СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Времена глагола»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме "времена глагола"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Времена глагола»»

















Технологическая карта

урока русского языка в 3 классе

по теме «Времена глагола»




учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Лукашева Н.П.



2023 г









Технологическая карта урока

Фамилия, имя, отчество учителя

Лукашева Наталья Петровна

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Времена глагола

Цель урока

создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Задачи урока:

  • Образовательные

  • Развивающие

  • Воспитательные

Образовательные:

Формировать представление о временных формах глагола;

  • Учить проводить исследование и оформлять запись в тетради;

  • Совершенствовать орфографические навыки и умения, которыми овладели при изучении предшествующих тем.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать задание упражнения и соотносить его с вопросом;

  • Развивать умение искать необходимую информацию;

  • Совершенствовать графическую культуру;

  • Развивать интонационную выразительность речи

Воспитательные:

  • Вовлечь в активную познавательную деятельность;

  • Воспитывать культуру учебного труда.

  • Воспитывать любовь к Родине, к родному языку.

Формируемые УУД

  • Личностные:

  • Проявлять дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность, активность;

  • Учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

  • Осознавать важность изучения русского языка;

.

Регулятивные:

1. Понимать и сохранять учебную задачу

2. Планировать совместно с учителем предстоящую работу

3. Использовать выделенные учителем ориентиры действия

4. Осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией

5. Выполнять действия проверки.

6. Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме

7. Выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить

8. Слушать и слышать собеседника

9. Адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника

Познавательные:

1. Осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий.

2. Использовать знаково - символические средства

3. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме

4.. Извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме.

5. Понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную.

6. Осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировку, классификацию по указанным и коллективно выявленным параметрам;

7. Моделировать, конструировать, совместно делать умозаключения, обобщения.

Коммуникативные:

1. Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения.

2. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие.

3. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

4. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

5. Строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Место урока в системе уроков

Глагол - как часть речи (9 урок)

Основные понятия и термины темы

Времена глагола, настоящее, прошедшее и будущее время.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Окружающий мир

Ресурсы урока

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор; учебник « Русский язык», 3 класс, Канакина, Горецкий ,презентация Power Point

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2003

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся

Технологии:

  • развивающая

  • проблемного обучения

Mетоды:

  • Словесные методы

  • Метод формирования умения

  • Метод самоконтроля

  • Практические методы

  • Проблемно-поисковые методы

  • Метод самостоятельной деятельности учащихся.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная , парная , групповая


Этап урока, методы и приемы

Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок. 

- Я рада приветствовать Вас на уроке русского языка. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

– Девизом нашего урока будет высказывание «С маленькой удачи начинается большой успех».

-Что потребуется от нас на уроке, чтобы был личный успех

(Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга)

В

Готовят рабочее место




-

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Подводящий диалог



Практический: упражнение устное

3 мин

В с В стране родного языка

Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

-Мы сегодня продолжим наше путешествие, а куда узнаете, отгадав загадку

Интересная часть речи в русском языке живет

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Все расскажет нам… (глагол)

1.Минутка чистописания:

Наше путешествие начнём с минутки чистописания. Каждый человек должен уметь красиво писать.

-Заполните пустую клетку таблицы и вы узнаете, какую букву мы будем писать на чистописании

Ранняя

Весна

Наступает

П

С

?

(Ранняя- прилаг., весна- сущ., наступает- глаг., значит вместо вопроса должна быть написана буква Г)

Гг Гг Гг

- С какой буквы начинается слово? Дайте характеристику 1 звуку этого слова

2 Словарная работа.

- Замените высказывание одним словом

1.     Человек, совершающий поступки. -Герой.

. 2    Как называется страна, в которой мы с вами живем? - Россия

3.     Столица нашей Родины- Москва

4.     Успех в битве, войне при полном поражении противника? - Победа.

5.     1 МАЯ, 9МАЯ, 8 Марта, Новый год. Как одним словом назвать все эти слова? - Праздник

6.     Куст- пушист, цветет- пушист, розовый, лиловый, белый. Отгадай, коли ты смелый? - Сирень.

7.     Где родился, живешь. Уезжаешь-скучаешь. Как зовут это место, знаешь? - Родина.

- Как вы думаете, почему именно эти словарные слова мы сегодня повторяли. На какую тему мы записали слова? ( Родина)

Проверим ( Слайд1)

Оцените на листе «Лист самооценки»,

закрасьте кружок (зеленый – нет ошибок, желтый – 1 ошибка, красный – 2 и более

Ученик у доски Г…ворит, бег, трудящийся, л…пить, аукают, гл…деть, обидели, …смотр, л…скал.

- Определить число глаголов. Подчеркните орфограммы.

- Подчеркните первую букву глаголов. - Соедините их в слово

-Какое слово получилось?

- А сейчас проведем аукцион знаний о глаголе

1) Что такое глагол?

2) Что обозначает глагол?

3) На какие вопросы отвечает глагол?

4) Чем в предложении является глагол?

5) Как изменяется глагол?

6) Что такое неопределенная форма глагола? На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?





- Говорит, лепить, аукают, глядеть, обидели, ласкал


- Глагол

- По вопросу, что обозначают

- Лепить, глядеть (что делать?)
















- Окончанием













Дети отвечают, что скоро праздник -9 Мая. День Победы. На тему «Родина»


К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


П: дополняют и расширяют знания.







К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

Подводящий диалог


3 мин

Сег - Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну

русского языка

- Как вы думаете, вы все узнали о глаголе?- А хотите узнать? - Наше путешествие продолжается. Мы отправимся сейчас в город «Глагол» В этом городе есть необычная улица под названием Время» .А живут на этой улице необычные жители .Они носят шляпы с непонятными для нас надписями

- Давайте с ними познакомимся и узнаем, что означают эти буквы.


