Тема «Детский сад. Игрушки» |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ | ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА |
«Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда детям рад. Хлопки на каждое слово. Буду в садике играть Спрятать лицо в ладонях. И конструктор собирать, Развороты кистей в разные стороны, пальцы кистей соприкасаются. И игрушки за собой убирать. Рука двигается вправо-влево. Буду бойко танцевать Приседание. И лепить, и рисовать, Имитировать лепку, рисование. Буду песни каждый день напевать. Руки "замком" перед собой. | Детский сад мы очень любим, В нем играть, расти мы будем. На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (хлопают в ладоши) Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. (загибают поочередно все пальцы) Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальцы) Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (хлопают в ладоши). |
Тема «Наше тело» |
«Наше тело» Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать! (дети шагают по кругу, останавливаются) Вот спина, а вот животик (показывают обеими руками спину, затем живот), Ножки (топают ножками), Ручки (протягивают руки вперед и вращают кистями), Глазки (указательными пальцами обеих рук показывают глаза), Ротик (указательным пальцем правой руки показывают на рот), Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос), Ушки (указательными пальцами обеих рук показывают на уши), Голова (кладут руки на голову), Покачать успел едва (качают головой из стороны в сторону), Шея крутит головой (обхватили шею ладонями), Ох, устала ой-ой-ой! Лоб (пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам), И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам), Вот реснички (указательными пальцами показывают реснички), Запорхали, словно птички (дети моргают глазами), Розовые щечки (ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам), Подбородок кочкой (заканчивают начатое движение на подбородке), Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы), Как травы луговые. Плечи (дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого), Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти), И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям), У меня, Сережи, Лены (выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей). | Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда (ритмично потираем ладони, имитируем мытье рук) Брызги в право, брызги в лево! Мокрым стало наше тело! («стряхиваем» воду с рук) Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро. («вытираем» руки) |
Тема «Овощи. Фрукты» |
«Овощи» Мы картошку накопали, Огурцы с гряды сорвали, Выдернули всю морковку, Срезали капусту ловко, И в корзине от земли Вам подарок принесли. «Фрукты» Будем мы варить компот. Маршировать на месте. Фруктов нужно много. Вот. Показать руками - "много". Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок. Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя. Угостим честной народ. Хлопать в ладоши. | ПГ «У Зиночки в корзиночке» У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. Наша Зина – молодец! | Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец. | «Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают». Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять «варят» и «мешают». Делают ладошками характерное, приглашающее движение. | |
Тема «Деревья. Грибы. Ягоды» |
«Грибок» Гриша шел-шел-шел, (ходьба на месте) Белый гриб нашел. Раз - грибок, Два - грибок, Три - грибок, (наклоны корпуса вперёд) Положил их в кузовок
«Ягоды» «А в лесу растет черника» А в лесу растет черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать ( приседания). Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. ( ходьба на месте.)
«Деревья» Ветер дует нам в лицо. ( Машут руками на лицо. Закачалось деревцо. Качаются из стороны в сторону. Ветер тише, тише, тише. Приседая, машут руками вверх- вниз. Деревцо всё выше, выше. Тянутся вверх. | «За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, В лес идём мы погулять. За черникой, за малиной, За брусникой, за калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. | Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу. Загибают пальчики, начиная с большого. | «На опушке» Все зверюшки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали. Лисичка бежала, Лисички собирала. Скакали зайчатки, Искали опятки. Медведь проходил, Мухомор раздавил. | Дети идут в хороводе. Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. Бегут, собирают воображаемые грибы. Скачут стоя, «срывают» грибы. Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой. | |
Тема «Осень» |
«Листики» Мы листики осенние, На ветках мы сидим. (присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (присесть) | Раз, два, три, четыре, пять(загибают пальцы, начиная с большого) Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулаки) Листья березы, (загибают пальцы, начиная с большого) Листья рябины, листья тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. (шагают по столу средним и указательным пальцем) |
Тема «Одежда. Обувь. Головные уборы» |
«Обувь» Я умею обуваться, Топать ногами. Если только захочу, Я и маленького братца Обуваться научу. Руки перед грудью, показывают "маленького братца". Вот они, сапожки, Наклон вперед. Этот с правой ножки, Погладить правую ногу. Этот с левой ножки. Погладить левую ногу.
