Прочитайте текст выразительно. Передайте сжато его содержание. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте.
1) Фронт был далеко от села Нечаева. 2)Нечаевские колхозники не слышали грохота орудий, не видели, как бьются в небе самолёты и как полыхает по ночам зарево пожаров там, где враг проходит по русской земле. 3)Но оттуда, где был фронт, шли через Нечаево беженцы. 4)Они тащили салазки с узелками, горбились под тяжестью сумок и мешков. 5)Цепляясь за платье матерей, шли и вязли в снегу ребятишки. 6)Останавливались, грелись по избам бездомные люди и шли дальше.
7)Однажды в сумерки, когда тень от старой берёзы протянулась до самой житницы, в избу к Шалихиным постучались.
8) Рыжеватая проворная девочка Таиска бросилась к боковому окну, уткнулась носом в проталину, и обе её косички весело задрались кверху.
9) – Две тётеньки! – закричала она. – 10) Одна молодая, в шарфе! 11) А другая совсем старушка, с палочкой! 12) И ещё… глядите – девчонка!
13)Груша, старшая Таискина сестра, отложила чулок, который вязала, и тоже подошла к окну.
14) – И правда девчонка. 15) В синем капоре…
16)– Так идите же откройте, – сказала мать. – 17) Чего ждёте-то?
18) Груша толкнула Таиску:
19)– Ступай, что же ты! 20) Всё старшие должны?
21)Таиска побежала открывать дверь. 22) Люди вошли, и в избе запахло снегом и морозом.
23) Пока мать разговаривала с женщинами, пока спрашивала, откуда они, да куда идут, да где немцы и где фронт, Груша и Таиска разглядывали девочку.
24) – Гляди-ка, в ботиках!
25) – А чулок рваный!
26) – Гляди, в сумку свою как вцепилась, даже пальцы не разжимает. 27) Чего у ней там?
28) – А ты спроси.
29) – А ты сама спроси.
30) В это время явился с улицы Романок. 31) Мороз надрал ему щёки. 32) Красный, как помидор, он остановился против чужой девочки и вытаращил на неё глаза. 33) Даже ноги обмести забыл.
34) А девочка в синем капоре неподвижно сидела на краешке лавки.
35) Правой рукой она прижимала к груди жёлтую сумочку, висевшую через плечо. 36) Она молча глядела куда-то в стену и словно ничего не видела и не слышала.
37) Мать налила беженкам горячей похлёбки, отрезала по куску хлеба.
38) – Ох, да и горемыки же! – вздохнула она. – 39) И самим нелегко, и ребёнок мается… 40) Это дочка ваша?
41) – Нет, – ответила женщина, – чужая.
42) – На одной улице жили, – добавила старуха.
43) Мать удивилась:
44) – Чужая? А где же родные-то твои, девочка?
45) Девочка мрачно поглядела на неё и ничего не ответила.
46) – У неё никого нет, – шепнула женщина, – вся семья погибла: отец – на фронте, а мать и братишка – здесь. 47) Убиты…
48) Мать глядела на девочку и опомниться не могла.
49) Она глядела на ее лёгонькое пальто, которое, наверно, насквозь продувает ветер, на её рваные чулки, на тонкую шею, жалобно белеющую из-под синего капора…
50) Убиты. 51) Все убиты! 52)А девчонка жива. 53)И одна-то она на целом свете!
54)Мать подошла к девочке.
55)– Как тебя зовут, дочка? – ласково спросила она.
56)– Валя, – безучастно ответила девочка.
57)– Валя… Валентина… – задумчиво повторила мать. – Валентинка…
58)Увидев, что женщины взялись за котомки, она остановила их:
59)– Оставайтесь-ка вы ночевать сегодня. 60)На дворе уже поздно, да и позёмка пошла – ишь как заметает! 61)А утречком отправитесь.
62)Женщины остались. 63)Мать постелила усталым людям постели. 64)Девочке она устроила постель на тёплой лежанке – пусть погреется хорошенько. 65)Девочка разделась, сняла свой синий капор, ткнулась в подушку, и сон тотчас одолел её. 66)Так что, когда вечером пришёл домой дед, его всегдашнее место на лежанке было занято, и в эту ночь ему пришлось улечься на сундуке.
