СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология педагогического общения

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология сотруднечества учителя и обучающихся . Стили общения.

Просмотр содержимого документа
«Технология педагогического общения»


Технология педагогического общения

Посредственный учитель

рассказывает,

Хороший учитель

объясняет,

Замечательный учитель

показывает,

Гениальный учитель

вдохновляет.

Ю.А.Конаржевский


Плохой учитель

преподносит истину,

Хороший –

учит её находить.


Цель образования и воспитания - формирование разносторонней и гармонично развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.


Разностороннее и гармоничное развитие личности:

-- умственное развитие

-- физическое воспитание

-- формирование высокой морали и нравственности

-- духовное развитие

-- выявление склонностей и задатков, развитие способностей

-- приобщение к современным достижениям науки и техники

-- воспитание гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма


Принцип гуманизма педагогической деятельности создаёт предпосылки к :

-- самореализации личности

-- раскрытию заложенных в ней задатков

-- развитию её способностей к свободе

-- развитию её способностей к созиданию

-- развитию её способностей к творчеству


Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, уважение к личности и её достоинству. Система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.


Педагогическая техника – совокупность навыков, умений, методов, способов, приёмов, необходимых педагогу для эффективного применения педагогических воздействий (взаимодействий) на отдельных обучающихся и коллективы в целом.


Правила успешного взаимодействия педагога и ученика, взрослого и детей:

-- всякое взаимодействие должно быть неформальным

-- взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить

заинтересованность ребенка

-- взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков

-- взаимодействие должно быть справедливым и объективным

-- взаимодействие должно давать шанс на перспективу



Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.


Педагогическая культура представляет собой достигнутый уровень владения педагогическим опытом, его совершенствования в педагогической деятельности, развития личности педагога.


Структура педагогической культуры:

-- общая и профессиональная эрудиция

-- высокий уровень психолого-педагогических знаний

-- педагогическая направленность

-- культура познавательной деятельности

-- культура педагогического мышления

-- культура речи

-- педагогическое мастерство

-- культура внешнего вида

-- профессионально-этическая культура

-- культура рабочего места

-- культура педагогических чувств, культура педагогически направленного общения и

поведения



Общепринятая классификация стилей педагогического общения:

Авторитарный

Демократический (сотрудничество)

Попустительский (анархический, игнорирующий)



Авторитарный стиль – диктат, опека

Попустительский стиль – невмешательство, равнодушие, незаинтересованность

Демократический стиль – объективность, доверие, инициатива, требовательность, творчество, понимание



Демократический стиль общения педагога с учащимися—единственный реальный способ организации их сотрудничества.



Промежуточные стили педагогического взаимодействия:

-- общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельности

-- общение на основе дружеского расположения

-- общение – дистанция

-- общение – устрашение

-- общение – заигрывание



Принципы взаимодействия при демократическом стиле общения:

-- принцип свободы выбора

-- принцип открытости

-- принцип деятельности

-- принцип обратной связи

-- принцип идеальности



Причины конфликтов в общении:

-- ущемление чувств собственного достоинства партнёра по общению

-- неподтверждение ролевых ожиданий

-- психологическая несовместимость



Методы угашения конфликтов

Прямые:

-- поочередное изложение сути и причины спора (только факты без эмоций, оценок,

очернительства)

-- высказывание претензий публично

-- применение административных санкций

-- разведение конфликтующих по разным группам

Косвенные:

-- «выход чувств»

-- эмоциональное возмещение

-- обмен позициями

-- расширение духовного горизонта спорящих



Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.

Ксенофонт

Авторитет учителя:

-- авторитет силы

-- авторитет знания



Педагогический такт – соблюдение педагогической меры в общении с детьми в разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношения с ними.



Чувство меры – осознанная дозировка воздействия, способность проконтролировать, предвидение и корректировка возможных последствий взаимодействий, выбор стиля, тона, времени и места педагогического воздействия, объективная оценка.



Уважение к учителю:

-- уверенность в себе

-- отсутствие фальши

– педагогический такт

-- доверие и любовь к детям


Сотрудничество, сотворчество, взаимодействие олицетворяют дух современного урока.


Сенека


Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.


Школу делает школой учитель.








Моя педагогическая деятельность как учителя технологии и классного руководи­теля основана на демократическом стиле общения . Такой вид педагогического общения предполагает четкую организацию учебного процесса , на это я обра­щаю особое внимание . Стараюсь , чтобы творческие задания соответствовали возрастным особенностям , способностям и интересам детей . В связи с этим я предоставляю детям право выбора задания для индивидуального и коллективного выполнения .

Неотъемлемой частью жизни ребёнка является игра . Серьёзный труд в игровой форме — нормальное для школьников явление . Это и ролевые игры , где в процессе игры дети знакомятся с производством и производственными отношениями людей , применение на обычных , традиционных уроках отдельных элементов игры ( выставки работ , соревнования , кроссворды , тесты , карточки- задания ).

Но наиболее важным для себя считаю создание доброжелательного отношения между участниками образовательного процесса , создание благоприятного психо­логического климата на уроках . Ребенок не должен испытывать страх в общении с коллективом и учителем , не должен бояться ошибаться в действиях или суждениях , должен научиться вести дискуссии , высказывать и отстаивать своё мнение . Развитие личности школьника возможно лишь при сотрудничестве учителя и ученика.

Хочу отметить , что ещё один используемый мною вид общения , основанный на увлечённости совместной творческой деятельностью является эффективным и результативным .

Любой учитель технологии согласится с тем , что наивысшим проявлением творческой деятельности учащихся , является работа над творческим проектом . Его выполнение предполагает сотрудничество учителя и ученика . Эта совместная деятельность на основе увлеченности выводит их общение на более высокий уровень . Каким бы по сложности не был творческий проект ребенка , он должен иметь логическое завершение в виде оценки его деятельности со стороны учителя и его товарищей . Но наиболее захватывающим и интересным является тот факт , что , твой собственный творческий проект ( изделие , сшитое на уроке техноло­гии ) является частью большого творческого проекта , который выливается в общешкольное внеклассное мероприятие . На котором дети не просто демонстри­руют изготовленные изделия , а участвуют в большом театрализованном представлении . Такое мероприятие не возможно подготовить в рамках уроков технологии . Подготовка к подобным мероприятиям проходит во внеурочное время , включает в себя разные виды творчества ; от идеи , сценария , музыкаль­ного сопровождения и заканчивая постановкой и репетицией отдельных номеров и программы в целом .

Это — увлекательная совместная творческая работа учителя , учащихся разных классов и возраста , мальчиков и девочек . Это позволяет детям почувствовать «вкус к творчеству» , научиться понимать и самим создавать прекрасное , инте­ресно организовать свою жизнь .