Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме «Строение клетки»
Банеева Инна Юрьевна,
учитель биологии и географии
высшей квалификационной категории
Предмет: биология
Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. Урок разработан для учащихся 5 класса.
Тема урока: Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
1.Обучающая: изучить строение клетки.
2.Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.
3.Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать строение клетки;
- изучить клеточные органоиды их строение и роль в клетке;
- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, раздаточный материал (рабочие листы).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент | Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится. На прошлом уроке вы изучили тему «Увеличительные приборы». Сейчас мы проверим как мы знаем строение и правила работы с увеличительными приборами. | Приветствуют учителя и друг друга | Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок |
Актуализация знаний | Выполнить задание 1 и 2 в рабочих листах. | Выполняют задание 1 и 2 в рабочем листе, проверяют, оценивают друг друга. | Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию. Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Мотивационный этап, целеполагание Стадия «Вызов» | – Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.) – Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) – Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.) – А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какова цель вашей работы на уроке? Что вам поможет достичь данную цель? | Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели и задачи урока. | Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем. Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других. |
Открытие новых знаний Этап «Осмысление» | Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток. Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд 2–5) Представьте себе, что мы уменьшились в размерах в тысячи, раз и нам удалось проникнуть во внутрь взрослого организма человека, скажите, что мы там увидим? (ответы учеников сводятся к тому, что внутри человеческого организма, как и любого другого, мы можем увидеть сердце, почки, легкие и т.д.), а как все эти части организма можно назвать одним словом? (органы). Так вот, в клетках тоже есть свои органы, но они настолько малы, что их называют не органы, а органоидами. А какие органоиды живут в клетках, вы сейчас изучите в группах. Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с рабочими листами (задание 3). Каждая группа заполняет таблицу рабочего листа. Предлагает проверить правильность выполнения работы по заполнению таблицы. | Работа с учебником, с рабочими листами по выполнению заданий и их контролю, диалог по результатам работы. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности. Познавательные: объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации. Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи. |
Физкультминутка | Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу-вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», «мама», «дом», «трава» - За окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз - Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. (Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.) Раз, два, три, четыре, пять - Можно глазки открывать! | | |
Первичное закрепление изученного материала | Предлагает выполнить задание №4 | Выполняют задание 4 в рабочем листе. Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”. 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Пластиды – есть только у растительных клеток. 4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. 5. Живые клетки только питаются. 6.Клетки одинаковы по форме и размерам. 7.Организм человека состоит из клеток Проверяют правильность выполнения по ключу, работают с оценочным листом, обсуждают полученные результаты. | Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему) Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу. Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок. |
Подведение итогов Этап «Рефлексия» (прием свободный микрофон) | Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она? Что для этого вы делали? Оцените свою работу на уроке (смотри рабочий лист). | Подводят итоги урока, обсуждают достижение цели. Высказывают своё мнение, слушают одноклассников, отстаивают свою точку зрения, приходят к единому мнению. Оценивают своё настроение на уроке. | Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке. Коммуникативные: формулируют свое мнение. |
Домашнее задание. | П Творческое задание: создать модель клетки (материалы можно использовать любые). | | Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок. |
Рабочий лист. Тема урока: Строение клетки
Задание 1. Подпишите части микроскопа под цифрами.
2
1
4
3
6
5
Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова.
Правила работы с микроскопом
1. Микроскоп поставьте штативом…………на расстоянии………….см от края стола. В отверстие предметного столика при помощи зеркала………………………….2. Приготовленный препарат поместите на……………………………….и закрепите предметное стекло зажимами. 3. Пользуясь винтом, плавно опустите………………так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии………… мм от препарата.4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 5. Глядя в окуляр, при помощи………………….медленно поднимайте……………………., пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
Задание 3. Прочитайте текст и заполните таблицу.
Плазматическая Мембрана. Я есть в каждой клетке. И в растительной и животной клетке я являюсь своего родом забором, который окружает клетку снаружи. С латинского языка «плазматическая мембрана» переводится как «кожица» или «пленка». Я выполняю в клетке очень важные функции. Но самая основная моя функция – защитная. Ведь у клетки, как и любого другого организма, есть свои враги. Поэтому я защищаю клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена, и т.д. на поверхности моей мембраны можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. К тому же моя поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами.
Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток – соседок, перемещаются некоторые вещества. Через мембрану осуществляется обмен веществ, т.е. для того, чтобы питательные вещества, необходимые клетке, проникли внутрь. Они должны пройти через мембрану. К тому же и вредные продукты жизнедеятельности клетки, чтобы удалится из нее, должны пройти через мембрану. Клетка. У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, которая состоит из целлюлозы (клетчатки). Эта оболочка выполняет защитную и опорную функцию. Она служит как бы каркасом у клетки, т.е. придает ей определенную форму и размеры. И не дает плазматической мембране разбухнуть.
Ядро. Я самый важнейший и самый крупный органоид клетки. Живу я в клетке обычно в самом центре. В состав мой входят одно или несколько ядрышек. По размерам они очень маленькие, но их роль в клетке очень велика. В ядре хранится вся наследственная информация о клетке и об организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, какого пола будет этот организм – женского или мужского, на кого будет похож будущий организм – на папу или на маму. В состав маленьких ядрышек входят хромосомы. Это белые нитевидные тела. Именно на них, как на магнитофонной ленте, записана вся информация об организме и клетке.
Вакуоль. Я тоже живу только в клетках растений. Я имею вид прозрачного пузырька. Этот пузырек заполнен липкой жидкостью, которая называется клеточный сок - запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, не нужные клетки. Самая главная функция, которую я выполняю, - это переваривание пищевых частиц в клетке растений.
Пластиды. Пластиды – это особые органоиды, которые встречаются только в клетках растений. Мы бываем разного цвета. Бесцветные пластиды - ЛЕЙКОПЛАСТЫ, накапливают питательные вещества про запас. Например, в клубнях картофеля, в репе и т.д. Красно-желтые – ХРОМОПЛАСТЫ отвечают за окраску плодов и цветков растений. Зеленые пластиды называются ХЛОРОПЛАСТАМИ. В хлоропластах есть особый пигмент – хлорофилл. Именно он придает растениям зеленый цвет. Выполняет он в растениях и еще важную функцию. В отличие от животных растения не могут самостоятельно передвигаться и добывать себе готовую органическую пищу. Поэтому им самим себе необходимо готовить себе органические вещества. В этом им помогает хлорофилл. Этот процесс называется фотосинтезом, происходит на свету и только в зеленых растениях.
Цитоплазма. Я являюсь для клетки внутренней средой, т.е. я выполняю своего рода функцию моря. Состою я из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же я пронизана многочисленными нитями. Они выполняют роль скелета клетки. Я служу местом обитания многим жителям нашей страны. В цитоплазме живут органоиды. Цитоплазма есть в растительной и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды. И в ней идут химические реакции. Так что я важна для клетки и попрошу запомнить мое имя.
Название органоида | Строение | Функции |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание 4.
Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”.
1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.
2. Оболочка-защищает клетку.
3 Цитоплазма – твёрдая часть клетки.
4. В ядре хранится наследственная информация
5. Хлоропласты – зелёные пластиды.
6.Клетки одинаковы по форме и размерам.
Оцени свою работу на уроке
Задания | Баллы | Критерии оценки |
Задание 1 | | 3 балла – правильно даны ответы на 6 вопросов |
2 балла – правильно даны ответы на 5 вопросов |
1 балл – правильно даны ответы на 4 вопроса |
0 баллов – правильно даны ответы на 3 и менее вопросов |
Задание 2. | | 3 балла – допущено нет ошибок |
2 балла – допущено 1 ошибка |
1 балл – допущено 2 ошибки |
0 баллов – допущено более 3 ошибок |
Задание 3 | | 3 балла – принимал активное участие в работе группы, выступал от группы. |
2 балла – работал, но не выступал. |
0 баллов – был пассивным, ничего не делал |
Задание 4 | | 3 балла – правильно даны ответы на 6 вопросов |
2 балла - правильно даны ответы на 5 – 4 вопроса |
1 балл – правильно даны ответы на 3 вопроса |
0 баллов – 2- 0 вопросов. |
Итого | | Максимальный балл – 12 |
Оценка за работу на уроке | | 10 – 12 баллов – оценка 5. |
8 – 9 баллов – оценка 4. |
5 – 7 баллов – оценка 3. |
Меньше 5 баллов – оценка 2. |
Ключ к заданию 1.
Тубус, 2 – окуляр, 3 – штатив, 4 – объектив, 5 – зеркало, 6 – предметный столик.
Ключ к заданию 2.
К себе, 10 – 15 см. 2. Направьте свет. 3. Предметный столик. 4. Тубус, 10 -12 мм. 5. Винтов, тубус.
Ключ к заданию 4.
+
+
-
+
+
-