67)После ужина все угомонились очень скоро. 68)Только мать ворочалась на своей постели и никак не могла уснуть.
69)Ночью она встала, зажгла маленькую синюю лампочку и тихонько подошла к лежанке. 70)Слабый свет лампы озарил нежное, чуть разгоревшееся лицо девочки, большие пушистые ресницы, тёмные с каштановым отливом волосы, разметавшиеся по цветастой подушке.
71)– Сиротинка ты бедная! – вздохнула мать. – 72)Только глаза на свет открыла, а уж сколько горя на тебя навалилось! 73)На такую-то маленькую!..
74)Долго стояла возле девочки мать и всё думала о чём-то. 75)Взяла с пола её ботики, поглядела – худые, промокшие. 76)Завтра эта девчушка наденет их и опять пойдёт куда-то… 77) А куда?
78 )Рано-рано, когда чуть забрезжило в окнах, мать встала и затопила печку. 79)Дед поднялся тоже: он не любил долго лежать. 80) В избе было тихо, только слышалось сонное дыхание да Романок посапывал на печке. 81)В этой тишине при свете маленькой лампы мать тихонько разговаривала с дедом.
82)– Давай возьмём девочку, отец, – сказала она. – 83)Уж очень её жалко!
84)Дед отложил валенок, который чинил, поднял голову и задумчиво поглядел на мать.
85)– Взять девочку?.. 86)Ладно ли будет? – ответил он. – 87)Мы деревенские, а она из города.
88)– А не всё ли равно, отец? 89)И в городе люди, и в деревне люди. 90)Ведь она сиротинка! 91)Нашей Таиске подружка будет. 92)На будущую зиму вместе в школу пойдут…
93)Дед подошёл, посмотрел на девочку:
94)– Ну что же… 95)Гляди. 96)Тебе виднее. 97)Давай хоть и возьмём. 98)Только смотри, сама потом не заплачь с нею!
99)– Э!.. Авось да не заплачу.
100)Вскоре поднялись и беженки и стали собираться в путь. 101)Но когда они хотели будить девочку, мать остановила их:
102)– Погодите, не надо будить. 103)Оставьте Валентинку у меня! 104)Если кто родные найдутся, скажите: живёт в Нечаеве, у Дарьи Шалихиной. 105)А у меня было трое ребят – ну, будет четверо. 106) Авось проживём!
107) Женщины поблагодарили хозяйку и ушли. 108)А девочка осталась.
109) – Вот у меня и ещё одна дочка, – сказала задумчиво Дарья Шалихина, – дочка Валентинка… 110) Ну что же, будем жить.
111) Так появился в селе Нечаеве новый человек.
( Л.Воронкова « Девочка из города»)
Выполните задания 1- 14:
1.В предложениях с 1 по 6 найдите простое(ые) предложение(я) с однородными членами, запишите его(их) номер(а).
2. В предложениях 9 - 14 укажите предложение с обособленным распространенным приложением, запишите его номер.
3.Среди предложений 18-26 укажите сложносочиненное предложение, запишите его номер.
4. Среди предложений 30 – 37 укажите предложение с распространенным обособленным определением, запишите его номер.
5.Среди предложений 47– 42 найдите сложносочиненное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Запишите его номер.
6. Среди предложений 43–48 найдите сложное предложение , в составе которого есть неполное предложение, укажите номер этого предложения.
7. Определите вид сказуемых в предложениях 50,51,52.
8. Среди предложений 62–66 найдите предложение, которое связывается с предыдущим при помощи лексического повтора .Напишите номер этого предложения.
9. Среди предложений 99–101 найдите такое, которое присоединяется к предыдущему при помощи сочинительного союза и синонима. Укажите номер этого предложения
10. В предложениях 102 – 107 укажите просторечное слово.
11. Какое средство выразительности употребляется в предложениях 93-98:
А) Синонимы
Б) Сравнение
В) Гипербола
Г) Парцелляция
12. В предложениях 30-33 укажите такое ,в котором средством выразительности является олицетворение.
13. Среди предложений 48-54 укажите предложение с вводным словом.
14. Среди предложений 67-72 укажите предложение , средством выразительности в котором являются эпитеты.