5 класс
на «2»-менее 100 слов
на «3»- 100 – 114 слов
на «4»- 115 – 124 слов
на «5»- 125 слов и более
темп (скорость) чтения;
способ чтения;
осознанность чтения;
правильность чтения;
выразительность чтения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
6.1. Ошибки:
6.1.1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
6.1.2. неправильная постановка ударений;
6.1.3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости
произношения слов при чтении вслух;
6.1.4. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
6.1.5. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
6.1.6. нарушение при пересказе последовательности событий в
произведении;
6.1.7. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
6.1.
Недочеты:
6.1.1. не более двух неправильных ударений;
6.1.2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
6.1.3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
6.1.4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
Материал для контроля техники чтения в 1 полугодии
Отрывок из рассказа Е.И. Носова «Как ворона на крыше заблудилась».
На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный.43
Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба.
Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны.75
Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить! 83
Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы.130
Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.156
Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста! 196 слов
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Дать характеристику вороне.
2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
«Обыкновенная ворона»
«Как ворона хлебный мякиш потеряла»;
«Ворона на крыше»;
«Хлеб для вороны»;
«Хлеб исчез!»
3) Ответить на вопросы:
- Как жилось вороне зимой?
- Кого боялась ворона?
- Какие неприятности случились с вороной?
Материал для итогового контроля во 2 полугодии
Предлагается отрывок из рассказа М. Пришвина «Лесной доктор».
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. 41
Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес. 105
– Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осинку. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали? 125
– Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт. 138
Стали всем вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. 161 Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. 181 И второй раз, и третий, и четвёртый… 188 Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. 196 Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. 210
Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея. 219
– Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали. 230
Пареньки подивились. 232
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Что можно сказать о Пришвине по его рассказу? (Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях).
2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
Весной в лесу
Срубленное дерево
Лесной доктор (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья).
Экспонат для музея
3) Что означают выражения дупляные птицы (птицы, живущие в дуплах), сухостойный лес (в лесу стоят засохшие деревья), стеклянный завод (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)?
Текст для проверки чтения в 5 классе
В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет. Зимний лес без снега казался хмурым, унылым.
Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверное, какую-то еду себе нашли.
Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.
Подошли мы к кусту, смотрим — что-то под ним белеет, а что — сквозь частые ветки и не разберём.
Раздвинул я ветки, гляжу — заяц, белый - белый как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое — и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.
Вот почему он воронам на глаза попался — оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!
Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу и вытащил из-под куста!
Смотрим — одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали.
Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся.
Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться.
— Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, — сказал нам однажды папа.
Так мы и сделали — отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним и выпустили на волю.
В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.
Вот когда ему белая шубка пригодилась!
(Г.Скребицкий)
Вопросы к тексту (в тексте 315 слов)
Почему лес, по которому гуляли ребята, был серым и хмурым?
Почему ребята обратили внимание на стаю ворон?
Кого нашли ребята в кустах? Почему заяц не убежал от ворон?
Что произошло дома, когда мальчик принес зайца?
Чем закончилась история с зайцем?
О чём заставил задуматься рассказ Георгия Скребицкого?