СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме «Строение клетки»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме «Строение клетки»»

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме «Строение клетки»

Банеева Инна Юрьевна,

учитель биологии и географии

высшей квалификационной категории

Предмет: биология

Данная разработка урока по теме «Строение клетки» составлена для УМК Пасечник В.В. Урок разработан для учащихся 5 класса.

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

1.Обучающая: изучить строение клетки.

2.Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

3.Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- изучить клеточные органоиды их строение и роль в клетке;

- уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ПК, раздаточный материал (рабочие листы).

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится. На прошлом уроке вы изучили тему «Увеличительные приборы». Сейчас мы проверим как мы знаем строение и правила работы с увеличительными приборами.

Приветствуют учителя и друг друга

Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок

Актуализация знаний

Выполнить задание 1 и 2 в рабочих листах.

Выполняют задание 1 и 2 в рабочем листе, проверяют, оценивают друг друга.

Познавательные: воспроизводят по памяти ранее полученную информацию.

Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Мотивационный этап, целеполагание

Стадия «Вызов»

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) 
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какова цель вашей работы на уроке? Что вам поможет достичь данную цель?

Отвечают на вопросы учителя. Ставят цели и задачи урока.

Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем.

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других.

Открытие новых знаний

Этап «Осмысление»

Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд 2–5)

Представьте себе, что мы уменьшились в размерах в тысячи, раз и нам удалось проникнуть во внутрь взрослого организма человека, скажите, что мы там увидим? (ответы учеников сводятся к тому, что внутри человеческого организма, как и любого другого, мы можем увидеть сердце, почки, легкие и т.д.), а как все эти части организма можно назвать одним словом? (органы). Так вот, в клетках тоже есть свои органы, но они настолько малы, что их называют не органы, а органоидами. А какие органоиды живут в клетках, вы сейчас изучите в группах.

Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с рабочими листами (задание 3).

Каждая группа заполняет таблицу рабочего листа.

Предлагает проверить правильность выполнения работы по заполнению таблицы.

Работа с учебником, с рабочими листами по выполнению заданий и их контролю, диалог по результатам работы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности.

Познавательные:

объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами,

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации.

Коммуникативные:

добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи.






Физкультминутка


Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу-вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» -

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!



Первичное закрепление изученного материала


Предлагает выполнить задание №4

Выполняют задание 4 в рабочем листе.

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

3. Пластиды – есть только у растительных клеток.

4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

5. Живые клетки только питаются.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

7.Организм человека состоит из клеток

Проверяют правильность выполнения по ключу, работают с оценочным листом, обсуждают полученные результаты.

Познавательные: преобразовывают информацию из одного вида в другой (текст в схему)

Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу.

Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.




Подведение итогов

Этап «Рефлексия» (прием свободный микрофон)

Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она? Что для этого вы делали? Оцените свою работу на уроке (смотри рабочий лист).


Подводят итоги урока, обсуждают достижение цели. Высказывают своё мнение, слушают одноклассников, отстаивают свою точку зрения, приходят к единому мнению.

Оценивают своё настроение на уроке.

Регулятивные: анализируют эмоциональное состояние от деятельности на уроке.

Коммуникативные: формулируют свое мнение.


Домашнее задание.

П Творческое задание: создать модель клетки (материалы можно использовать любые).


Регулятивные: принимают и сохраняют материал на длительный срок.


Рабочий лист. Тема урока: Строение клетки

Задание 1. Подпишите части микроскопа под цифрами.

2

1

4

3

6

5

Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова.

Правила работы с микроскопом

1. Микроскоп поставьте штативом…………на расстоянии………….см от края стола. В отверстие предметного столика при помощи зеркала………………………….2. Приготовленный препарат поместите на……………………………….и закрепите предметное стекло зажимами. 3. Пользуясь винтом, плавно опустите………………так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии………… мм от препарата.4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 5. Глядя в окуляр, при помощи………………….медленно поднимайте……………………., пока не появится чёткое изображение объекта исследования.


Задание 3. Прочитайте текст и заполните таблицу.

Плазматическая Мембрана. Я есть в каждой клетке. И в растительной и животной клетке я являюсь своего родом забором, который окружает клетку снаружи. С латинского языка «плазматическая мембрана» переводится как «кожица» или «пленка». Я выполняю в клетке очень важные функции. Но самая основная моя функция – защитная. Ведь у клетки, как и любого другого организма, есть свои враги. Поэтому я защищаю клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена, и т.д. на поверхности моей мембраны можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. К тому же моя поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами.

Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток – соседок, перемещаются некоторые вещества. Через мембрану осуществляется обмен веществ, т.е. для того, чтобы питательные вещества, необходимые клетке, проникли внутрь. Они должны пройти через мембрану. К тому же и вредные продукты жизнедеятельности клетки, чтобы удалится из нее, должны пройти через мембрану. Клетка. У растений плазматическая мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку, которая состоит из целлюлозы (клетчатки). Эта оболочка выполняет защитную и опорную функцию. Она служит как бы каркасом у клетки, т.е. придает ей определенную форму и размеры. И не дает плазматической мембране разбухнуть.

Ядро. Я самый важнейший и самый крупный органоид клетки. Живу я в клетке обычно в самом центре. В состав мой входят одно или несколько ядрышек. По размерам они очень маленькие, но их роль в клетке очень велика. В ядре хранится вся наследственная информация о клетке и об организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, какого пола будет этот организм – женского или мужского, на кого будет похож будущий организм – на папу или на маму. В состав маленьких ядрышек входят хромосомы. Это белые нитевидные тела. Именно на них, как на магнитофонной ленте, записана вся информация об организме и клетке.

Вакуоль. Я тоже живу только в клетках растений. Я имею вид прозрачного пузырька. Этот пузырек заполнен липкой жидкостью, которая называется клеточный сок - запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, не нужные клетки. Самая главная функция, которую я выполняю, - это переваривание пищевых частиц в клетке растений.

Пластиды. Пластиды – это особые органоиды, которые встречаются только в клетках растений. Мы бываем разного цвета. Бесцветные пластиды - ЛЕЙКОПЛАСТЫ, накапливают питательные вещества про запас. Например, в клубнях картофеля, в репе и т.д. Красно-желтые – ХРОМОПЛАСТЫ отвечают за окраску плодов и цветков растений. Зеленые пластиды называются ХЛОРОПЛАСТАМИ. В хлоропластах есть особый пигмент – хлорофилл. Именно он придает растениям зеленый цвет. Выполняет он в растениях и еще важную функцию. В отличие от животных растения не могут самостоятельно передвигаться и добывать себе готовую органическую пищу. Поэтому им самим себе необходимо готовить себе органические вещества. В этом им помогает хлорофилл. Этот процесс называется фотосинтезом, происходит на свету и только в зеленых растениях.

Цитоплазма. Я являюсь для клетки внутренней средой, т.е. я выполняю своего рода функцию моря. Состою я из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же я пронизана многочисленными нитями. Они выполняют роль скелета клетки. Я служу местом обитания многим жителям нашей страны. В цитоплазме живут органоиды. Цитоплазма есть в растительной и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды. И в ней идут химические реакции. Так что я важна для клетки и попрошу запомнить мое имя.

Название органоида

Строение

Функции

















Задание 4.

Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”.

1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

2. Оболочка-защищает клетку.

3 Цитоплазма – твёрдая часть клетки.

4. В ядре хранится наследственная информация

5. Хлоропласты – зелёные пластиды.

6.Клетки одинаковы по форме и размерам.

 

Оцени свою работу на уроке

Задания

Баллы

Критерии оценки

Задание 1


3 балла – правильно даны ответы на 6 вопросов

2 балла – правильно даны ответы на 5 вопросов

1 балл – правильно даны ответы на 4 вопроса

0 баллов – правильно даны ответы на 3 и менее вопросов

Задание 2.


3 балла – допущено нет ошибок

2 балла – допущено 1 ошибка

1 балл – допущено 2 ошибки

0 баллов – допущено более 3 ошибок

Задание 3



3 балла – принимал активное участие в работе группы, выступал от группы.

2 балла – работал, но не выступал.

0 баллов – был пассивным, ничего не делал

Задание 4



3 балла – правильно даны ответы на 6 вопросов

2 балла - правильно даны ответы на 5 – 4 вопроса

1 балл – правильно даны ответы на 3 вопроса

0 баллов – 2- 0 вопросов.

Итого


Максимальный балл – 12

Оценка за работу на уроке


10 – 12 баллов – оценка 5.

8 – 9 баллов – оценка 4.

5 – 7 баллов – оценка 3.

Меньше 5 баллов – оценка 2.


Ключ к заданию 1.

  1. Тубус, 2 – окуляр, 3 – штатив, 4 – объектив, 5 – зеркало, 6 – предметный столик.

Ключ к заданию 2.

  1. К себе, 10 – 15 см. 2. Направьте свет. 3. Предметный столик. 4. Тубус, 10 -12 мм. 5. Винтов, тубус.

Ключ к заданию 4.

  1. +

  2. +

  3. -

  4. +

  5. +

  6. -








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!