СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «В гости к зиме, упражнения в написании слов с мягким знаком»

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского яыка 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Тема: «В гости к зиме, упражнения в написании слов с мягким знаком»»

Тема: «В гости к зиме, упражнения в написании слов с мягким знаком»


Цели: закрепить знания детей об изменениях неживой природы зимой;

формировать умения писать слова с мягким знаком и другими, изученными орфограммами;

развивать связную устную и письменную речь учащихся.


Оборудование: картины с изображением зимней природы, зимних игр детей;


Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ

Ребята, вчера я получила письмо. Давайте прочитаем его (письмо написано на доске).

Здравствуйте, дорогие друзя!

Я живу очен далеко. В моей стране всегда тепло. Лет тёплый дожд. Иногда бывает такой силный ливен, что после него на дорожках лежит много палмовых и апелсиновых листев. Я люблю выращиват колоколчики и малвы. Вчера моя гостя рассказа, что ездила в Россию, а там зима, холод, снег. А что такое зима? Расскажите, пожалуйста.

Джон

Что вы можете сказать об авторе этого письма?

(живет в стране, где всегда лето…, но он не знает что такое зима, и как писать слова с мягким знаком).

Подумайте и скажите, что мы будем делать дальше, чем же мы будем заниматься на уроке?

(мы должны ответить на письмо Джона, повторить все, что знаем о зиме и правила написания слов с мягким знаком).


II. Сообщение темы и цели урока.

Правильно, мы вспомним все, что знаем о зимних изменениях в природе и повторим правила написания слов с мягким знаком.


III. Работа по теме урока.


Давайте вспомним, какую роль играет мягкий знак в русском языке. (мягкий знак показатель мягкости и разделительный мягкий знак).

Мягкий знак- показатель мягкости, пишется после согласных на конце слова или в середине слова перед согласной буквой.

Разделительный мягкий знак пишется после согласной буквы перед гласными: я, ё, е, ю, и, если в словах слышится звук [й].


Правильно, Молодцы!

А кто из вас любит зиму? А за что вы её любите? (Ответы детей)


А можете ли вы, сказать, что же такое зима? (самое холодное время года, самое вьюжное время года, самое веселое время года… )


А знаете ли вы о том, когда начинается зима?

(***по календарю она начинается 1 декабря,

***ученые считают, что 22 декабря, т.к. в этот день самая длинная ночь и самый короткий день,

*** в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными).


Назовите по порядку зимние месяцы.


- А знаете ли вы приметы каждого из этих месяцев?


Декабрь – самые короткие дни и самые длинные ночи

Январь – самый холодный месяц, морозы стоят и днем, и ночью

Февраль - самый вьюжный месяц, ночью стоят морозы, а днем бывают оттепели.


Какие пословицы и поговорки вы знаете об этих месяцах?


Декабр… го… к... нчает, зиму начинает.


Январ… – году нач… ло, з…ме середина.


В...юги да метели под феврал… прил…тели.



Если вы были внимательными, то уже услышали несколько слов, которые подходят к теме нашего урока. Кто сможет их назвать?


Декабрь, январь, февраль, вьюга,


Сейчас внимательно послушайте рассказ о зиме. Вам предстоит назвать зимние природные явления. (Рассказывает ученик, в рассказе обязательно должны прозвучать выделенные слова)

Зима… Солнце теперь поднимается в небе совсем невысоко, дни стоят короткие. Поэтому земля получает мало тепла. Снег укутал землю, ветки деревьев, крыши домов, водоемы скованы льдом. Замерзла почва. Люди стали одеваться еще теплее, чем осенью.

Зимой обычно стоит морозная погода. Снег в это время сухой, сыпучий. Захочешь слепить снеговика – ничего не получится, но нередко бывают и оттепели. Тогда снег подтаивает и становится влажным.

Подтаявший во время оттепели снег замерзает. Так на дорогах образуется гололедица. В это время пешеходам и водителям автомашин надо быть особенно осторожными.

Очень интересно наблюдать за снегопадом. В разные дни снегопад бывает различным. В безветренные дни снег падает на землю спокойно, медленно, покрывая ее ровным слоем. Снегопад при сильном ветре называется метелью. Снег кружится, несется по воздуху и по земле. У домов, деревьев, заборов вырастают сугробы.

Довольно часто зимой на деревьях, проводах образуется пушистая снежная бахрома. Это изморозь. Удивительно красивым становится при этом все вокруг. Особенно красиво в это время в парке и в лесу.


Назовите природные явления, о которых шла речь (ответы учащихся)


На доске я написала слова, обозначающие зимние явления, проверьте, все ли слова написаны. Все ли слова описывают зимние явления в природе? Докажите.


Снегопад,

изморозь,

изморось

гололедица,

метель,

оттепель,


(Убрать слово изморось, т.к. оно описывает мелкий моросящий дождь

( повторение правила о парных согласных на конце слова)


На прошлом уроке, мы с вами познакомились с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Давайте вспомним этот рассказ. На партах у вас лежат карточки со словами, прочитайте слово, объясните его значение и прикрепите на доску.


