Технология педагогического общения
Посредственный учитель
рассказывает,
Хороший учитель
объясняет,
Замечательный учитель
показывает,
Гениальный учитель
вдохновляет.
Ю.А.Конаржевский
Плохой учитель
преподносит истину,
Хороший –
учит её находить.
Цель образования и воспитания - формирование разносторонней и гармонично развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.
Разностороннее и гармоничное развитие личности:
-- умственное развитие
-- физическое воспитание
-- формирование высокой морали и нравственности
-- духовное развитие
-- выявление склонностей и задатков, развитие способностей
-- приобщение к современным достижениям науки и техники
-- воспитание гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма
Принцип гуманизма педагогической деятельности создаёт предпосылки к :
-- самореализации личности
-- раскрытию заложенных в ней задатков
-- развитию её способностей к свободе
-- развитию её способностей к созиданию
-- развитию её способностей к творчеству
Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, уважение к личности и её достоинству. Система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
Педагогическая техника – совокупность навыков, умений, методов, способов, приёмов, необходимых педагогу для эффективного применения педагогических воздействий (взаимодействий) на отдельных обучающихся и коллективы в целом.
Правила успешного взаимодействия педагога и ученика, взрослого и детей:
-- всякое взаимодействие должно быть неформальным
-- взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить
заинтересованность ребенка
-- взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков
-- взаимодействие должно быть справедливым и объективным
-- взаимодействие должно давать шанс на перспективу
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Педагогическая культура представляет собой достигнутый уровень владения педагогическим опытом, его совершенствования в педагогической деятельности, развития личности педагога.
Структура педагогической культуры:
-- общая и профессиональная эрудиция
-- высокий уровень психолого-педагогических знаний
-- педагогическая направленность
-- культура познавательной деятельности
-- культура педагогического мышления
-- культура речи
-- педагогическое мастерство
-- культура внешнего вида
-- профессионально-этическая культура
-- культура рабочего места
-- культура педагогических чувств, культура педагогически направленного общения и
поведения
Общепринятая классификация стилей педагогического общения:
Авторитарный
Демократический (сотрудничество)
Попустительский (анархический, игнорирующий)
Авторитарный стиль – диктат, опека
Попустительский стиль – невмешательство, равнодушие, незаинтересованность
Демократический стиль – объективность, доверие, инициатива, требовательность, творчество, понимание
Демократический стиль общения педагога с учащимися—единственный реальный способ организации их сотрудничества.
Промежуточные стили педагогического взаимодействия:
-- общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельности
-- общение на основе дружеского расположения
-- общение – дистанция
-- общение – устрашение
-- общение – заигрывание
Принципы взаимодействия при демократическом стиле общения:
-- принцип свободы выбора
-- принцип открытости
-- принцип деятельности
-- принцип обратной связи
-- принцип идеальности
Причины конфликтов в общении:
-- ущемление чувств собственного достоинства партнёра по общению
-- неподтверждение ролевых ожиданий
-- психологическая несовместимость
Методы угашения конфликтов
Прямые:
-- поочередное изложение сути и причины спора (только факты без эмоций, оценок,
очернительства)
-- высказывание претензий публично
-- применение административных санкций
-- разведение конфликтующих по разным группам
Косвенные:
-- «выход чувств»
-- эмоциональное возмещение
-- обмен позициями
-- расширение духовного горизонта спорящих
Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
Ксенофонт
Авторитет учителя:
-- авторитет силы
-- авторитет знания
Педагогический такт – соблюдение педагогической меры в общении с детьми в разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношения с ними.
Чувство меры – осознанная дозировка воздействия, способность проконтролировать, предвидение и корректировка возможных последствий взаимодействий, выбор стиля, тона, времени и места педагогического воздействия, объективная оценка.
Уважение к учителю:
-- уверенность в себе
-- отсутствие фальши
– педагогический такт
-- доверие и любовь к детям
Сотрудничество, сотворчество, взаимодействие олицетворяют дух современного урока.
Сенека
Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.
Школу делает школой учитель.
Моя педагогическая деятельность как учителя технологии и классного руководителя основана на демократическом стиле общения . Такой вид педагогического общения предполагает четкую организацию учебного процесса , на это я обращаю особое внимание . Стараюсь , чтобы творческие задания соответствовали возрастным особенностям , способностям и интересам детей . В связи с этим я предоставляю детям право выбора задания для индивидуального и коллективного выполнения .
Неотъемлемой частью жизни ребёнка является игра . Серьёзный труд в игровой форме — нормальное для школьников явление . Это и ролевые игры , где в процессе игры дети знакомятся с производством и производственными отношениями людей , применение на обычных , традиционных уроках отдельных элементов игры ( выставки работ , соревнования , кроссворды , тесты , карточки- задания ).
Но наиболее важным для себя считаю создание доброжелательного отношения между участниками образовательного процесса , создание благоприятного психологического климата на уроках . Ребенок не должен испытывать страх в общении с коллективом и учителем , не должен бояться ошибаться в действиях или суждениях , должен научиться вести дискуссии , высказывать и отстаивать своё мнение . Развитие личности школьника возможно лишь при сотрудничестве учителя и ученика.
Хочу отметить , что ещё один используемый мною вид общения , основанный на увлечённости совместной творческой деятельностью является эффективным и результативным .
Любой учитель технологии согласится с тем , что наивысшим проявлением творческой деятельности учащихся , является работа над творческим проектом . Его выполнение предполагает сотрудничество учителя и ученика . Эта совместная деятельность на основе увлеченности выводит их общение на более высокий уровень . Каким бы по сложности не был творческий проект ребенка , он должен иметь логическое завершение в виде оценки его деятельности со стороны учителя и его товарищей . Но наиболее захватывающим и интересным является тот факт , что , твой собственный творческий проект ( изделие , сшитое на уроке технологии ) является частью большого творческого проекта , который выливается в общешкольное внеклассное мероприятие . На котором дети не просто демонстрируют изготовленные изделия , а участвуют в большом театрализованном представлении . Такое мероприятие не возможно подготовить в рамках уроков технологии . Подготовка к подобным мероприятиям проходит во внеурочное время , включает в себя разные виды творчества ; от идеи , сценария , музыкального сопровождения и заканчивая постановкой и репетицией отдельных номеров и программы в целом .
Это — увлекательная совместная творческая работа учителя , учащихся разных классов и возраста , мальчиков и девочек . Это позволяет детям почувствовать «вкус к творчеству» , научиться понимать и самим создавать прекрасное , интересно организовать свою жизнь .