Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников
1.1. Понятие о творчестве и творческих способностях
Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX - XX столетий. «Творчество – в прямом смысле − есть созидание нового». Понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека.
Творчество – это процесс создания субъективно нового, основанного на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
Творчество определяется как деятельность человека, которая создает новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
В педагогике и психологии термин «творчество» изучается в контексте понятия «творческая деятельность». Уникальная творческая деятельность является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических форм взаимодействия ребенка со взрослым в процессе различных видов деятельности.
И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.
1.2. Творческая деятельность младших школьников на уроках литературного чтения
В определенной степени творчество присуще всем людям, поэтому необходимо стараться создать для каждого оптимальные условия обучения, формировать потребность учиться, умение рационально работать, развивать мышление учащихся, их речевую активность, проявить творчество и самостоятельность в выполнении поставленных задач. Не следует ориентировать учащихся только на традиционное усвоение знаний, поскольку такой подход в организации учебно-познавательной деятельности в современных условиях не является продуктивным, т.к. объем знаний растет слишком быстро.
Творчество – это не только конечный результат деятельности, но и приемы и методы, с помощью которых она осуществляется. Творческие возможности младших школьников реализуются в различных видах деятельности, в частности в игре, учебе, общении, трудовой деятельности.
Творческая личность рассматривается в психолого-педагогической литературе как индивид, обладающий высоким уровнем знаний, имеющий тягу к новому опыту, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной необходимостью, а творческий стиль поведения – наиболее характерный. Главным показателем творческой личности, ее главным признаком, считают наличие творческих способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности человека, отвечающие требованиям творческой деятельности, и являются условием ее успешного выполнения [23].
По компонентному составу творческие способности делятся на следующие группы:
- хорошая память;
- креативность;
- интеллектуальное богатство идей;
- нетрадиционное мышление;
- любознательность;
- самостоятельность, настойчивость;
- гибкость ума;
- способность решать и ставить проблемы [13].
Развитие творческих способностей будет эффективным, если в организации творческой деятельности учитывается совокупность взаимосвязанных между собой сторон: содержание учебного материала → система творческих заданий → организация учебно-познавательной деятельности [30].
Развитию творческой личности в учебном процессе способствуют внедрения новых дидактически-методических средств, помогающих моделировать учебно-воспитательный процесс, исходя из поставленной цели.
Основу творчества составляет поисковая активность, которая способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка. Когда первоклассник приходит в школу, у него сияют глаза, возникает множество вопросов. Технология формирования продуктивной познавательной атмосферы основана на творческой деятельности, которая начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения, с противоречия. Деятельность учителя заключается в том, чтобы огонек в глазах детей и интерес к знаниям не угасал, а наоборот усиливался.
Практика показывает, что более продуктивными, крепкими, осознанными становятся те знания, которые ученик получает сам. Созданию условий для самостоятельного получения знаний на уроках способствуют проблемные ситуации. Перед детьми ставится определенная познавательная задача, содержащая противоречие, вызывает дискуссию, побуждает к размышлениям, поискам и выводов.
При изучении нового материала следует предложить школьникам упражнение, для выполнения которого необходимы новые знания, они-то и становятся предметом изучения на уроке. Именно так создаются проблемные ситуации, ситуации затруднения.
При чтении многих произведений С.В.Михалкова проблемный вопрос может возникнуть у обучающихся: данное произведение басня или сказка? Чаще всего это происходит со сказками о животных. Например, произведение «Просчитался».
Отличить басню от сказки младшему школьнику непросто, поскольку произведения данных жанров имеют много общего.
Их принципиальные различия оказываются очевидными только при тщательном анализе содержания и формы произведений.
Дети после некоторых раздумий выражают свое мнение, рассуждения. Очень часто при обсуждении проблемной ситуации у ребенка возникает гипотеза о возможном пути ее решения, она в основном появляется как озарение, как вспышка, как внезапный скачок от определенного незнания к пониманию. Каждый ребенок получает удовольствие от успешного решения проблемы. Обычно радость познания передается в криках «Ага! Понял!», «Вот в чем дело». И эту радость следует обязательно поддержать: пожать руку сообразительному ученику, похвалить его, вместе с одноклассниками похлопать в ладоши [30].
Итак, открытия, которые дети делают на уроках незначительные, давно известные в науке. Но детям они дают истинное наслаждение. Чем больше создано для учащихся ситуаций затруднения, которые они могут преодолеть, тем чаще они испытывают радость открытия, тем интенсивнее у них развивается интерес к знаниям, науки, обучения. И творческие способности воспитанников растут.
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника является творческая деятельность ребенка. Творческая деятельность предполагает работу как с учетом прочитанного, но и собственно авторское творчество. В современном обучении чтению и литературе реализуется лозунг, выдвинутый известным методистом М.А. Рыбниковым: «От маленького писателя к большому читателю».