(Хлопья, крупка, пороша, позёмка, вьюга, буран)


Посмотрите сколько зимних слов написано на доске. Какие слова еще можно добавить к ним? (иней, лед, сосулька, снег, метелица, гололед)

Как бы вы объединили их на уроке окружающего мира?

(слова, называющие ветер со снегом;

слова, называющие снег;

слова, называющие твердое состояние воды)


А на уроке русского языка? (по изученным орфограммам – Ь – м, Ь – р, п/б, о/а…)

В таблицу выпишите слова с мягким знаком. В первый столбик слова с разделительным мягким знаком, во второй – показателем мягкости.


Ь – разделительный: хлопья, вьюга

ь – показатель мягкости: изморозь, сосулька, метель, оттепель,


На остальные слова прикрепить карточки с правилами: п/б – парные согласные на конце слова, о/а – безударные гласные в слове.



IV. Закрепление изученного.


Как вы думаете, ребята, сможем ли мы сейчас объяснить Джону, что же такое зима и написать ему письмо.

(Да, вспомнили зимние явления природы, зимние слова, написание слов).

Давайте еще раз назовем зимние явления природы.


( Солнце низкое, холодное, дни короткие, холодно, морозно, почва замёрзла, снег укрыл всю землю, оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь.)


-Как вы думаете, почему зимой так холодно? (солнце поднимается невысоко над горизонтом и плохо нагревает землю)


-Почему зимой идёт снег, а летом дождь?


-Какова же причина зимних изменений в природе? (высота солнца над горизонтом).


Сейчас вы будете писать письмо Джону. Каждая пара получит часть письма, в которую нужно вставить подходящие по смыслу слова, затем мы объединим все части.


-Здравствуй, наш далёкий друг Джон Смит. Мы, ребята из России, хотим рассказать тебе о зиме. Зимой солнце поднимается в небе _____________ . Дни стоят_____________ . Зимой обычно очень_______________.Стоят сильные_____________ . Всю землю укрыл_________ . Реки скованы_________.


Приятно дышать морозным воздухом. Снег весело скрипит под ногами. Но иногда становится теплее и снег___________ . Это _________________ . Если после оттепели ударит мороз, подтаявший снег___________________, на дорогах образуется _______ . Это ___________________ .


Зимой очень красиво. На деревьях, проводах часто образуется снежная бахрома. Это_________. Зимой идёт_______ . Очень интересно наблюдать за падающими снежинками. Если снег идёт при сильном ветре, начинается__________.


Мы любим зимой играть в снежки, кататься на_____________и ______________, строить ________________. А ещё зимой мы встречаем Новый год, и Дед Мороз всем дарит подарки. Зимой у всех школьников зимние каникулы. Приезжай к нам в гости.

Чтение получившего письма.


Как вы думаете, поймет ли Джон, что такое зима? А сможет ли он понять, когда пишется мягкий знак в словах?

V. Итог урока.

Подходит к концу урок, подумайте и скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали, о чём бы хотели рассказать дома.


Работа кого из ребят вам понравилась больше всего и почему.


VI. Домашнее задание: сделать рисунок, аппликацию на тему «Зима». Написать такие пары слов, которые отличались бы наличием или отсутствием мягкого знака: мел – мель. У кого будет желание придумать стихотворение о Ь.


Приложение.

Заранее прочитанный текст

Снежные слова

Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья».

Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».

Свежий, только - только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше!

Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снег зашевелился, ожил.

Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель - поземка.

Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег - это вьюга.

Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря - буран. Крикнешь и голоса не услышишь, в трех шагах ничего не видно. (Н.Надеждина).


Иней – тонкий слой ледяных кристалликов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.

Изморозь – род инея – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане

Буран – снежная буря, метель в степи.

Метель – сильный ветер со снегом, вьюга

Метелица - сильный ветер со снегом, вьюга











Листы для учащихся

______________________________


1. Декабр… го… к... нчает, зиму начинает.


Январ… – году нач… ло, з…ме середина.


В...юги да метели под феврал… прил…тели.


Ь - М

Ь - Р














-Здравствуй, наш далёкий друг Джон Смит. Мы, ребята из России, хотим рассказать тебе о зиме. Зимой солнце поднимается в небе _____________ . Дни стоят_____________ . Зимой обычно очень_______________.Стоят сильные_____________ . Всю землю укрыл_________ . Реки скованы_________.


Приятно дышать морозным воздухом. Снег весело скрипит под ногами. Но иногда становится теплее и снег___________ . Это _________________ . Если после оттепели ударит мороз, подтаявший снег___________________, на дорогах образуется _______ . Это ___________________ .


Зимой очень красиво. На деревьях, проводах часто образуется снежная бахрома. Это_________. Зимой идёт_______ . Очень интересно наблюдать за падающими снежинками. Если снег идёт при сильном ветре, начинается__________.


Мы любим зимой играть в снежки, кататься на_____________и ______________, строить ________________. А ещё зимой мы встречаем Новый год, и Дед Мороз всем дарит подарки. Зимой у всех школьников зимние каникулы. Приезжай к нам в гости.

2