СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: « Агрегатное состояние вещества.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Проблема: Учащиеся знают агрегатные состояния вещества, взаимный     переход вещества из жидкого состояния в твёрдое, но не знают, как строится график «Плавления и отвердевания кристаллических тел» и не знают где применяется он на практике.

     Цель урока: Построить график плавления и отвердевания экспериментально с помощью L-микро лаборатории, создать условия для формирования умений читать графики тепловых процессов и применять формулу по данной теме при решении количественных задач .

      Задачи урока:

  -    образовательные: систематизировать знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; методом экспериментального исследования сформировать умения строить график тепловых процессов и отработать умения читать график на практике;

 -  развивающие : развивать логическое мышление,  самостоятельность учащихся,  расширять кругозор учащихся.

-   воспитательные: воспитывать познавательные потребности, прививать интерес к предмету, формировать ключевые компетенции.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: « Агрегатное состояние вещества.»

Тема урока: « Агрегатное состояние вещества.

График плавления и отвердевания».


Проблема: Учащиеся знают агрегатные состояния вещества, взаимный переход вещества из жидкого состояния в твёрдое, но не знают, как строится график «Плавления и отвердевания кристаллических тел» и не знают где применяется он на практике.

Цель урока: Построить график плавления и отвердевания экспериментально с помощью L-микро лаборатории, создать условия для формирования умений читать графики тепловых процессов и применять формулу по данной теме при решении количественных задач .

Задачи урока:

- образовательные: систематизировать знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; методом экспериментального исследования сформировать умения строить график тепловых процессов и отработать умения читать график на практике;

- развивающие : развивать логическое мышление, самостоятельность учащихся, расширять кругозор учащихся.

- воспитательные: воспитывать познавательные потребности, прививать интерес к предмету, формировать ключевые компетенции.

Планируемые результаты:

  • учащиеся знают об агрегатных состояниях вещества и практическое применение взаимного перехода вещества из одного состояния в другое;

  • учащиеся умеют строить график плавления и отвердевания , и умеют анализировать полученный результат;

  • выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке;

  • осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения;

  • используют приобретенные знания в творческой работе;

  • совместно с учителем проводят исследовательскую работу;



  • проводят личностную рефлексию.

Использованные образовательные технологии: информационно-коммуникационные, игровые, здоровьесберегающие.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: медиа - класс: проектор, интерактивная доска, L –микро лаборатория по теме «Тепловые явления» , презентация, лист оценивания, маршрутные листы .


Ход урока

I. Организационный момент. Класс делиться на группы ( 1-ая группа «Снег», 2-ая группа «Иней», 3-я группа «Льдинки», 4-ая группа «Вода»), им раздаются маршруты и листы оценивания.

II. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

Командам объявляется , что сегодня на уроке они отправляются в путешествие по маршруту, вид которого определится экспериментально.

Станция проблемная.

Учитель:

Зимний вечер упруг и свеж,

По сугробам зашагали тени,

В инее серебряном олени,

А мороз всю ночь ломился в сени.

Вопрос-проблема: Почему «в инее серебряном олени?»

На основе уже полученных знаний из географии и природоведения учащиеся пробуют ответить на поставленный вопрос и делают вывод.


Учащиеся работают с учебником п.12 и отвечают на вопросы после параграфа.

Ставятся проблемные вопросы:

Учитель:

В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?

Можно ли ртутный термометр взять на север?


Итак, учащиеся делают вывод, что явление перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое имеет важное практическое значение.

Ребята! Вы с успехом прошли первую станцию!!!

А знаете ли вы какой вид имеет график этих процессов? Если у нас есть проблема, то какова тема нашего урока? Учащиеся формулируют тему урока.

Учитель объявляет следующую станцию:

« Станция проектная.»

И вместе с учащимися формулируют проблему, цели, задачи, находят пути решения и решают проблему экспериментальным способом.

Наши задачи:

- собрать установку;

- провести эксперимент;

- получить график на интерактивной доске;

- проанализировать участки графика

А чтобы узнать дальнейший маршрут, давайте рассмотрим более подробно процесс плавления и отвердевания кристаллических тел.

Изучить эти процессы нам поможет эксперимент.

На компьютере с помощью оборудования L-микро лаборатории вычерчивается график, а учитель для объяснения использует увеличенный график «Плавление и отвердевание» на интерактивной доске.

Учитель обращает внимание, что участок АВ графика соответствует нагреванию вещества.

Станция аналитическая.

Учитель:

Какому процессу соответствует каждый участок графика? Каждая точка графика?

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Учитель:

В каком состоянии находится вещество АВ? Участок ВС? Почему несмотря на то, что энергия поступает, температура остаётся постоянной?

Наводящий вопрос: Чем отличается строение твёрдых и жидких веществ?

Ученики вспоминают материал 7 класса «Строение веществ» . (Как располагаются молекулы) .

Итак, в каком состоянии вещество при одинаковой температуре имеет большую внутреннюю энергию? Почему?

Учитель обращает внимание, что на графике температура плавления льда 00 С.

Вопрос: Будет ли плавиться лёд, внесённый в помещение где 00 С?

Ответ некоторых учеников «да».

Пронаблюдаем и постараемся проанализировать, почему лёд от -400 С до 00 С нагревается, а при 00 С уже нет теплообмена с комнатой и нет необходимости энергии для разрушения кристаллической решётки. Следовательно, плавления нет.

Учитель:

А может ли кислород быть в трёх агрегатных состояниях?

Ученики анализируют таблицы № 3,5.

Появляется мнение, что «да» и учитель добавляет, что кислород при температуре -2190 С плавится, при температуре – 1830 С кипит, поэтому в обычных условиях кислород в газообразном состоянии.

Вопросы:

Приведите примеры температур плавления некоторых веществ?

Какие металлы можно расплавить в кипящей воде?

Продолжаем наблюдать за графиком изменения температуры, обнаруживаем, что вещество нагревается в жидком состоянии до определённой температуры, пока не отключили источник энергии. Если отключим источник энергии происходит процесс охлаждения, отвердевания, охлаждения.

Участок EF графика соответствует отвердеванию вещества.

В каком состоянии находится вещество в точках E, F?

Что происходит с веществом на участке EF?

Что происходит с внутренней энергией на участке EF? Почему?

Итак, проанализировав полученный график учащиеся отвечают вопросы:

В каком состоянии находится вещество на участках АВ, ВС, СД, ДЕ, EF, FG; а в точках А, В, С, Д, Е, F, G?

Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют почему?

Закрепление: Упражнение 7 (1,2) письменно. (Сильные учащиеся успевают всё задание).

Объявляется Физминутка.

Станция решебная.

Учитель обращает ещё раз внимание учащихся на участки графика ВС и EF, и вводит понятия удельной теплоты плавления.

λ – удельная теплота плавления, измеряется в Дж/кг.

Вводит формулу для расчёта количества теплоты, которое нужно для нагревания и которое выделяется при отвердевании. (Q= λm ) .

Разбирается пример задачи

Станция тестирования.

Учащимся раздаются текстовые задания на листах.

Станция домашнее задание (дифференцированное).

Домашнее задание § 14, 15.

1-ая группа - изготовить плакат «График плавления и отвердевания»

2-ая группа – найти или составить творческие вопросы, задачи или загадки по теме «Тепловые явления».

3-я группа – задание 2 №1, стр. 39

4-ая группа – задание 2 № 2, стр.39 Приготовить доклад или презентацию.

Рефлексия.

(По листу оценивания учащиеся проводят самооценку и самоанализ).

Спасибо за урок!!!