СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трагедия не имеющая срока давности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечь сверстников к работе по увековечению памяти тех, кто 70  лет назад защищал наше Отечество от фашизма. Проект продиктован желанием сохранить память расстрелянных безвинных жителей в деревни ЗалазнаСафоновского района в годы фашистской оккупации. Рассказать, что же произошло в этой деревне 29 января 1943 года.

Просмотр содержимого документа
«Трагедия не имеющая срока давности»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

г.Сафоново Смоленской области











Проект на тему:

Трагедия, не имеющая срока давности









Выполнил: обучающийся

10 класса

Линков Даниил Сергеевич

Руководитель: Матюхина Раиса Ивановна,

преподаватель истории и обществознания














2015г.

Светлой и вечной памяти

мирных жителей деревни Залазна,

расстрелянных в январе 1943

фашистскими палачами,

посвящается…


Тема проекта.

“Трагедия, не имеющая срока давности”

Цель проекта.

Привлечь сверстников к работе по увековечению памяти тех, кто 70 лет назад защищал наше Отечество от фашизма. Проект продиктован желанием сохранить память расстрелянных безвинных жителей в деревни ЗалазнаСафоновского района в годы фашистской оккупации. Рассказать, что же произошло в этой деревне 29 января 1943 года.

Обоснование значимости и уникальности проекта.

Те, которые испытали на себе ужасы жестокой, бесчеловечной войны, помнят “зверское лицо” фашизма . Я считаю: тема моей работы является актуальной и значимой. Для современного поколения история войны становится не столь значимой. А это очень страшно, ведь, забывая свою историю, не зная ее, мы что-то теряем и в себе. Страшно то, что спустя 70 лет со дня победы нашей страны над фашизмом, идет возрождение его на территории Западной Украины. Бандеровцы–фашисты не изменили “свое лицо”. Вспомним жестокую трагедию в Одессе: в здании профсоюза заживо было сожжено около 50-ти человек. Мы и будущее поколение должны помнить, что несет фашизм народам, и не допустить его распространения.

Методы осуществления проекта.

  1. Выбор темы

  2. Определение цели, разработка плана работы.

  3. Поиск и сбор необходимых источников информации.

  4. Осмысливание, систематизация, сопоставительный анализ собранного материала.

  5. Подбор иллюстраций

  6. Оформление работы.

  7. Представление проекта в виде презентации.

6 сентября прошлого года у Вечного огня состоялась встреча с участниками автопробега “Дорогами сожженных деревень”. Обучающиеся нашей гимназии, присутствующие на этой встрече, возложили цветы на братскую могилу. После митинга участники автопробега посетили места сожженных деревень Курдюмово и Залазна, чтобы отдать дань памяти жертвам безжалостных палачей.

17 февраля этого года краеведы гимназии провели “Урок Памяти” жертвам сожженных деревень Залазна, Курдюмово, Леоново. Приглашенная Романович Светлана Викторовна-младший научный сотрудник городского музея, бывший наш учитель, поделилась своими воспоминаниями о походе с ребятами в 1982 году по местам боевой славы и о встрече с Бондаревой Татьяной Денисовной, свидетельницей трагических событий в деревне Залазна.

Мое участие в этих мероприятиях помогло мне в освещении проблемы работы.


Приложения-1,2.

Грозный 1941 год. Свирепое лихо ползет по земле. Война. Безмолвная пустыня остается позади. Виселицы, массовые расстрелы, Костры пожарищ, кружит ворон, да скулит ветер.

Два с лишним года длилась гитлеровская оккупация Смоленщины. За годы оккупации только на территории Сафоновского района было сожжено и уничтожено более двухсот сел и деревень и не восстановлено.

Приложение-3.

Отправляемся в “командировку” в населенный пункт в деревню Залазно , которой уже давно нет на карте. Это будет “командировка” к людям, которых уже нет в живых. Это будет одна из трудных “командировок” в прошлое, в сожженную деревню, к расстрелянным жителям.

Деревня находилась в 11 километрах от села Васильевское. До войны залазнянцы пахали землю, сено косили, выращивали хлеб. Каждая хата добром наполнялась, девчата выходили на свидание вечерней порой, справляли свадьбы и воспитывали детей.

Но, ох война, что ты, подлая, сделала?!

Мы никогда не узнали бы, что произошло с этой деревней, если бы не очевидцы тех страшных событий, которые чудом остались в живых, и в частности Татьяна Денисовна Бондарева.

