Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №11»
Тема: Внеклассное мероприятие «Семья — это то что всегда рядом»
Шадринск 2022
Внеклассное мероприятие «Семья – это то, что с тобою всегда»
Цель: формировать у учащейся понятие «Семья», «Счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть значение понятий «Семья», «Счастливая семья», выявить ее особенности
2. Выявить роль семьи в жизни человека
3. Показать важность семьи для человека
4. Осознание нравственной ценности семейных отношений.
5. Воспитывать отзывчивость, доброту, терпение, чувство уважения и взаимопомощи
6. Учить аргументированно отвечать и делать выводы.
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли;
Обсуждать выступления учащихся;
Умение договариваться и приходить к общему мнению
Регулятивные:
Понимать учебную задачу мероприятия и стремиться ее выполнить;
Волевая саморегуляция;
Оценивать семейные ценности для укрепления семейных отношений;
Оценивать значение семьи для человека и общества;
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников;
Оценка качества и уровня знаний.
Познавательные УУД:
Называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи;
Рассказывать о своих семьях
Целевая аудитория: обучающаяся 9 класса
Форма и методы работы: беседа-диалог, индивидуальная работа; словесно-наглядный; объяснительно – иллюстрированный, упражнение «Ассоциация»
Методические приемы: рассказ учителя; творческие задания; практические задания.
Оборудование урока: ноутбук, рисунки – пазлы на тему «Семья», лучики солнца, кирпичики для дома «Дом счастья», яблочки с надписями, шаблоны ладошек, памятки «Помоги сберечь семью!», толковый словарь С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова
Словарная работа: «семья», «счастливая семья», «дом счастья»
Музыкальный ряд: Гимн семьи, песня «Погода в доме»
Предварительная работа: учащаяся подготовила стих о семье.
Ожидаемый результат:
- Осмысление понятий «Семья»; «Счастливая семья»; «Семейные ценности».
- Проявление уважительного отношения к страшим;
- Овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- Проявление самостоятельной творческой активности.
Ход занятия
1. Оргмомент
Тому в жизни все удается,
Кто улыбается и смеется.
На того дождик счастья льется,
Кто улыбается и смеется.
И.Тютюкин
- Здравствуйте, Катюша. Давай посмотрим друг на друга, улыбнемся и пожелаем удачи друг другу.
2. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы посвящаем нашу встречу самому дорогому, самому родному, самому прекрасному на земле. Чему именно, попробуй догадаться, прослушав следующие строки.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
- Сегодня мы будем говорить о семье, о том, что жить в семье это счастье и как это важно для человека, иметь свою семью.
(На доску вывешивается солнышкос с ребусом "семья")
3. Работа по теме урока.
- Ктя, а как ты понимаешь слово «Семья»?
- Подбери как можно больше существительных, которые у тебя ассоциируются со словом «СЕМЬЯ» и напишите на лучиках солнца. Прикрепите их к солнцу.
Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, дом, уважение, дружба, забота, любовь, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: зло, проблемы, ссоры, страдания, споры, обвинения и т. д.
Ученик:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Шварц)
Работа со словарем
- Катюща, давайте посмотрим, каково толкование слова «семья» в словаре Ожегова С. И. и в словаре Ушакова Д.Н.
1. Семья — это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича толкование слова семья звучит так:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Беседа
- Семьи бывают разные. Это, например, зависит от количества детей в семье. Семья, где больше трех детей – многодетная семья. Семья, в которой есть мама, папа, и дети –называется полная семья. И семья может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа.
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Ребята, а для чего нам нужна семья? Может она нам и вовсе не нужна? (Высказывания детей)
- Да, друзья мои, семья – это самое важное и дорогое в жизни каждого человека. Только в семье мы ищем поддержку и понимание, любовь и защиту. Семья словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь
- Конечно, семьи бывают разные. Счастливые и не очень. Но каждому хочется жить в счастливой семье. А в чем секрет счастливой семьи? (Высказывания детей)
- Сейчас мы с тобой попробуем смоделировать модель счастливой семьи. У тебя и у меня на столах лежат яблочки со словами, выбери понятия, которые подходят для счастливой семьи. Прикрепи эти яблочки к яблоне. (На доску вывешивается рисунок яблони с надписью на стволе дерева «Счастливая семья». Дети выбирают яблочки, вывешивают на дерево).(Работа в группе)
(ребята вывешивают яблочки с понятиями и приводят примеры, доказывающие важность тех или иных понятий для счастливой семьи)
- Послушай одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
- Какое это слово? (учащаяся думает)
— Это слово - понимание. Давай его прикрепим к вершине яблони.
4. Физкультминутка
(учащаяся выполняет соответствующие движения.)
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
5. Продолжение работы по теме занятия.
- В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности. Это мир, где царят любовь, уважение, тепло и взаимопонимание. Семья — это дом, крепость, в которой безопасно.
- Катя, давай построим дом - крепкий, надежный, теплый, дом, в котором все счастливы. Назовем его «Домом счастья» Для этого придумай имена существительные, к слову, дом. Это будут первые кирпичики нашего дома – фундамент дома (любовь, терпение, понимание, взаимоуважение…) (Приложение 2)
- Теперь, к слову, ДОМ придумаем глаголы. Это следующий ряд кирпичиков.
( Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит…)
- К слову ДОМ придумайте прилагательные. Это следующий ряд кирпичиков.
( Надёжный, любящий…)
- Итак, мы построили с тобой «Дом счастья». Катя, что напоминает тебе цвета нашего дома?
- Правильно. Мы все живем в России и для нашей страны очень важно, чтобы мы с вами жили в счастливых и дружных семьях. Ведь чем больше счастливых семей, тем больше счастливых людей, значит и страна в целом будет счастливой. Страна – это тоже семья нашей планеты Земля.
- «Дом счастья» — это место, где тебя ждут и любят. Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас. В каждом доме бывают свои испытания, но только крепкий и надежный дом не нарушить земным бурям.
- Катя, послушай песню в исполнении Л.Долиной. Подумайте, что хотела она нам сказать этой песней.
- Катюша, о какой погоде поет Долина? (Высказывания учащейся)
- А что может быть причиной непогоды в доме? (Высказывания детей.)
- А знаешь, оказывается, и некоторые черты характера могут вызвать непогоду. Подумай и ответьте, какие же это черты характера.
(Высказывания). Лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость…)
- Мы с тобой разогнали тучи и выяснили, что погода в доме во многом зависит от нас, от нашего поведения. В связи с этим я хочу вручить тебе памятки, которые возможно помогут сохранить погоду в вашем доме. (Раздать памятки) (Приложение 3)
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
- Катюша, у тебя на парте лежат шаблоны ладошек. Возьмите шаблон и напишите на нем всех членов своей семьи, а на пальчиках напишите характеристику вашей семьи.
- И так, зачитайте, какая семья у тебя получилась и прикрепите к кругу на доске.
- Какой цветок получился? (Ромашка).
- А кто знаешь символом, какого праздника является ромашка?
Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был годом семьи. На Руси есть святые – покровители влюбленных, брака и семейного счастья. Это Петр и Феврония. Памяти этих святых и посвящен праздник любви, семьи и верности, который мы отмечаем 8 июля. Ромашка является символом этого праздника. В нашей стране даже есть гимн семьи. Я предлагаю тебе его прослушать.
6. Рефлексия
- О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю тебе сейчас собрать пазл и прочитать пословицы, которые написаны на рисунке. Еще раз вспомнить, в чем же секрет счастливой семьи. (Катя собирает сюжет рисунка. На рисунке пословицы. «Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют». «На что и клад, коли в семье лад»)
- Как ты понимаешь эти пословицы?
7. Подведение итогов
— Вот и завершается наш урок. А итогом нашей работы является картина, которую ты собрала на доске.
- Какое название можно дать нашей картине? («Счастливая семья»)
- Какую семью можно назвать «Счастливая семья»?
- Я думаю, что в каждой семье есть традиция – делать родным и близким приятные сюрпризы. Давай попробуем сделать вашим родным что-то приятное. У тебя на парте прикреплен гелевый шар. Возьми фломастеры и напишите на нем теплые слова для своих самых родных людей и принесите эту частичку вашего тепла в свой дом. А нашу встречу я хотела закончить словами Ирины Яворовской:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Урок окончен! Всем спасибо.
Приложение 1
Верность
Любовь, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, традиции, дружба, прощение, понимание, материальный достаток, уважение, злость, неуважение, драки, ссоры, непочитание старших, равнодушие.
Приложение 2
Любовь
Терпение
Уважение
Взаимопонимание
Любящий
Уютный
Гостеприимный
Надежный
Оберегает
Любит
Обогревает
Защищает
Приложение 3
ПАМЯТКА
«ПОМОГИ СБЕРЕЧЬ СЕМЬЮ!»
• Настоящий сын бережет покой родителей.
• Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.
• Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
• Не вступай в пререкания с взрослыми.
• Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
• Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.
• Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
• Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.
• Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.
ПАМЯТКА
«ПОМОГИ СБЕРЕЧЬ СЕМЬЮ!»
• Настоящий сын бережет покой родителей.
• Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.
• Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
• Не вступай в пререкания с взрослыми.
• Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
• Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.
• Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
• Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.
• Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.
Приложение 4
Отчет о проведении внеклассного мероприятия.
Тема: «Семья – это то, что с тобою всегда»
Учитель: Пономарева Инна Сергеевна
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №11»
Дата: 19.01.2022г
ФИО обучающейся: Макарова Екатерина Александровна
Краткое описание работы: Цели и задачи данного мероприятия таковы: расширение представлений учащихся о роли семьи в жизни человека, о семейных ценностях; раскрытие значимости семейного очага для каждого человека; развитие стремления к созданию доброжелательных отношений в семье; развитие наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления; развитие концентрации, переключения внимания, развитие речи, способности к обобщению, классификации; воспитание стремления проявлять заботу о членах семьи. Указанные цели и задачи воспитательного мероприятия соответствуют планированию внеклассной работы на текущий период. При проведении мероприятия использованы различные формы работы: индивидуальная, самостоятельная, коллективная (с родителями).