СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типовые задачи по формированию УУД на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА:

 

Типовые задачи по формированию личностных УУД на уроках русского языка.

 

Задание «Анализ текста». 5 класс.

Тема урока «Части речи» (повторение).

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.

Дети получают карточки с текстом:

Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. .

Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.

Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа.

(Д. С. Лихачев)

Выполнить следующие задания:

  1. Озаглавить текст.
  2. Определить основную идею.
  3. Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста:

А)

В)

Б)

Г)

  1. Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»
  2. Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий:

Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.

Заполните таблицу примерами из текста:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

 

 

 

 

 

Задание «Главная мысль». 8 класс

Тема урока: «Односоставные предложения»

Цель:научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны.

Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями:

Выразительно прочитайте текст:

Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.

(Е.Осетров)

Выполнить задания:

- В каком предложении выражена основная мысль текста?

- Как человек должен относиться к своей истории?

- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.

 

Типовые задачи по формированию регулятивных УУД на уроках русского языка.

 

Задание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс.

Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока.

Тема урока «Неопределенная форма глагола».

Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока:

  1. Дать определение глаголу.
  2. Мне нравится искать глаголы в тексте.
  3. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.

Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 5 класс.

Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану:

  1. Что это такое?
  2. Что обозначает?
  3. На какой вопрос отвечает?
  4. Какими частями речи может быть выражено?
  5. Как подчеркивается?

Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).

 

Типовые задачи по формированию познавательных УУД на уроках русского языка.

Задание «Слепая таблица». 5 класс.

Тема урока: «Сказуемое».

Описание задания: Учащимся предлагается вспомнить все, что они изучали о сказуемом на прошлом уроке, заполнить таблицу и по заполненной таблице рассказать о сказуемом.

В предложениях подчеркните грамматическую основу. Расскажите о сказуемом, заполнив данную таблицу:

Предложение

Вопрос к сказуемому

Чем выражено сказуемое

Ненависть – плохой советчик.

 

 

Народные сказки о животных довольно поучительные.

 

 

Птицы деловито расхаживают по скалам.

 

 

Сказка – это произведение устного народного творчества.

 

 

Задание «Заполнение таблицы по тексту». 6 класс.

Тема урока: «Правописание приставок –ПРИ –ПРЕ».

Этап актуализации знаний (вспомнить, что изучали о приставках в 5 классе).

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить различные задания к нему. Можно добавить задание на развитие личностных УУД: попробуйте сказать своими словами, в чём главная мысль этой басни? (люди слабы поодиночке и сильны единством).

Детям раздаются карточки:

Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».

- В чем главная мысль этой басни?

- На какие группы делятся все приставки?

- Заполнить таблицу примерами из данного текста:

 

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки

Приставки, зависящие от

смысла

 

 

 

 

Типовые задачи по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка.

 

Задание «Подготовь связный рассказ на определенную тему».

Цель: развитие у учащихся самостоятельности мышления, умения работать с литературой, выбирать главное, выступать на публике, отвечать на поставленные вопросы.

Описание задания: детям предлагается домашнее задание составить свой связный текст на определенную тему, например: «ура Инфинитиву», служебные части речи, «Стили речи» и т. д. и подготовиться к возможным вопросам по этой теме.

Задание: Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему…

Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки).

Задание:

Теоретический блок:

План:

  1. Что такое словообразование?
  2. Какие 7 способов словообразования вы знаете?
  3. Что такое словообразовательный разбор?
  4. Что такое словообразовательная цепочка?

После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практический блок:

  1. Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.
  2. Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.

      Данные типовые задачи направлены на развитие и формирование у детей различных типов УУД. Термин УУД в широком значении означает «умение учиться». Последовательная работа по формированию и развитию у детей УУД или «Умения учиться» ведет к повышению эффективности образования в общем, к более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися.

         Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому так важна становится задача создания банка типовых заданий и задач, направленных на развитие УУД.