Приложение-4

В своей работе я поместил лишь одно показание Бондаревой как свидетельницы трагических событий в деревне Залазно 21 декабря 1984 года в ДК железнодорожников города Смоленска на выездной сессии военного трибунала Московского ордена Ленина военного округа под председательством полковника юстиции В.А. Зубкова, на которой судили палачей, предателей Родины Бойко, Хохлова и Кувичко, занимавших командные посты в известном особыми зверствами соединенииБишлера.

Вот как описывает этот момент журналист ОрикЛонский:

“Она не может говорить, ей очень трудно это делать, скажет несколько слов и плачет. И в зале тоже плачут. Вот, слева от меня, сидит седой мужчина, у него дрожат плечи и по щекам слезы текут. Он их не вытирает”.Успокоившись ,Татьяна Денисовна начала рассказывать:

“Фашистам не было житья нив деревнях, ни на дороге, ни в поле. Всюду их настигала меткая пуля народных мстителей. Немецким командованием была разработана карательная операция “ШтерненЛауф”. Один из карательных отрядов 28 января 1943 года прибыл в нашу деревню. Фашисты выгнали народ к речке, недалеко от рва построили в шеренгу. Деревню подожгли. “Где партизаны?”-орали они, не скажите-заморозим.” Мы стояли и молчали, словно каменные,по колено в снегу на лютом ветру. Час, второй, третий, четвертый. Целый январский день продержали изверги на морозе невинных стариков , женщин и детей. Мерзли уши на холоде. От усталости ныли суставы. Слезы на щеках превращались в ледышки. Двадцать девятого января чуть забрезжил рассвет каратели приказали всем лечь на снег, а сами с косогора почти в упор начали расстреливать. Послышались стоны, рыдания, плач. Алой кровью безвинных людей обагрился снег. Прощай, мама! Прощайте, братики и сестренки. Прощай, жизнь! Я почувствовала ожег в руку и потеряла сознание. Очнувшись , я услышала словно из под земли слабое детское всхлипывание: “Мама,мамо-чка!”. Я осмелилась повернуть голову и увидела , как четырехлетний сын сестры Федоры теребил мать за окровавленные волосы. Мать молчала. Недождавшись от нее ласки, мальчик перелез через трупы к бабушке. “Бабушка! А бабушка! Я замерз! Есть хочу!”-всхлипывал ребенок. Но бабушка не отвечала. Еще одно мгновение ,и я хотела позвать: ”Сынок, иди ко мне! Я тебя обогрею!” Но…послышался шорох лыж, фашисты снова возвращались в ров. ‘”Смотри-ка, живой?!”-удивленно сказал один из карателей, и в ту же минуту раздался выстрел и мальчика не стало. “

_________________________________________________ Приложение-5__

Участник автопробега “Дорогами сожженных деревень”, председатель общественной всероссийской организации “Поле заживо сожженных”, поэт Владимир Фомичев эту трагедию описал в стихотворной форме.


450 человек замучено и убито.

Приложение-6.



Скорбная тишина. Она хранит печаль и тоску погибших-как суровое напоминание потомкам:Люди, берегите жизнь, заслоните солнце от свинцовыхтуч, голубое небо от гари страшных пожарищ,плодородные нивы от опустошения Молохом войны и никогда-никогда больше не допустите такого”



Выводы.

Работа, написанная мною, дала мне возможность глубоко почувствовать события прошлого. Я уверен, что запомню трагедию в деревне Залазно надолго.

Я сделал вывод, что поколение , не опаленное войной должно сохранить и передать будущему поколению правду о войне, не оставаться равнодушным. И тогда Память о войне будет бессмертна.

В ходе работы над проектом я усваивал процесс умения работы с историческими источниками, систематизировать, обобщать и оформлять собранный материал.









Использованная литература.



1.Архивные материалы городского историко-краеведческого музея.

1)Исторические источники по сожженным деревням Сафоновского района.

А)Книга памяти мирных жителей. Том 6-й. Смоленское областное книжное издательство “Смядынь”, 2005 год.

Б) Акт №191 “О зверской расправе немецко-фашистских оккупантов над жителями деревень Залазно и ТимошиноСафоновского района ” от 20 марта 1943 года.

2.Книга “Навстречу войне”C.М. Абраменко. Издательство “Смоленская городская типография”, 2011 год.

3.Книга “Поле заживо сожженных”. Автор, участник автопробега “По дорогам сожженных деревень” В. Фомичев.

4. Фотографии.

1) Обучающиеся нашей гимназии на встрече с участниками автопробега “По дорогам сожженных деревень”

2) Школьное мероприятие “Урок Памяти” жертвам сожженных деревень Залазно, Курдюмово, Леоново”

3) Памятные места на территории бывшей деревни Залазно.





























6