Организационный этап (1мин.) | | Фронтальный | Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса (четверостишие: «Прозвенел и смолк звонок, начинается урок, на меня вы посмотрели, улыбнулись и присели»)включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуник. УУД: сотрудничество с учителем. Регулятив. УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Личностн. УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3мин.) | | Демонстрационный, фронтально Сообщение, индивидуально | Показ видиофрагмента с записью извержения вулкана. Вопросы классу: -О каком явлении природы мы будем сегодня говорить? -Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? Предлагает ученику выступить с сообщением «Откуда пошло название «вулкан». (Приложение 1) Учитель помогает учащимся сформулировать тему и цель урока, психологически настраивает их на восприятие материала. | Участвуют в беседе. Слушают сообщение учащегося. Под руководством учителя учащиеся определяют тему «Вулканы» и цель урока «Расширить знания о вулканах, их строении, выявить причины возникновения вулканов». | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, находить в различных источниках информацию, готовить сообщение. Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои возможности самостоятельной деятельности Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. |
Первичное усвоение новых знаний (15 мин) | Строение вулкана: вулканический очаг, жерло, кратер. Продукты вулканизма: лава, облака пепла и газа, вулканические бомбы. Формы вулканов: коничесикий, щитовой. Магма, лава Вулканы: действующие, уснувшие, потухшие. Различие в изображении на карте. Вулканизм | Сообщение, индивидуально. Объяснение учителя Работа с учебником, парная. Работа с учебником, фронтально. Наглядный Частично-поисковый на основе проведенного эксперемента. Работа с терминами. Объяснение учителя, работа с книгой. Работа с атласом. Работа с картой (стр. 39 учебника). | Предлагает ученику выступить с сообщением о вулкане Везувий (Приложение 3), учащимся найти Везувий на карте. Объясняет обучающимся по рис.17 учебника как образуются вулканы. Дети формулируют и записывают определение вулкана. Предлагает найти в учебнике и описать этапы извержения вулкана от образования трещины до излияния лавы. Задаёт вопросы по строению вулкана, используя рисунок 17 на стр.35 в учебнике. - Чем отличается вулкан от горы? Используя слайд презентации «Формы вулканов» просит сравнить разные формы вулканов. Проводит опыт «Какая жидкость мед или подсолнечное масло быстрее спустится с наклонной плоскости?» Спрашивает: «Используя ассоциацию, ответьте на вопрос, почему вулканы имеют разную форму?» Типы вулканов Объясняет деление вулканов на действующие, уснувшие и потухшие. Просит найти в учебнике информацию (стр. 36 «Вулканы мира») об активности вулканов. Учитель приводит примеры, показывающие относительность деления вулканов на действующие и потухшие (Приложение 2). Задает вопрос: как обозначаются действующие и потухшие вулканы на карте. Учитель объясняет, что половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов, например в районе Тихоокеанского огненного кольца (карта стр. 39 учебника). Почему? | Ученик сообщает краткие сведения о гибели Помпеи. Остальные слушают, находят Везувий на карте. Слушают объяснение учителя. Записывают определение вулкана. Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. Читают текст, описывают этапы извержения: 1.Вулканическое землетрясение. 2.Образование трещин в земной коре. 3. Выброс газов, вулканического пепла и вулканических бомб. 4. Излияние магмы на поверхность Земли. Отвечают на вопросы при помощи рисунка. Находят различия формы вулканов, с помощью учителя объясняют причины возникновения разных форм вулканов. Формулируют выводы наблюдений. Читают текст, выделяют признаки разных типов вулканов. Работа с картой, находят обозначения действующих и потухших вулканов. Слушают объяснение учителя. Отвечают на поставленный вопрос. | Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную форму информации. Предметные УУД: знание строения вулканов, форм вулканов, типов вулканов; умение объяснять образование вулканов, источников, устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле, наносить на контурную карту вулканы. Познавательные УУД: поиск и анализ информации, решение поставленных задач, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками. Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе. Личностные УУД: наличие и направленность познавательного интереса на изучение вулканов. Познавательные УУД: умение анализировать текст, выделять главное и второстепенное. Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную форму информации. Познавательные УУД: умение анализировать карту. Познавательные УУД: умение строить устное высказывание. |
Первичная проверка понимания изученного ( 8 мин.) | Крачет, жерло, вулканическийочаг Гейзеры | Индивидуальная работа с тетрадью. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, фронтально. | Предлагает зарисовать в тетради вулкан и подписать его составные части (см. рис. 17). Объясняет, что в районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма о проявлении вулканизма (гейзерах). -Почему гейзеры расположены в районах вулканизма? -Каково значение вулканизма? Назовите положительные и отрицательные стороны. | Работают в тетради. Зарисовываю строение вулкана, записывают определение понятий: кратер, жерло. Анализируют видеосюжет «Вулканы», отвечают на вопросы: «Что такое гейзер?» (Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами) «Почему гейзеры расположены в районах вулканизма?», «Каково значение вулканизма?» Записывают определение гейзера. | Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе. Коммуникативные УУД: умение воспринимать устную форму информации. Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию из видеосюжета. |
Первичное закрепление (8 мин.) | Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Везувий, Ключевская Сопка, Эребус | Практическая работа, индивидуально, работа с контурной картой и атласом. Практический Индивидуальная работа и парная взаимопроверка | Предлагает отметить в контурной карте мира действующие и потухшие вулканы. Консультирует учащихся при необходимости. Предлагает выполнить тест (Приложение 4) Контролирует выполнение работы. Организует взаимопроверку. | Отмечают на карте вулканы. Выполняют тест Осуществляют взаимопроверку с выставлением оценок. | Познавательные УУД: выполнять практические задания по карте. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности |
Информация о домашнем задании (2 мин.) | | | Дает комментарии к разноуровневому домашнему заданию: «3» – п.7, термины; «4» – п.7, задание 4 письменно (вулканы, географические координаты, высота) «5» – п.7., Составьте презентацию о наиболее известном гейзере или вулкане, используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы или изготовление модели: задание «Школа географа-следопыта» (стр.38,39). | Получают карточки с отпечатанным домашним заданием. | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |