СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

тематическое планирование по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по астрономии»

Тематическое планирование по астрономии

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Содержание воспитания с учетом РПВ

10 класс (34 часа)

1.

Введение

Тема 1. Ведение в астрономию


1

1



Российская электронная школа (РЭШ)

  • Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека..

  • Ценности научного познания: овладение читательской культурой как средством познания, ориентация в деятельности на современную систему научных представлений о  взаимосвязях человека с природной средой.


2.

Астрометрия

Тема 1. Звёздное небо

Тема 2. Небесные координаты

Тема 3. Видимое движение планет и Солнца

Тема 4. Движение Луны и затмения

Тема 5. Время и календарь


5

1

1

1

1


1



Российская электронная школа (РЭШ)

Ценности научного познания: овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников исторической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в науках естественно научного цикла, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. Решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения; определять высоту светила в кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; осуществлять переход к разным системам счета времени, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них

  • Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.


3.

Небесная механика

Тема 1. Система мира.

Тема 2. Законы движения планет.

Тема 3. Космические скорости и межпланетные перелёты.





3

1

1

1




Российская электронная школа (РЭШ)

  • Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе и объектам Всемирного культурного наследия человечества. Воспитание мировоззрения и моральных качеств.

  • Воспитание воли и характера, ответственности.

Воспитание трудолюбия и умения работать самостоятельно

Ценности научного познания: понимание понятий: гелиоцентрическая система мира; геоцентрическая система мира; синодический период; звёздный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; вторая космическая скорость; способы определения размеров и массы Земли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

законы Кеплера и их связь с законом тяготения

умение применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

4.

Строение Солнечной системы

Тема 1. Современные представления о

строении и составе Солнечной системы

Тема 2. Планета Земля

Тема 3. Луна и её влияние на Землю

Тема 4 Планеты земной группы

Тема 5. Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Тема 6. Малые тела Солнечной системы

Тема 7. Современные представления о

происхождении Солнечной системы


7

1

1

1

1

1

1

1

1



Российская электронная школа (РЭШ)

Ценности научного познания:

сформированность понимания процессов происхождения Солнечной системы; основные закономерности в Солнечной системе; космогонические гипотезы; система Земля–Луна; основные движения Земли; форма Земли; природа Луны; общая характеристика планет земной группы (атмосфера, поверхность); общая характеристика планет- гигантов(атмосфера; поверхность); спутники и кольца планет- гигантов; астероиды и метеориты; пояс астероидов; кометы и метеоры. Умение решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера. Пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе Вселенной, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

5.

Астрофизика и звёздная астрономия

Тема 1. Методы астрофизических

исследований

Тема 2. Солнце

Тема 3. Внутреннее строение и источник

энергии Солнца

Тема 4. Основные характеристики звёзд

Тема 5. Белые карлики, нейтронные

звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Тема 6. Новые и сверхновые звезды

Тема 7. Эволюция звёзд




7

1


1

1


1

1

1


1

1

Российская электронная школа (РЭШ)

Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе объектам Всемирного культурного наследия человечества. Воспитание мировоззрения и моральных качеств.

Воспитание воли и характера, ответственности.

Воспитание трудолюбия и умения работать самостоятельно

Ценности научного познания: овладение основные физические характеристики Солнца: масса, размеры, температура; схему строения Солнца и физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю; основные характеристики звёзд в сравнении с Солнцем: спектры, температуры,

светимости; пульсирующие и взрывающиеся звезд; порядок расстояния до звёзд, способы определения и размеров звёзд; единицы измерения расстояний: парсек, световой год; важнейшие закономерности мира звёзд;

диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; способ определения масс двойных звёзд; основные параметры состояния звёздного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние; важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звёздная величина; устройство и назначение телескопа; устройство и назначение рефракторов и рефлекторов. Применение основных положений ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам; анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса– светимость»; находить на небе звёзды: Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

6.

Млечный путь

Тема 1. Газ и пыль в Галактике

Тема 2. Рассеянные и шаровые звёздные

скопления

Тема 3. Сверхмассивная чёрная дыра в

центре Млечного Путин


3

1

1


1

Российская электронная школа (РЭШ)

Ценности научного познания: сформированность понятий туманности; основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; примерные значения следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, инфракрасный телескоп;

оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. Умение объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

7

Галактики

Тема 1. Классификация галактик

Тема 2. Активные галактики и квазары

Тема 3. Скопления галактик

3

1

1

1

Российская электронная школа (РЭШ)

Ценности научного познания: сформированность понятий основные физические параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; примерные значения следующих величин: основные типы галактик, различия между ними; примерное значение и физический смысл постоянной Хаббла;

возраст наблюдаемых небесных тел

объяснять причины различия

видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на неб

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе объектам Всемирного культурного наследия человечества.

8

Строение и эволюция Вселенной

Тема 1. Конечность и бесконечность

Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

Тема 2. Модель «горячей Вселенной» и

реликтовое излучение


2

1


1

Российская электронная школа (РЭШ)

Ценности научного познания: сформированность понятий связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; что такое фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной; понятие «горячая Вселенная»; крупномасштабную структуру Вселенной; что такое метагалактика; космологические модели Вселенной использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе объектам Всемирного культурного наследия человечества.

9

Современные проблемы астрономии

Тема 1. Ускоренное расширение

Вселенной и тёмная энергия

Тема 2. Обнаружение планет возле

других звёзд

Тема 2. Поиск жизни и разума во

Вселенной

3

1


1


1

Российская электронная школа (РЭШ)

Ценности научного познания: сформированность понятий какие наблюдения подтвердили

теорию ускоренного расширения Вселенной; что исследователи понимают под тёмной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; условия возникновения планет около звёзд; методы обнаружения экзопланет около других звёзд; об эволюции Вселенной и жизни во Вселенной; проблемы поиска внеземных цивилизаций; формула Дрейка, использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных

цивилизаций и их контактов с нами

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Эстетическое воспитание: восприимчивость к природе объектам Всемирного культурного наследия человечества.

10

резерв


1