Учитель русского языка и литературы. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС (1108) new
Развивающая: развивать умение делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки; совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения;
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы.
№ п/п | Этап работы | Содержание работы | Приемы и направления анализа |
Деятельность учителя | Деятельность учителя |
1 | Мотивация к учебной деятельности 1 мин. | Приветствует учащегося, проверяет его готовность к уроку. Настраивает на активную работу. Итак, друмой друг, внимание, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! - Поприветствуем гостей улыбкой. | Организовывает рабочее место. Здоровается с учителем, с гостями. | Словесное приветствие |
2 | Актуализация знаний 5 мин. | Предлагает учащемуся распределить картинки эпизодов из произведения «Гроза» последовательно согласно сюжету и кратко пересказать сюжет произведения. Просит выполнить учащегося кроссенс в рабочем листе. - С кем или чем ассоциируются картинки кроссенса? Объяснить свою точку зрения. | Распределяет картинки на доске согласно сюжету пьесы. Пересказывает содержание пьесы по опорным картинкам. Выполняют кроссенс, обясняют свою точку зрения. | Пересказ текста по опорным картинкам. (Репродуктивный метод обучения). Заполнение кроссенса в рабочем листе. |
3 | Постановка учебной задачи 4 мин. | Просит объяснить смысл выражения Ф.М.Достоевского: Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. - Анализируя задание кроссенса и цитаты, сформулируй тему урока и поставь задачи. | Размышляет. Объясняет смысл цитаты. Отвечает на вопросы. Формулирует тему и задачи урока. | Работа с цитатой Ф.М.Достоевского. Формулирование темы и целей урока |
4 | Первичное закрепление нового знания, «погружение» в тему. 5 мин | Проводит эвристическую беседу. Помогает осмыслить художественный текст, расширяет информацию по теме урока. Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек». | Распределяет всех героев пьесы на группы, аргументирует свое мнение. Работает с толковым словарем Ожегова, дает определение понятию «самодур». | Выполнение задания в рабочем листе: распределяет всех персонажей пьесы на группы |
5 | Проблемное объяснение нового материала. Работа над раскрытием образов Дикого и Кабанихи 10 мин. | Просит ответить на вопросы в рабочем листе: -Как появляются на сцене «хозяева» Калинова? -Кто подготавливает их появление? -Как раскрываются характеры Дикого и Кабанихи в их речевых характеристиках? И др. Просит заполнить таблицу «Характеристика персонажей». | Отвечает на вопросы учителя, дает словесное описание Дикого и Кабанихи, цитирует фразы из пьесы, заполняет совместно с учителем таблицу в рабочем листе «Характеристика персонажей» | Ответы на вопросы рабочего листа, заполнение таблицы: «Характеристика персонажей» (Дикой и Кабаниха). Метод работы: частично-поисковый. |
6 | Практическая исследовательская деятельность обучающихся. Анализ действия 2 явления 3 (взаимоотношения Дикого и Кабанихи) 5 мин. | Учитель совместно с учащимся проигрывает сцену встречи Дикого и Кабановой. После инсценировки учитель предлагает моразмышлять над вопросами: - Каковы взаимоотношения Дикого и Кабанихи? Как еще можно охарактеризовать этих героев после встречи? | Участвует в постановке явления 3. Вживается в роль. Размышляет над вопросами, дает развернутый ответ. | Театрализация сцены учащимся и учителем. Форма работы: парная. |
7 | Первичное закрепление материала через выведение «законов жизни» города Калинова. 5 мин. | Просит учащегося, опираясь на полученную информацию, свормулировать и записать в рабочий лист «заканы жизни» города Калинова. | Самостоятельно выводит «законы жизни» города Калинова: а) у кого деньги – у того и власть; б) у кого власть, тот пользуется ею безраздельно; в) человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению; г) запретить любое проявление живого человеческого чувства; д) заставить лгать; е) заставить приспосабливаться. | Самостоятельная работа с последующей проверкой. |
8 | Рефлексия, подведение итогов урока 3 мин. | Подводит итоги урока; обращает внимание на итоговый результат деятельности на уроке, на применение полученных знаний в жизни. Организует рефлексию обучающегося по поводу его эмоционального состояния, работы на уроке. Дает оценку работы учащегося. Задает вопросы: - Что узнал на уроке? - Что больше всего запомнилось? - Для чего изучаем произведение? Оценивает деятельность учащегося на уроке. | Показывает свои знания, уровень усвоения и осознания темы. Отвечает на вопросы учителя, вступает в диалог. Делает самооценку работы на уроке. | Диалог учителя и учащегося. Форма работы: самоконтроль. |
9 | Домашнее задание 2 мин. | Сообщает домашнее задание (на выбор учащегося): 1.Выписать цитаты из текста на тему: «Город Калинов глазами героев пьесы». 2. Оформить таблицу: «Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева». | Выбирает домашнее задание, записывает его, задает уточняющие вопросы. | Диалог учителя и учащегося. |