МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ «Лицей № 24» г. Волгодонска от «28»августа 2018 года №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Герасимова С.В./ «29» августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска _______________Н.В. Белан Пр. от «30» августа 2018 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Класс: 3 – в
Уровень общего образования: начальное общее образование
Количество часов: 34 ч
Учитель: Чурекова Виктория Владимировна
Программа разработана на основе программы для начальной школы по изобразительному искусству под ред. Б.М.Неменского – М: Просвещение, 2011;
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 – го класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе планируемых результатов начального основного общего образования, примерной программы по учебным предметам (Начальная школа. Изобразительное искусство), авторской программы по изобразительному искусству (Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских: под ред. Б.М.Неменского).
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (для 1-4 классов).
Приказ министерства образования РФ от 20 августа 2008 года N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"(для 1-4 классов).
Санитарно-эпидемиологические нормы и правила СанПиН 2.4.2.2821-10 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 23290.
Приказ № 535 Министерства образования и науки РФ от 08 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015".
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 3-е зд., перераб. – М. Просвещение, 2010.
Программа по изобразительному искусству, 3кл. для базового уровня /
( Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских: под ред. Б.М.Неменского)
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В связи с тем, что уроки по предмету, в соответствии с расписанием, выпали на праздничные дни (2, 9 мая), рабочая программа составлена на 32 часа за счет уплотнения темы «Художественная выставка».
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Основные задачи курса:
развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства;
развитие художественно-образного мышления учащихся;
духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры;
развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний;
постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира, применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета "Изобразительное искусство" у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
-понимать, что окружающие предметы, созданные людьми. Образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
-использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
-называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи - мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (Дымковские, Филимоновские, Городецкие, Богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства ( выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
В результате изучения программы учащиеся:
осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.
На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Предметное содержание
Искусство в твоем доме. В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер Постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие -для отдыха; одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.
Искусство на улицах твоего города. Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Художник и зрелище. Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово – видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально – зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Художник и музей. Художник создаёт произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт – Петербурга, других городов.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
1. | Искусство в твоем доме. | 8ч |
2. | Искусство на улицах твоего города. | 7ч |
3. | Художник и зрелище. | 11ч |
4. | Художник и музей. | 7ч |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Вид контроля |
Искусство в твоём доме (8 часов) |
1 | 06.09 | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | Текущий. Выставка работ. |
2 | 13.09 | Твои игрушки | Текущий. Наблюдение |
3 | 20.09 | Посуда у тебя дома. | Текущий. Устный отчет |
4 | 27.09 | Обои и шторы у тебя дома. | Текущий. Практическая работа. |
5 | 04.10 | Мамин платок | Текущий. Обсуждение детских работ |
6 | 11.10 | Твои книжки. | Текущий. Защита проекта |
7 | 18.10 | Открытки. | Текущий. Выставка работ. |
8 | 25.10 | Обобщение темы. Труд художника для твоего дома. | Текущий. Обучающая игра. |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) |
9 | 08.11 | Памятники архитектуры. | Текущий. Взаимопроверка |
10 | 15.11 | Парки, скверы, бульвары. | Текущий. Обсуждение детских работ. |
11 | 22.11 | Ажурные ограды. | Текущий. Обсуждение детских работ. |
12 | 29.11 | Волшебные фонари. | Текущий. Выставка работ. |
13 | 06.12 | Витрины. | Текущий. Защита проекта. |
14 | 13.12 | Удивительный транспорт. | Текущий. Выставка работ. |
15 | 20.12 | Обобщение темы. Труд художника на улицах твоего города. | Текущий. Выставка работ. |
Художник и зрелище (11часов) |
16 | 27.12 | Художник в цирке. | Текущий. Обсуждение детских работ |
17 | 10.01 | Художник в театре | Текущий. Обсуждение детских работ |
18 | 17.01 | Театр на столе | Текущий. Защита проекта |
19 | 24.01 | Театр кукол. | Текущий. Выставка работ. |
20 | 31.01 | Мы – художники кукольного театра. | Текущий. Обсуждение детских работ |
21 | 07.02 | Конструирование сувенирной куклы. | Текущий. Выставка работ. |
22 | 14.02 | Театральные маски. | Текущий. Выставка работ. |
23 | 21.02 | Конструирование масок. | Текущий. Обсуждение творческих работ. |
24 | 07.03 | Афиша и плакат. | Текущий. Обсуждение творческих работ |
25 | 14.03 | Праздник в городе | Текущий. Защита проекта. |
26 | 21.03 | Обобщение темы. Школьный карнавал. | Текущий. Обсуждение творческих работ. |
Художник и музей (7 часов) |
27 | 04.04 | Музей в жизни города. Картина – особый мир. | Текущий. Выставка работ. |
28 | 11.04 | Картина – пейзаж. | Текущий. Выставка работ. |
29 | 18.04 | Картина – портрет. | Текущий. Выставка работ. |
30 | 25.04 | Картина – натюрморт. | Текущий. Выставка работ. |
31 | 16.05 | Картины исторические и бытовые. | Текущий. Выставка работ. |
32 | 23.05 | Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка. | Текущий. Экскурсия в музей искусства |
Учебно – методическое обеспечение
Учебные пособия
Учебник «Искусство вокруг нас», 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Б.М. Неменского – М. Просвещение, 2014.
Цифровые образовательные ресурсы
Таблицы, образцы работ, репродукции картин художников
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
Компьютер.
9