Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"»
Технологическая карта урока №4 по биологии для 5 класса.
Тема: Строение клетки.
Тип урока: урок открытия нового знания
Используемые технологии: здоровьесбережение, проблемного обучения; развитие исследовательских навыков, развивающего обучения.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о строении клетки растительного и животного происхождения.
Задачи:
• Сформировать понятие о одноклеточных и многоклеточных организмах, сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях; отличии животной и растительной клетки
• Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
• Научить учащихся готовить микропрепараты кожицы лука, клеток томатов; находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, изображать строение клетки
Формируемые УУД:
Коммуникативные - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
Регулятивные - самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии ее решения;
Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные - формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности
Планируемы результаты: Научиться называть части клетки – ядро, цитоплазма, клеточная мембрана и вакуоли; знать отличие растительной клетки от животной; соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Средства обучения: учебник, плакат «Клетка растений и животных», компьютер, экран, проектор, компьютерная презентация, микроскопы, готовые микропрепараты, кусочки томата, луковица, листы бумаги формата А4 голубого или желтого цвета, вырезанные органоиды клетки для аппликации (кол-во комплектов по числу групп)
Технологическая карта урока
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент | Настрой учащихся на работу | Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя |
Проверка домашнего задания | Получить представление о качестве усвоения учащимися учебного материала, выявление пробелов и их коррекция | Учитель контролирует выполнение задания в парах. | Ученики в парах показывают друг другу и называют части микроскопа, изображенного на рисунке в рабочей тетради , характеризуют их функции, рассказывают правила работы с микроскопом. |
Постановка проблемы | Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися решать проблемные ситуации | Наша планета населена многочисленными организмами, их более 2 млн. видов. Несмотря на многообразие растений, животных, грибов, бактерий, биологи нашли сходства их строения.. Вы знаете, что каждый объект состоит из деталей. А из каких деталей состоят тела живых объектов? Вспомните, что является самой маленькой структурной единицей всего живого? Как вы думаете клетка - это простая система или сложная? | Отвечают на заданные вопросы |
Формулирование темы урока. Планирование деятельности. | Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности. | Какова тема нашего урока? Что нам предстоит сегодня узнать? | Делают предположения по поводу изучаемой темы. Планируют свои действия. |
Открытие нового знания | Формирование новых знаний и умений | 1. Рассказывает о строении клеток и функциях органоидов, сопровождая свой рассказ слайд – презентацией. Отрабатываются понятия: одноклеточные и многоклеточные организмы, «клеточная мембрана», «клеточная оболочка», «поры», «ядро», «цитоплазма», «ядрышко», «вакуоль», отличие животной и растительной клеток. 2.Организует проведение лабораторной работы №2 «Знакомство с клетками растений» 3. Проверяет работы, оценивает их, комментирует и исправляет ошибки и недочеты. Обязательно хвалит за успехи. Листы с аппликациями каждой группы учитель собирает и использует на следующем уроке как наглядное пособие для объяснения нового материала. | 1. Слушают рассказ учителя, отвечают на поставленные вопросы 2. Работают в группах (рассматривают клетки с помощью микроскопа, зарисовывают и подписывают все части клетки, которые смогут увидеть. Затем каждая группа изготавливает аппликацию клетки по рис.16 учебника, сравнивают с увиденным в микроскоп). Делают вывод об увиденном объекте. |
Применение нового знания | Обеспечить условия для развития внимательности и наблюдательности, отработка полученных знаний | Проводит беседу с использованием рисунков 15,16,17 учебника ст. 19-21, изготовленных аппликациях, результатов лабораторной работы. | Участвуют в беседе, делают вывод о сложности строения клетки живого организма. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ своей деятельности на уроке, делать выводы. | Давайте обменяемся впечатлениями о нашем уроке: - что вам понравилось? - что осталось непонятным? - как вы думаете, зачем нам знания о клетке? | Делятся впечатлениями о уроке, обмениваются мнениями, делают выводы по уроку. |
Домашнее задание | Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности. | Дает пояснение по выполнению домашнего задания Учебник: §.5 до раздела «Ткани организмов» изучить, ответить на вопросы в конце параграфа. | Записывают домашнее задание |