- Часы, дни, времена года, сутки

- О времени.


- Изучить понятие «Время» и виды времени глагола. Научиться определять время у глаголов.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

IV. «Открытие» нового знания


Словесный:

Беседа

Объяснение


Формулировка определения




















10 мин

1. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте предложения

Сегодня в классе дежурит Таня.

Вчера в классе дежурила Лена.

Завтра в классе будет дежурить Нина.

У. Найдите в предложениях глаголы. Запишите глаголы в тетрадь в 3 столбика. (Дежурит, дежурила, будет дежурить)

- Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия?

- Действие происходит в разное время

- Кто уже может определить тему нашего урока?

-Тема нашего урока «Времена глагола».

- О чем мы будем говорить сегодня?

- Какую цель поставим перед собой?

- Изучить виды времени глагола.

-Научиться определять время у глаголов.

- Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. (Дежурит)

- Поставьте вопрос к глаголу.

- Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?.Записывается над глаголом – наст. вр.(На доску прикрепить –настоящее время

-Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходило до момента речи. (Дежурила)

-Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола?

Записывается над глаголом – пр. вр.

- Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? (будет дежурить)

Как будет называться форма времени этого глагола? ( Будущее время – записывается над глаголом)

-Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)


-Значит , что обозначают буквы на шапочках жителей улицы «Время»?

А наш хитренький глагол 

Тоже время изобрёл

В настоящем он всё ходит,

А в прошедшем уж ушёл,

В будущем он к нам придёт,

Много знаний принесёт

- Составим алгоритм определения времени

Алгоритм 

1.Нахожу глагол

2.Задаю к глаголу вопрос.

3. Определяю время глагола

- Как проверить наши предположения? (сведения в учебнике)

- Откройте учебник на стр. 112, Прочитайте правило.

- Назовите времена глаголов.

- На какие вопросы отвечает глагол настоящего времени? Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени? Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает глагол будущего времени? Что обозначает?


- Выполним упр.195.Устно. Прочитайте задание.


- Прочитайте эти предложения. Назовите только те предложения, где глаголы в форме настоящего времени. Как определили?

- Назовите только те предложения, где глаголы в форме прошедшего времени. Как определили?

- Назовите только те предложения, где глаголы в форме прошедшего времени. Как определили?

Работа в парах. Определить время глаголов

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Проверяем.


Делают вывод:

Глаголы бывают в прош.вр., наст.вр., буд.вр.






























Определяют тему урока, ставят цели












Открывают учебники и читают вывод.


















Работают в парах. Определяют время глаголов





К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь






Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров








Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

Физминутка.

Практический

1 мин

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.


Выполняют упражнения

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи


Групповая работа


Практический:

коллективное



13 мин

- Сейчас вы поработаете в группах.

Игра «Четвертый лишний».Подчеркните лишнее слово, определите время глагола

Встречает

Поскрипывал

Прочитает

Празднует

Визжал

Засмеется

Отвечал

Жужжит

Оживет

Трещит

Пролетал

Удивил


Выполняют работу по группам.

Выписывают глаголы, определяют время.



К: работа в группе



К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь




VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа


Практический:

Упражнение, проверочное, письменное, лексическое, текстовое.


9 мин

- Мы повторили с вами времена глаголов. Сейчас выполним упражнение самостоятельно. Упр.197, Прочитайте текст. Выпишите глаголы по вариантам: 1в из 1 предложения, 2 в из 2 и 3 предложений

Укажите время и число каждого глагола

Оцените на листе «Лист самооценки».



Выписывают глаголы, определяют время.








К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь

П: выполнение заданий

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

VIII. Включение в систему знаний.

Словесный: беседа

Постановка вопросов

3 мин.

Тестирование по теме «Времена глаголов»

1.Укажите время выделенного глагола:

ВЫВЕЛА медведица своих медвежат в лес.

а) настоящее б) будущее в) прошедшее

2.Укажите время выделенного глагола:

В лесной темноте хорошо ВИДЯТ рысьи глаза.

а) настоящее б) будущее в) прошедшее

3 .Укажите время выделенного глагола:

Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками ПОКРОЮТСЯ лесные полянки.

а) настоящее б) будущее в) прошедшее

4.Укажите время выделенного глагола:

СПРЯТАЛСЯ в норе под корягой быстрый хорёк.

а)настоящее б) будущее в) прошедшее

5.Укажите время выделенного глагола:

У освещённой солнцем старой сосны РЕЗВЯТСЯ весёлые проказницы-белки.

а)настоящее б) будущее в) прошедшее

Проверим (слайд)

Оцените на листе «Лист самооценки».

Ключ 1 в), 2 а) 3 б) 4 в) 5 а)

Слушают информацию по выполнению задания

Делают вывод о реализации цели и задач, выполняют проверочную работу ( тест)

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь





IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Информирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Запишите д/з:

1.Найти и записать 4-5 пословицы о дружбе. Определить время глаголов

2. стр.113, упр.199


Предполагают задание.

Слушают информацию по выполнению домашнего задания


X. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

3 мин

-1. Что нового узнали на уроке?

2. Кому новый материал показался сложным?


Какую цель мы ставили перед собой? Как вы считаете, мы достигли её?

-

Оцените на листе «Лист самооценки» работу на уроке

Поднимите руку те, у кого все зелёные кружки. Вам за урок 5, у кого зелёные и жёлтые – 4, у кого только жёлтые-3

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.


Определяют результаты урока, проводят рефлексию хода урока и результатов собственной деятельности.

Анализируют свою работу на уроке.


Самооценка

- А теперь оцените урок и свою работу на уроке.

Дети с помощью листа самооценки высказывают свое мнение


Р: анализировать собственную работу.


Р: Оценка и коррекция своей деятельности