СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование 4 класс политературному чтению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование 4 класс по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование 4 класс политературному чтению»

Тематическое планирование 4 класс по литературному чтению на

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся IV класса разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.);

  2. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Нововоронежской СОШ №1;

  3. Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого;

  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане


Программа по литературному чтению рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Процент неурочной занятости составляет – 20 %.


Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы (Пособие для учителей начальных классов) – Москва, «Просвещение», 2011.

2. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2 частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Москва, «Просвещение», 2014.

3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. – Москва, «Просвещение», 2020.

4. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс Москва, «ВАКО», 2020.

5. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 4 класс. Москва, «ВАКО», 2020.


Планируемые результаты изучения предмета


Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами осознанного построения речевого высказывания, в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее – смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев);

  • умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



Содержание учебного предмета


Введение. Знакомство с учебником (1 ч.)


Летописи. Былины. Жития ( 8ч )

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…». Былины. «Ильины три поездочки». Знакомство с жанром жития. «Житие Сергея Радонежского».


Чудесный мир классики (17ч.)

П.П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; Л.Н. Толстой. «Детство», «Как мужик убрал камень» (басня).


Поэтическая тетрадь (7ч.)

Ф.И. Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский. «Весна, весна!», «Где сладкий шёпот…»; А.Н. Плещеев. «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А. Бунин «Листопад».


Литературные сказки (12 ч.)

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; П.П. Бажов. «Серебряное копытце»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».


Делу время – потехе час (7 ч.)

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Галявкин. «Никакой я горчицы не ел».


Страна детства (7 ч.)

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»; К.Г. Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками»; М.М. Зощенко. «Ёлка».


Поэтическая тетрадь (3 ч.)

В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М.И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши Царства».


Природа и мы (11 ч.)

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»; А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин. «Выскочка»; Е.И. Чарушин. «Кабан»; В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».


Поэтическая тетрадь (5 ч.)

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»; С.А. Клычков. «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н.М. Рубцов. «Сентябрь»; С.А. Есенин. «Лебёдушка».

Родина (5 ч.)

И.С. Никитин. «Русь»; С.С. Дрожжин. «Родине»; А.В. Жигулин. «О, Родина!»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».


Страна Фантазия (6 ч.)

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника»; Кир Булычёв «Путешествие Алисы»; Р. Сеф. «Весёлые стихи».


Зарубежная литература (13 ч.)

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера», Г.Х. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлеф. «Святая ночь», «В Назарете».



Тематическое планирование


Тема

Количество часов

1

Введение. Знакомство с учебником

1

2

Летописи, былины, сказания, жития

8

3

Чудесный мир классики

17

4

Поэтическая тетрадь

7

5

Литературные сказки

12

6

Делу время – потехе час

7

7

Страна детства

7

8

Поэтическая тетрадь

3

9

Природа и мы

11

10

Поэтическая тетрадь

5

11

Родина

5

12

Страна фантазия

6

13

Зарубежная литература.

13


Итого:

102

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению


Тема

Форма занятия

Дата проведения

план

факт

1

Введение. Знакомство с учебником.

Викторина

2-4 сент.


Летописи, былины, сказания, жития. ( 8 ч.)

2

Сравнение текста летописи и исторических источников.

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»


7-11 сент.


3

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Игра-исследование



4

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»




5

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой.




6

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Проверка техники чтения.




7

Житие Сергия Радонежского.




8

Обобщающий урок – игра «Летописи, былины, сказания, жития».

Викторина

14-18 сент.


9

Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий».




Чудесный мир классики (17ч)

10

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

П.П. Ершов «Конек – Горбунок»


Игра-исследование



11

П.П. Ершов «Конек – Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.


21-25 сент.


12

П.П.Ершов «Конек – Горбунок». Характеристика героев.




13

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..»




14

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


28 сент.- 2 окт.


15

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев




16

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части




17

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»


5-9 окт.


18

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»




19

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок




20

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб». Характеристика героев


12-16 окт.


21

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство»




22

Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня


Игра-исследование



23

А. П. Чехов «Мальчики»


19-23 окт.


24

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени




25

Обобщающий урок – КВН «Чудесный мир классики»

Викторина



26

Оценка достижений


2-6 нояб.


Поэтическая тетрадь (7ч)

27

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…»




28

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочки»





29

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»

А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения


9-13 нояб.


30

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

Н. А. Некрасов «Школьник»




31

Н. А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки»

И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина




32

Обобщающий урок – игра «Поэтическая тетрадь № 1»

Викторина

16-20 нояб.


33

Оценка достижений




Литературные сказки (12ч)

34

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.




35

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.


23-27 нояб.


36

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Игра-исследование



37

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста




38

П.П. Бажов «Серебряное копытце».


30 нояб. - 4 дек.


39

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте




40

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения




41

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»


7-11 дек.


42

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения





43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части





44

Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики». Проверка техники чтения.

Игра-соревнование

14-18 дек.


45

Оценка достижений.




Делу время – потехе час (7ч)

46

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»




47

В. Ю. Драгунский «Главные реки»


21-25 дек.


48

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

Игра-исследование



49

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка




50

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения

Игра-театрализация

11-15 янв.


51

Обобщающий урок «Делу время – потехе час»


Викторина



52

Оценка достижений.




Страна детства (7ч)

53

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».


Игра-исследование

18-22 янв.


54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения





55

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»





56

Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».



25-29 янв.


57

М.М. Зощенко «Ёлка»


Игра-исследование



58

Обобщающий урок «Страна детства».


Викторина



59

Оценка достижений.


1-5 февр.


Поэтическая тетрадь (3ч)

60

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».





61

С. А. Есенин «Бабушкины сказки».




62

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»


8-12 февр.


Природа и мы (11ч)

63

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш».




64

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе.




65

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»


15-19 февр.


66

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения




67

М.М. Пришвин «Выскочка»




68

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основании поступка


22-26 февр.


69

Е. И. Чарушин «Кабан»




70

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа




71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана


1-5 март.


72

Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы».

Викторина



73

Проект «Природа и мы». Оценка достижений




Поэтическая тетрадь (5ч)


74

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу».


Игра-исследование

9-12 март.


75

Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Лебедушка».




76

С.А. Есенин «Лебедушка»





77

Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

Викторина

15-19 март.


78

Оценка достижений. Проверка техники чтения.




Родина (5 ч)

79

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте




80

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»



29 март. - 2 апр.


81

Обобщающий урок «Родина»


Викторина



82

Проект «Они защищали Родину»




83

Оценка достижений.


5-9 апр.


Страна фантазия (6ч)

84

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника».




85

Е. С. Велтистов «Приключение Электроника». Герои фантастического жанра.




86

К. Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.


12-16 апр.


87

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра




88

Путешествие по стране Фантазии.


Игра-путешествие



89

Оценка достижений.


19-23 апр.


Зарубежная литература. (13ч)

90

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.




91

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.




92

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка


26-30 апр.


93

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части.





94

Г. Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев




95

М. Твен «Приключения Тома Сойера»


4-7 мая


96

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступки




97

С. Лагерлёф «Святая ночь». Проверка техники чтения




98

С. Лагерлёф «Святая ночь»


11-14 мая


99

С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда




100

С. Лагерлёф «В Назарете». Иисус и Иуда




101

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

Викторина

17-21 мая


102

Урок – игра «Литературные тайны»

Игра-соревнование