Материалы для изучения теоретического материала
Раздел 1. Система физического воспитания детей
Тема 1.4. Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания
Результат усвоения темы: учащийся высказывает общее суждение о единстве обучения, воспитания и развития. Характеризует двигательные умения и навыки, определяет этапы обучения. Описывает принципы, методы и приемы обучения физическим упражнениям.
Содержание:
Двигательные умения и навыки. Закономерности формирования двигательных умений и навыков.
Этапы обучения детей физическим упражнениям.
Принципы обучения физическим упражнениям.
Методы и приемы обучения физическим упражнениям.
1. Двигательные умения и навыки. Закономерности формирования двигательных умений и навыков
Двигательное умение – способность неавтоматизированно управлять движениями.
Двигательный навык - автоматизированный способ управления движениями. Двигательное умение путем многократного повторения «упражнения» переходит в навык. Действия отличаются высокой надежностью. Двигательные навыки развиваются в процессе индивидуального опыта, формируются с участием второй сигнальной системы (через сознание). В процессе становления навыка появляется легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство мяча» в играх). На быстроту образования двигательного навыка влияют эмоции, интерес, сознательное отношение детей к физической культуре.
Особенности навыка:
- автоматизация
- высокая быстрота действия;
- стабильность, устойчивость (возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка));
- надежность и прочность (навык не исчезает даже при длительных перерывах). По мере упрочения навыка меняется роль двигательного анализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условия выполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности, ограничения пространства и т.п. Навык можно применять в сложных меняющихся условиях
Понятие «навык» не обязательно включает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Поэтому сначала учим правильно выполнять упражнение, потом переходим к закреплению навыка.
Необходимо учитывать закономерности формирования двигательных навыков, так как сформированные ранее навыки могут облегчить формирование нового (если в технике движений есть сходство) или усложнить (при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы).
Иррадиация: короткий по времени этап, когда дети знакомятся с новым движением. Характеризуется широким иррадиированием (распространением) процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. В связи с этим у детей наблюдается неуверенность в движениях, общая напряженность мышц, наличие лишних движений, неточности их выполнения в пространстве и во времени.
Специализация: более продолжительный по времени этап. Отличается процессом специализации условного рефлекса. На этом этапе у детей в результате повторения упражнений улучшается выполнение разучиваемых движений. Это происходит в связи с постепенным развитием внутреннего дифференцировочного торможения, ограничивающего распространение процессов возбуждения, повышением роли второй сигнальной системы. Ребенок проявляет большую осознанность задач и собственных действий. По мере все большего уточнения и совершенствования двигательных умений в коре головного мозга образуется сложная система временных связей – динамический стереотип.
Стабилизация навыка: Упрочнение динамического стереотипа, соответствующего основному варианту действий. Движения ребенка становятся произвольными, экономными, свободными, достаточно точными благодаря развитию второй сигнальной системы. Ребенок уверенно и самостоятельно выполняет действие. Он может применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной). Кроме того, на этом этапе развития навыка вырабатываются дополнительные двигательные реакции в соответствии с различными вариантами техники движения.
Успешность усвоения детьми необходимых знаний и двигательных навыков во многом зависит от организации условий, в которых происходит обучение. Обучение требует умственного, физического и волевого, посильного ребенку напряжения при выполнении им двигательного задания, поэтому необходимо создавать спокойную обстановку. В благоприятных условиях внешней среды образование у детей условных рефлексов протекает естественно.
Большое значение при обучении детей имеет возникновение у них эмоций, интереса и сознательного отношения к своей деятельности. Интерес к содержанию разучиваемых упражнений или к игре вызывает у детей эмоциональный подъем. В связи с этим повышается внимание, усиливается стремление выполнить задание, добиться лучшего качества движений. Это практически выражается у детей в осознании задачи и стремлении ее выполнить.
Учет закономерностей формирования двигательных навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности.
2. Этапы обучения детей физическим упражнениям
Процесс обучения детей физическим упражнениям состоит из следующих этапов: первоначального разучивания, углубленного разучивания, закрепления двигательного навыка и совершенствование техники.
На этапе первоначального разучивания (длительность этапа 1-3 занятия) физического упражнения детей знакомят с новым двигательным действием и формируют умение выполнять его в общих чертах.
Методика начального разучивания включает совокупность приемов:
правильный, безукоризненный четкий показ педагогом образца движения в надлежащем темпе от начала до конца;
расчлененный показ двигательного действия с пояснением всех элементов, составляющих движение;
самостоятельное выполнение действия детьми, сопровождаемое указаниями воспитателя.
Указанные приемы применяются, начиная со средней группы. В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца с одновременным объяснением воспитателя. Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционального отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.
На этапе углубленного разучивания физического упражнения (длительность этапа 3-6 занятий) уточняется правильность выполнения деталей техники, вырабатывается умение выполнять их слитно.
Методика углубленного разучивания включает использование приемов:
расчлененный показ элементов движения;
многократное повторение движения;
приемы словесного метода (объяснение, словесные инструкции, пояснения, указания). На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое мышление и желание самостоятельно выполнить движение.
Этап закрепления двигательного навыка и совершенствование техники (длительность этапа 10 и более занятий) стимулирует детей к самостоятельному выполнению движения в целом, создает возможность применения его в играх и в жизни. Дети выполняют движение в играх, соревнованиях, предлагают творческие задания (внести изменение в упражнения, скомбинировать из знакомых новое, придумать свое, оригинальное). На третьем этапе обучения создаются условия для творчества как индивидуального, так и коллективного.
Этапы обучения могут сокращаться и удлиняться, это зависит от: сложности упражнения, возраста детей и их физической подготовки, уровня развития физических качеств, эмоционального состояния детей, методов и приемов которые использует педагог в своей работе, сознательного отношения детей к двигательной деятельности.
Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше внимания уделяется условиям и ситуации, в которых выполняется движение, творческому решению двигательных задач. Особенно это проявляется в подвижных играх.
3. Принципы обучения физическим упражнениям
Основные принципы системы физического воспитания можно разделить на две группы: принципы организации педагогического процесса по физической культуре в учреждении дошкольного образования (общепедагогические принципы); принципы построения занятий физическими упражнениями с детьми (общеметодические принципы).
Общепедагогические принципы
Принцип природосообразности. Он предполагает воспитание ребенка с учетом возрастных и индивидуальных психофизических особенностей. Реализация данного принципа проявляется в учете педагогом индивидуальных особенностей каждого в различных формах работы по физической культуре, учете специфики мотивации деятельности ребенка, особой значимости игровых мотивов, потребности в самоутверждении, в принятии во внимание чуткости детей к эмоционально-образным воздействиям (яркость восприятия, образность мышления, богатство воображения и др.).
Принцип непрерывности развития. Он обеспечивается преемственностью между целями, содержанием и организацией физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Принцип развивающего характера образования. Предполагает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, использование игр и упражнений, что способствует обогащению воображения, мышления, памяти и речи воспитанника.
Принцип единства обучения и развития. В двигательной деятельности этот принцип проявляется во взаимосвязи овладения ребенком двигательными навыками с состоянием и развитием опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций организма и двигательных качеств. На занятиях физическими упражнениями этот принцип обязывает педагога вести обучение во взаимосвязи с обеспечением физической подготовленности и развития двигательных качеств.
Принцип оздоровительной направленности. Этот принцип означает, что при выборе средств и методов физического воспитания педагог должен руководствоваться, прежде всего, их оздоровительной ценностью. Целесообразность проведения любого физкультурного мероприятия рассматривать с позиции здоровья ребенка, соответствия физических нагрузок возможностям детей. Осуществлять педагогический и медицинский контроль.
Принцип гармонического развития личности означает связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, нравственным, эстетическим и т.д.), согласованное и соразмерное развитие физических способностей, разностороннее формирование двигательных умений и навыков и освоение специальных знаний.
Принцип субъектности включает гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности. Данный принцип означает направленность педагогической деятельности на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, учет этих качеств и индивидуального опыта детей в процессе физического воспитания
Принцип сотрудничества (взаимодействие всех участников педагогического процесса).
Общеметодические принципы
Принцип научности – предполагает построение физического воспитания дошкольников в соответствии с закономерностями их социализации, психического и физического развития;
Принцип доступности – определяет постановку детям двигательных заданий, которые соответствуют уровню их психофизического развития;
Принцип систематичности – обусловливает необходимость регулярности, последовательности и преемственности при формировании у детей дошкольного возраста физкультурных знаний и двигательных умений;
Принцип сознательности и активности предполагает, что педагог в процессе физического воспитания поддерживает интерес у детей к занятиям, формирует сознательное отношение ко всему тому, что составляет содержание занятий. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок приучается самостоятельно решать двигательные задачи;
Принцип наглядности – базируется на предрасположенности ребенка к чувственному восприятию окружающего мира. Использование данного принципа позволяет успешно формировать у детей представления об осваиваемых движениях, технике и тактике двигательных действий;
Принцип развития детского творчества предполагает широкое использование игры, сказки как источника детского творчества, детского экспериментирования;
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха определяет суммарный эффект физкультурного занятия. Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. Систематическое повторение нагрузок на фоне не довосстановления приведет к снижению работоспособности организма;
Принцип индивидуализации предполагает организацию физкультурно-оздоровительного процесса, при котором выбор способов, приемов, методов обучения и оздоровления обусловливается индивидуальными особенностями здоровья, физического и двигательного развития детей.
