Разделы | № п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Дата по плану | Коррекция |
Предмет астрономии | 1 | Что изучает астрономия. Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии | | |
2 | Наблюдения – основа астрономии. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. | Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса | | |
Основы практической астрономии | 3 | Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. | Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд. Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений | | |
4 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. | Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. | | |
5 | Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. | Характеристика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли. | | |
6 | Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. | Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. | | |
7 | Время и календарь. | Подготовка и презентация сообщения об истории календаря. Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. | | |
Строение Солнечной системы | 8 | Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. | Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира. Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов | | |
9 | Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. | Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет | | |
Законы движения небесных тел | 10 | Законы Кеплера. | Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера | | |
11 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. | Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов | | |
12 | Практическая работа с планом Солнечной системы | Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с указанием положения планет на орбитах. Определение возможности их наблюдения на заданную дату | | |
13 | Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. | Решение задач на вычисление массы планет. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов | | |
14 | Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. | Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы | | |
Природа тел Солнечной системы | 15 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы | | |
16 | Земля и Луна — двойная планета. Земля. Космические лучи. | На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения. Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики | | |
17 | Земля и Луна — двойная планета. Луна. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. | | |
18 | Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. | Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов На основе знаний физических законов объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет. Описание и сравнение природы планет земной группы. | | |
19 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. | На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планет-гигантов, их спутников | | |
20 | Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. | Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца. Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей | | |
21 | Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. | На основе знания законов физики описание и объяснение явлений метеора и болида. Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов | | |
Солнце и звезды | 22 | Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана - Больцмана. Источник энергии Солнца. | На основе знаний физических законов описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон -протонного цикла. | | |
23 | Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. | На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю | | |
24 | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). | Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы | | |
25 | Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. | Сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; оценивать время существования звезд в зависимости от их массы | | |
26 | Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. | На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах | | |
27 | Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. | На основе знаний по физике оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд | | |
Наша Галактика — Млечный Путь | 28 | Наша Галактика. Ее размеры и структура. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Вращение Галактики. | Описание строения и структуры Галактики. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики На основе знаний по физике объяснение различных механизмов радиоизлучения. | | |
29 | Звездные скопления. Области звездообразования. Проблема «скрытой» массы (темная материя). | Описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков | | |
Строение и эволюция Вселенной | 30 | Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. | Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов | | |
31 | Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. | Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана. Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии | | |
Жизнь и разум во Вселенной | 32 | Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. | Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме | | |
33 | Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. | | |
Резерв | 2ч | | | | |
Итого | 35ч | | | | |