Маша нашему малышке Сшила новые штанишки, Шила шубку, шила шарф Для мишутки- малыша.
| ПГ «Наша обувь» Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу. На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого. | КРД «Стирка» Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли, Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Надо нам её спасти И в порядок привести. В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём, Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём. А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках. А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся. |
Тема «Домашняя птица. Перелетные птицы. Зимующие птицы» |
«Птицы» Птички прыгают, летают. Машут руками и подпрыгивают. Птички крошки собирают. "Клюют". Перышки почистили. Клювики почистили. Погладить руки, носики. Птички летают, поют, Машут руками. Зернышки клюют. "Клюют". | «Ласточки» Ласточки летели, Все люди глядели. Ласточки садились, Все люди дивились. Сели, посидели. Взвились, полетели. Полетели, полетели. Песенки запели. | Бегут по кругу, машут руками, изображают полёт птиц. Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья. Бегут по кругу, взмахивают руками. | |
Тема «Животные» (домашние, дикие, жарких стран) |
«Бегал по двору щеночек» Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте) Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны) Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту) Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок) «Животные Африки» Мы весёлые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щёчки, Скачем на носочках И друг другу даже Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку, Пальцы поднесём к виску, Оттопырим ушки, Хвостик – на макушке. Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я цифру «три» - Все с гримасами замри! «Раз – два – три!» | - Мальчик с пальчик, Где ты был? - Долго по лесу бродил! Встретил я медведя, волка, Зайку, ёжика в иголках. Встретил белочку, синичку. Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил. | Четыре раза сгибаем большой палец левой руки. Четыре раза сгибаем большой палец правой руки. Большой палец правой руки поочерёдно соприкасается с остальными. Четыре пальца последовательно сгибаются к большому – кланяются | «Кролик» Маленький кролик, Пушистенький кролик Всех нас смеяться заставил до колик: Прыгал за белкой, за уткой скакал, Лапкой тюльпан поднимал, как бокал. Ах, как смешно его уши торчали! Мы хохотали, души в нем не чая, Но, на опушке заметив лису, Он подмигнул нам и скрылся в лесу. | Дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперед-назад. Останавливаются, держатся за животики. Сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку. Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу. Делают ушки из ладошек. Опять держатся за животики. Смотрят из-под руки. Подмигивают, разбегаются | |
Тема «Посуда. Продукты» |
Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой небольшие помешивающие движения (как будто мешаем кашу в кастрюльке ложкой) Если добавить стакан молока. (Левой рукой, как будто держащей стакан молока, «вылить» его в воображаемую кастрюльку) Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюльку «масло», затем левой рукой - «сахар») И эту кашу деткам даем. (Дети подносят обе ладони ко рту) Каша-малаша, ты так хороша, (Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой размашистые движения, помешивая «кашу») Если добавить кувшин молока. (Двумя руками, как будто держащими кувшин молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю) Масло и сахар мы в кашу кладем. (Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой - «сахар») И эту кашу взрослым (мамам и папам) даем. (Дети подносят обе ладони ко ртам взрослых, участвующих в игре) Каша-малаша, ты так хороша, (Две руки сжаты в один кулак, выполнять перед собой широкие размашистые движения, помешивая «кашу») Если добавить ведро молока. (Двумя руками, как будто держащими ведро молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю) Масло и сахар мы в кашу кладем (Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой - «сахар») И эту кашу великанам даем. (Поднять обе руки вверх и показать «великана») Повторить упражнение левой рукой. | «Хлеб» Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! | Сжимают и разжимают пальчики. Прихлопывают ладошками, «лепят». Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. Гладят живот. | |
Тема «Зима» |
Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, Мы танцуем день и ночь. Встанем вместе все в кружок - Получается снежок. | Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться | Поочерёдно соединяют большой палец с остальными | |
Тема «Транспорт» |
«Транспорт» Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.) | Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит. - Тороплюсь! – гудит. - Тороплюсь! Тороплюсь! | Дети бегут друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди. Первый ребёнок делает круговые движения руками, согнутыми в локтях, и произносит слова паровоза. | |
Тема «Профессии» |
Не шофер и не полот, Водит он не самолет, А огромную ракету – Дети, кто, скажите это? | «Хлебопек» Булка колосом росла, Зерном под жерновом была, А в печи её испек Добрый мастер – хлебопёк! | Дети поднимают руки вверх, покачивают ими влево-вправо. Вып. упр. «Кормление птиц». Хлопают одной округлой ладошкой по другой. Вып. упр. «Поднос». Поднимают большие пальцы рук. | |
