СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические подходы в использовании элементов формирующего оценивания

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема в современном образовании, которая привела к изменениям

Просмотр содержимого документа
«Теоретические подходы в использовании элементов формирующего оценивания»

Проблема в современном образовании, которая привела к изменениям   Теоретические подходы в использовании элементов формирующего оценивания Новикова С.Н.  Учитель математики

Проблема в современном образовании, которая привела к изменениям Теоретические подходы в использовании элементов формирующего оценивания

Новикова С.Н.

Учитель математики

В настоящее время в педагогической практике возникло ряд противоречий между практикой оценивания и требованиями предъявляемыми к знаниям учащихся, что выражается в следующем: - процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично; - предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные; - развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ребенка только во время урока; - цель оценивания - развитие ребенка, но реально оценивание проводится с целью констатации факта его обученности.
  • В настоящее время в педагогической практике возникло ряд противоречий между практикой оценивания и требованиями предъявляемыми к знаниям учащихся, что выражается в следующем:
  • - процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;
  • - предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам, а оцениваются только предметные;
  • - развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (внеурочная деятельность), а оцениваются достижения ребенка только во время урока;
  • - цель оценивания - развитие ребенка, но реально оценивание проводится с целью констатации факта его обученности.
Педагогам необходимо пересмотреть сложившиеся подходы к оцениванию. Необходимо вести отбор и активно использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формативного и суммативного, что является основой критериального оценивания .
  • Педагогам необходимо пересмотреть сложившиеся подходы к оцениванию. Необходимо вести отбор и активно использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формативного и суммативного, что является основой критериального оценивания .

Теоретические подходы в использовании элементов формирующего оценивания.

  • В современной дидактике выделяется два базовых вида оценивания: внешнее( суммирующее, стандартизированное)оценивание и внутреннее( формирующее) оценивание.
  • Внешним первый вид называется потому, что всегда производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения. Данный способ предполагает сравнение одного ученика с другим путем сравнения каждой работы с эталоном. При таком способе оценивания крайне важно, чтобы все учащиеся находились в равных условиях. Яркими примерами подобного вида оценивания являются ОГЭ и ЕГЭ, различные мониторинги, годовые контрольные работы, контрольные работы по итогам изучения конкретной темы и т.д.
  • Внутреннее (формирующее ) оценивание предполагает оценку достижения учащихся совместно с учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого ученика и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения конкретных школьников. Базовыми принципами формирующего оценивания, по мнению М.А.Пинской, одного из разработчиков практического руководства по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику в нашей стране являются:
Применение разных приемов и методов, позволяющих повышать вычислительную культуру школьников В 5 классе я выделила основные вопросы, по которым разработала  листы обратной связи: Сложение и вычитание натуральных чисел Умножение, деление и степень натурального числа Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Умножение, деление обыкновенных дробей. ОЦЕНИВАНИЕ В ХОДЕ УРОКА «Поиск ошибки » Я даю учащимся распечатанные заранее тексты с ошибками или устные высказывания, о жизни животных, о биологических процессах, содержащие ошибки. Затем предлагаю учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие ( несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме. Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание : учитель Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов, логики выполненного задания.

Применение разных приемов и методов, позволяющих повышать вычислительную культуру школьников

  • В 5 классе я выделила основные вопросы, по которым разработала  листы обратной связи:
  • Сложение и вычитание натуральных чисел
  • Умножение, деление и степень натурального числа
  • Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
  • Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
  • Умножение, деление обыкновенных дробей.
  • ОЦЕНИВАНИЕ В ХОДЕ УРОКА
  • «Поиск ошибки »
  • Я даю учащимся распечатанные заранее тексты с ошибками или устные высказывания, о жизни животных, о биологических процессах, содержащие ошибки. Затем предлагаю учащимся найти и исправить ошибки или высказать своё согласие ( несогласие) с высказываниями и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.
  • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
  • Кто проводит оценивание : учитель
  • Цель проведения: анализ понимания учащимися основных идей, принципов,
  • логики выполненного задания.
ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ   «Работа по алгоритму» ( взаимооценивание) На первом этапе работы я совместно с учащимися разрабатываю алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм распечатывается и раздаётся учащимся. На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.   Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание : учитель, учащиеся (взаимооценка) «Если бы я был учителем» Учащимся (на групповом занятии) предлагаю, поставив себя на моё место ( место учителя) объяснить своим одноклассникам определенный раздел темы, используя информацию учебника и Интернет –ресурса. Данный вид оценивания осуществляется в устной форме.   Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные Кто проводит оценивание : учитель, учащиеся (взаимное оценивание работы)

ОЦЕНИВАНИЕ МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

  •  
  • «Работа по алгоритму» ( взаимооценивание)
  • На первом этапе работы я совместно с учащимися разрабатываю алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм распечатывается и раздаётся учащимся. На втором этапе учащиеся по алгоритму выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.
  •  
  • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
  • Кто проводит оценивание : учитель, учащиеся (взаимооценка)
  • «Если бы я был учителем»
  • Учащимся (на групповом занятии) предлагаю, поставив себя на моё место ( место учителя) объяснить своим одноклассникам определенный раздел темы, используя информацию учебника и Интернет –ресурса. Данный вид оценивания осуществляется в устной форме.
  •  
  • Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные
  • Кто проводит оценивание : учитель, учащиеся (взаимное оценивание работы)
Современные требования к уроку Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ. Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно. Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели. Инструменты обратной связи: письменные комментарии наблюдения ƒ опросы – молнии фронтальный опрос вопросы дневники обратной связи тетради самоконтроля и др.

Современные требования к уроку

  • Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.
  • Теперь важны не только предметные знания, но умение использовать эти знания на практике. То есть ученик становится активным участником образовательного процесса. Да и требования к урокам предусматривают, что вся деятельность ученика на уроке (восприятие темы, осмысление, запоминание, применение и проверка результатов) должна осуществлять учеником самостоятельно.
  • Обратная связь – процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
  • Инструменты обратной связи:
  • письменные комментарии
  • наблюдения ƒ
  • опросы – молнии
  • фронтальный опрос
  • вопросы
  • дневники обратной связи
  • тетради самоконтроля и др.
  Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать? Необъективность . Оценка вообще вещь субъективная. Занимает много времени. Учащиеся не могут обосновать исправления . Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя. Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.
  •  
  • Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?
  • Необъективность . Оценка вообще вещь субъективная.
  • Занимает много времени.
  • Учащиеся не могут обосновать исправления .
  • Рекомендуется этап взаимоконтроля предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.
  • Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.
Спасибо  за внимание!  01/30/2022

Спасибо за внимание!

01/30/2022