухом. Можно начать собирать (клубника)______ и (черешня)________. Люблю весну! | | Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, формулируют выводы | КУУД |
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | 1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью. - Сегодня вы очень хорошо поработали. А наш урок подходит к концу. | Отвечают на итоговые вопросы | КУУД |
2.Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). - Давайте подведем итоги урока. (цель, план) Давайте оценим свою деятельность на уроке с помощью волшебного кубика. | Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности | ЛУУД |
3.Выставление отметок. -Сегодня на уроке я бы хотела отметить активных учеников. Это были … . А остальным я бы посоветовала быть более активным и любознательными. | | |
VI. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение 4 страница 53. Вам нужно будет выписать только те слова, в которых нужно вставить букву, а если в это слово не нужно вставлять букву, то выписывать слово не нужно. Урок окончен, до свидания! | Фиксируют домашнее задание | |