Тема «Мебель» |
На носочки встали, Потолок достали. Наклонились столько раз, Сколько стульчиков у нас. Сколько покажу кроватей, Столько прыгнуть надо кстати. | Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. | |
Тема «Защитники отечества» |
«Смелый солдат» Знают все ребята, Смелого солдата, Смелого солдата не сломить. Знают все ребята, Смелого солдата Никогда не смогут победить. Марш. Сгибание рук в локтях - "силачи". | «Пограничник» Тропинки лесные, Пахучие травы (движения руки вперёд, вдох носиком). За темным оврагом Простор полевой, (Правая рука надо лбом, смотрим вдаль). Идёт пограничник В дозор от заставы, В любую погоду – И ночью и днём (шагаем, маршируем). |
Тема «Весна. Труд весной. Инструменты» |
«Весна» Солнце стало пригревать, Стали капельки стучать, Капля раз, капля два, Капли медленно сперва, А потом быстрей, быстрей Побежали ручейки, Их попробуй, догони! | Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Прилетели сто грачей, А сугробы тают, тают, А цветочки подрастают. | Идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу. «Летят» по кругу. Медленно приседают. Тянутся на цыпочках, руки вверх. | |
Тема «Семья. Мамин день» |
«Семья» Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. | ПГ «Наши мамы» Много мам на белом свете, Всех их любят очень дети! Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, Мамы разные важны! | Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Сжимают обе ладошки в «замочек». Разводят руки, поднимают ладошки вверх. | «Как у нас семья большая» Как у нас семья большая Да весёлая. Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны Объедаются. Две Дашки у кашки Питаются. Две Ульки в люльке Качаются. | Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно. Загнуть большие пальцы на обеих руках. Загнуть указательные пальцы на обеих руках. Загнуть средние пальцы. Загнуть безымянные пальцы. Загнуть мизинцы. | |
Тема «День победы» |
«Смелый солдат» Знают все ребята, Смелого солдата, Смелого солдата не сломить. Знают все ребята, Смелого солдата Никогда не смогут победить. Марш. Сгибание рук в локтях - "силачи". | «Пограничник» Тропинки лесные, Пахучие травы (движения руки вперёд, вдох носиком). За темным оврагом Простор полевой, (Правая рука надо лбом, смотрим вдаль). Идёт пограничник В дозор от заставы, В любую погоду – И ночью и днём (шагаем, маршируем). |
Тема «Мой город» |
Небо синее в Росии, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей Есть и клены, и дубы, А какие есть грибы! А еще пекут в печи Вот такие калачи! | Этот дом – одноэтажный. Этот дом – он двухэтажный. А вот этот – трёхэтажный. Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный! | Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. | |
Тема «Цветы Насекомые Рыбы» |
«Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (туловище в перед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружится, вьется. (покружиться)
Спина прямая, руки на поясе. Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!
Мы божьи коровки (прыжки) – Быстрые и ловкие (бег на месте)! По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками), А после в лес гулять пойдем (идем по кругу). В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)… Устали ноги от ходьбы (наклоны)! И кушать мы давно хотим (гладим животик)… Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
«Рыбки» Рыбки плавали в воде И приплыли все ко мне, Рыбок, рыбок я люблю, Рыбок, рыбок покормлю. | «Комар» Дружно пальчики считаем – Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | Сжимают и разжимают пальцы. Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого. Вращают мизинцем. Прячут руки за спину. | Словно в бутончик собрал лепестки. (В горстку собрал пальцы левой руки) Солнце свои посылает лучи. (пальцы раскрыты у левой руки) Утром под солнцем цветы раскрываются. (Пальцы на правой руке распрямляются) Солнышко село, и сумрак сгустился, И до утра мой цветочек закрылся. |
Тема «Лето» |
Все вокруг зазеленело, заалело, засинело. Вот и лето, вот и лето, С морем теплым, с ярким светом. | «Гусеница» Этот странный дом без окон У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, Дремлет гусеница в нём. Спит без просыпа всю зиму. Но зима промчалась мимо – Март, апрель, капель, весна … Просыпайся, соня-сонюшка! Под весенним ярким солнышком. Гусенице не до сна. Стала бабочкой она! | Дети выполняют движения в соответствии со смыслом текста стихотворения, проявляя фантазию | |
Тема «Школа» |
«Звонок» Вот раздается уже звонок, Спешим скорее мы на урок. Звенит звонок, Начнем урок. | «В школу» В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду. | Дети «шагают» пальчиками по столу. Загибают по одному пальчику на обеих руках. Грозят указательным пальчиком правой руки. | |
Косинова Е.М. «большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. -М.:ЭКСМО, ОЛИСС, 2008
С.Н. Сластья . Формирование связной речи детей 4-5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал/волгоград :Учиткль,2010-232с.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками.- М.:Владос, 2002
Комаровский Е.Ю. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» М.,2011
Змановский Ю.Ф. «Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях». «Медицинская сестра»М., 2005