Выступление учителя математики МКОУ СОШ №1 г. Россоши Коробейниковой О.А. на районном педагогическом совете
(Тезисы)
В теме педсовета присутствует словосочетание «качество образования». В современных условиях развития системы образования в России Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.Здесь бы я выделила слова «потребностям, интересам личности, общества, государств», причём обратите внимание, что интересы личности стоят на первом месте.
Федеральным государственным образовательным стандартом определены требования к результатам обучающихся, требования к качеству образования.
Причем в формулировке личностных, матапредметных и предметных результатов основной упор делается на развитие.
Таким образом, с введением федерального государственного стандарта нового поколения вектор целевого ориентира перемещается в плоскость личностного развития обучающихся.
Исходя из этого, передо мной, учителем возникает ряд проблем:
Диагностика возможностей обучающихся.
Формы личностного развития обучающегося.
Оценка личностного развития. И в частности определение критериев и формы оценки.
В п. 7 ФГОС говорится о том, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, и далее прописаны качества личности, которые могут служить критериями личностного развития.
Что я жду от педсовета, хотелось бы обогатиться опытом диагностики возможностей обучающихся, формами работы с обучающимися в направлении личностного развития и способами оценки.
В связи с изменением целевых ориентиров стратегии качества образования логично предположить изменения в требованиях к личности учителя.
И действительно, если мы посмотрим Профессиональный стандарт педагога, то, помимо требований к образованию и обучению, увидим, что обобщенными трудовыми функциями является «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса», а также «педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»
А также четко прописаны в разделе трудовых функций. 1. Общепедагогическая функция. Обучение. 2. Воспитательная деятельность.3. Развивающая деятельность.
Думаю, что стало прописной истиной то, что немаловажную роль в личностном развитии играет личность учителя. И, наверное, если у меня в детстве был такой учитель литературы как Алфёрова Ирина Юрьевна, то возможно я была бы не учителем математики, а учителем литературы. Но мой профессиональный путь определила Анна Александровна – учитель математики, в арсенале которой были только мел и ученическая доска, а её уроки в моей памяти до сих пор.
Системность развития. Не от раза к разу, а в системе с соблюдением преемственности начальной, основной и старшей ступеней обучения. С этой целью я посещаю уроки, внеклассные мероприятий в начальных классах определить контингент учащихся которым необходима индивидуальная траектория в направлении математического развития.
Индивидуальный образовательный маршрут:
Учительская удача – работа с особо одарённым ребенком в области математики. Составила индивидуальный образовательный маршрут по отдельному предмету. Который предполагает ускоренный темп изучение программного материала и расширение содержания за счёт высвободившегося времени. (В частности криптография). Маршрут составлен с учетом интересов ученика. Это не просто решение заданий повышенной сложности, что присутствует, несомненно. Это материал за рамками программы.
Индивидуальная траектория развития обучающегося:
Вовлечение группы обучающихся в проектно – исследовательскую деятельность по математике и темам, сопутствующим предмету. Участие в конференциях, конкурсах. Здесь имею опыт работы с группами детей не только одной параллели, но и в группах, сформированных по вертикали, то есть разновозрастные группы детей. Это актуально для малочисленных школ.
(Проектная деятельность)
Если говорим о развитии в педагогике сразу возникает ассоциация с Понятием "зона ближайшего развития" и с именем Льва Семёновича Выготского.
В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским (см. рис. 4).

Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.
Лев Семёнович Выготский установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития.
1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.
2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.
3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.
Даниил Борисович Эльконин углубил идею о ведущей роли обучения, указав принципиальный путь развития — организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту.
Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает реализацию права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.
Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: - с расстройством поведения и общения; - с нарушениями слуха; - с нарушениями зрения; - с речевыми дисфункциями; - с изменениями опорно-двигательного аппарата; - с отсталостью умственного развития; - с задержкой психического развития; - комплексные нарушения. Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора (лабиринты, таблицы Шульте и другие).
Возможности дистанционного обучения. (Кальченко)
Программы развития с учетом ФГОС. Существует несколько учебных планов на основе Стандарта.
Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.
Второй тип программы Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.
Третий тип Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.
Четвертый вид программы развития В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца. Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом. Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционым программам рано или поздно обязательно будет результат.
Что ожидаю от педсовета: Поделитесь опытом работы по развитию детей с ОВЗ.
Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого хочется учиться.
Не будет секретом то, что многие из конкурсантов пришли на конкурс не совсем по своей воле. И я первоначально считала, что учителей, прошедших отборочный тур нужно не поздравлять, а им сочувствовать. Да, действительно мы ощутили большие физические нагрузки, психологическое напряжение. Но, пройдя все этапы конкурса, наверное, многие, как и я, изменили свое отношение. Я поняла, что меня действительно нужно поздравить с тем, что я получила уникальную возможность пообщаться с лучшими учителями, увидеть лучшие уроки. За короткий период конкурсных испытаний, получила такой богатый опыт профессионального обогащения, какой не получила за последние 10 лет.