Методы и приемы обучения физическим упражнениям.
Метод - это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий.
Методический прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Методические приемы подбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка. В физическом воспитании детей используют три группы методов: наглядный, словесный и практический.
Приемы наглядного метода формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.
Показ применяется при знакомстве детей с новым движением, демонстрируется несколько раз. Показ демонстрируется на высоком техническом уровне. После чего движение объясняется в целом и показывается еще раз. По мере усвоения движения прибегают к частичному показу. В средней и старшей группе используется зеркальный показ. Важно правильно выбрать место для показа упражнений, чтобы они были видны всем детям. Сложные упражнения демонстрируются с разных ракурсов (метание и др.) К показу движений может привлекаться заранее подготовленный ребенок (средняя и старшая группа). Показом не следует злоупотреблять, особенно на этапе закрепления двигательных навыков.
Имитация - подражание действиям животных, птиц явлениям природы и общественной жизни. Используется во всех возрастных группах, но чаще в младшем дошкольном возрасте. Дети подражают действиям животных (медведь, лиса, зайчик,), насекомых (комар, жук, бабочка), растениям (трава, цветы), видам транспорта (поезд, автомобиль), движениям в различных видах труда (колка дров, полоскание белья) и т.д. Прием вызывает положительные эмоции, желание двигаться, повторять движения и как следствие происходит формирование навыка. Дети должны быть знакомы с теми образами, которые используются при обучении физическим упражнениям.
Зрительные ориентиры (предметные ориентиры и разметка) используют для формирования ориентировки в пространстве, для углубления представлений о физических упражнениях, способствуют энергичному выполнению движений стимулируют к деятельности. Например, задание ударить о предмет, подвешенный выше поднятых рук ребенка, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту. Чтобы научить ребенка 4-5 месяцев ползать, перед ним кладут яркую игрушку. Ребенок тянется за игрушкой и начинает ползти. Чтобы научить во время ходьбы держать корпус прямо, дается задание смотреть на игрушку, положенную выше уровня глаз. При обучении строевым упражнениям используют зрительные ориентиры в виде графической разметки в зале. Применяются при обучении детей всех возрастов. Могут быть на теле («достанем руками до носков ног»), и вне тела.
Звуковые ориентиры использую для освоения ритма и темпа движения, а также как сигнал для начала и окончания действия. В качестве ориентиров используют музыкальные звуки, удары в бубен, барабан, музыкальное сопровождение, хлопки в ладоши.
Наглядные пособия – рисунки, картины, схемы, таблицы. Целесообразно показывать в нерегламентированной деятельности с целью уточнения движения. Используют тогда, когда у детей создано представление о движении. Просмотр диафильмов, кинофильмов, телепередач для уточнений зрительных представлений о движении.
Приемы словесного метода обучения детей физическим упражнениям активизируют восприятие, мышление, помогают осмыслить двигательные действия, создают более правильные и точные представления о движении.
Название упражнения. Многие упражнения имеют условные названия, которые соответствуют характеру движения («насос», «гуси шипят», «паровоз» и т.д.). Педагог, показывая и объясняя упражнение, называет его. Когда дети освоят упражнение, педагог лишь называет упражнения, не показывает его. Название сокращает время, которое тратится на объяснение. Применяют во всех возрастных группах.
Описание – подробно последовательное описание техники физических упражнений. Используют для создание общего представления о движении. Применяется в старшем дошкольном возрасте. Словесное описание упражнений сопровождается показом упражнений.
Объяснение используется при разучивании физических упражнений. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, который будет разучиваться на данном занятии. Объяснение должно быть кратким, точным, доступным, эмоциональным. При объяснении следует ссылаться на уже известные детям упражнения, активизировать мышление детей. На этапе закрепления двигательных навыков к объяснению можно привлечь и детей.
Команды и распоряжения
Требуют различной интонации, динамики и выразительности. Команда – устный приказ взрослого, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом») Команды состоят их двух частей: предварительной и исполнительной. В предварительной части указывается, что надо делать и каким способом, а в исполнительной – надо исполнять действие. Предварительная часть команды произносится протяжно, исполнительная громко и быстро. Распоряжение отличается от команды тем, что его формулирует сам педагог («Повернитесь к окну»). Также подаются в краткой форме, в повелительном наклонении. Используются в старшем возрасте, распоряжения – в младшем и среднем дошкольном возрасте.
Сила голоса при подаче команд и распоряжений должна соответствовать размерам площадки или помещения где проводятся упражнения.
Указания. Используют как при разучивании физических упражнений, так и при закреплении. Даются как до выполнения упражнения, так и во время выполнения. Указания применяются для разъяснения как действовать, предупреждения и исправления ошибок, оценки выполнения упражнения (одобрение и неодобрение), поощрения и др.
Вопросы к детям. Вопросы активизируют мышление, помогают уточнить представление об упражнении, вызвать интерес к ним. В начале занятия, например, можно спросить кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры.
Рассказ. Рассказ, придуманный воспитателем дошкольного образования, или чтение книги по физическому воспитанию вызывает интерес и желание заниматься физической культурой. Рассказывать и читать книги можно как до обучения, так и во время обучения физическим упражнениям. Повторное чтение, после того как дети обучались физическими упражнениям, направлено на уточнение представлений о правильной технике. Сюжетный рассказ можно использовать на занятии. Под рассказ, придуманный взрослым дети выполняют упражнения. Например, «Поездка на дачу», «Прогулка в лес».
Беседа. Имеет вопросо-ответную форму или форму обсуждения на тему, связанную с анализом техники выполнения упражнения. Проводится как до занятий, прогулок-походов и после них. Может быть связана с чтением книг, рассматриванием рисунков картин, экскурсией на стадион. Помогает педагогу выяснить интересы детей, степень усвоения упражнений, правил подвижной игры.
Оценка. Определяет качество выполнения упражнения, стимулирует детей и дается с учетом сравнения прежних достижений. Негативная оценка двигательных способностей не переносится на оценку личности («Ты плохой!») Оценивая детей, следует помнить о легкой внушаемости детей. Постоянная негативная оценка по отношению к ребенку может привести к тому, что нарушение требований педагога становиться нормой. В младшем дошкольном возрасте используем только положительную оценку. В среднем дошкольном возрасте привлекаем детей к анализу собственных действий, осознанию того, чему они научились, что хорошо у них получается. В старшем дошкольном возрасте самооценка собственной двигательной деятельности.
Приемы практического метода обучения детей физическим упражнениям (упражнения, помощь и поддержка, страховка, тренажер) применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физическом упражнении и закрепления двигательных умений и навыков. Увиденное и услышанное ребенок реализует в своих движениях.
Помощь и поддержка используется для уточнения положения отдельных частей тела, создания правильных мышечных ощущений прикосновением к ребенку взрослый уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологическое положение тела, воспитатель проводит рукой по спине и т.д. Помощь в качестве страховки используется при выполнении лазания по гимнастической лестнице, канату, прыжках в длину, высоту и т.д. для обеспечения безопасности детей при выполнении упражнений. Упражнения могут выполняться на тренажерах.
Игровые методы (игровые задания, игры, соревнования, эстафеты). Применяются для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях. Игровая деятельность строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки, лазанье и т.д.). В игре дети могут творчески решать возникающие задачи, проявлять самостоятельность, находчивость в выборе действий. Соревнования проводятся со всей группой одновременно. Вначале организуются на правильность выполнения упражнений (кто лучше прыгнет, правильнее пройдет по скамейке и т.д.), затем кто быстрее. В младшей группе элементы соревнования ограничиваются подвижными играми, имеющими соревновательный характер «Солнышко и дождик»
3. Эстафета – командная игра с элементами соревнования, проводится только с детьми старшей группы. Подводятся коллективные и индивидуальные результаты. Соревнования и эстафеты проводятся, когда дети хорошо овладели движениями. Не злоупотреблять эстафетами, так как это может перевозбудить нервную систему.
4.Проблемно-поисковые методы (проблемные ситуации, логические задачи, загадки, импровизации). Способствуют развитию творческого и логического мышления, сообразительности, смекалки, совершенствованию двигательных навыков и умений.
Литература:
Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей: схемы и таблицы / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. М., 2003.
Обухова, Т.И. Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха: учебно-методическое пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Т.И. Обухова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2014.
Основы методик дошкольного образования [Текст]: краткий курс лекций: учебное пособие / [О. Н. Анципирович и др.]. - Минск: Новое знание; Москва: Инфра-М, 2016.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. М., 2001
Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/В.Н. Шебеко. Вышэйшая школа, 2021 г.
Шишкина, В.А. Двигательное развитие детей / В.А.Шишкина. Мозырь, 2014.
Шишкина, В.А. Методика физического воспитания детей: учеб./ В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Минск, 2016.
Шишкина, В.А. Физическое воспитание дошкольников / В.А. Шишкина. Минск, 2008.