Абилова Асель Абрашевна,
педагог- психолог
КГУ «Школа детского творчества
отдела образования города Костаная»
Управления образования
акимата Костанайской области
Психологический тренинг для педагогов
"Берегу себя и других"
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья.
Задачи:
создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
развить у педагогов коммуникативные умения;
сформировать навыки позитивного самовосприятия;
научиться распределять свою психическую энергию, расширить диапазон способов эффективной саморегуляции.
Ход занятия
Упражнение «Тесная компания»
Цель: сплочение участников, танцевальная терапия
Инструкция:
Все участники вытягивают цветные карточки, на которых изображена обувь. Участники, имеющие одинаковые карточки, объединяются в команды. Когда пары созданы, их задача – придумать девиз своей команды, а затем исполнить танец, который указан на оборотной стороне карточки.
Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – цыганочка, детские сандалики – латина, лапти – ламбада, валенки – современный танец.
Обсуждение: Что было легко, а что сложно? Ваши впечатления от упражнения. Что нам удалось достичь?
Упражнение «Монетка за твои мысли»
Правила игры. Вам понадобится коробка с монетами. Самая старая монета должна быть отчеканена не раньше года рождения самого молодого сотрудника (тут не получится похвастаться старыми коллекционными монетами). Попросите каждого участника достать монету из коробки и поделиться историей, воспоминанием или чем-то важным, что с ним произошло в году, когда была отчеканена эта монета. Это может быть что угодно, от воспоминания о том, как вы научились ездить на велосипеде, до истории о том, как вы устроились на свою первую работу.
Чем полезно это упражнение. Это весёлый вариант простого упражнения для снятия психологического напряжения, которое даёт всем возможность рассказать коллегам что-то личное. Можно дать всем возможность рассказать по несколько историй, если они получаются короткими, или слушать длинные истории, чтобы больше узнать о каждом из коллег.
Упражнение «Кокология»
Разработано это направление японскими профессорами Исаму Сайто и Тадахико Нагао в 1998 году. Вам будет в игровой форме предложен некий текст, который предлагает совершенно отвлеченную ситуацию. Вы должны отвечать первое, что появилось в Вашем воображении, в этом случае получится наиболее достоверный результат. Как и любой психологический тест, кокология описывает (при условии честных ответов) Ваше текущее состояние, поэтому смотрите на результаты как можно шире, не воспринимайте все буквально.
Почтовая открытка из будущего
«В вашей жизни наступил долгожданный выходной. Утро Вы проводите в неторопливом ничегонеделании и созерцании окружающей Вас гармонии. Звонок в дверь. На пороге Вас ждет чудо, два живых существа принесли Вам весточку от Вас же из Вашего же будущего. Открыв первый конверт, Вы читаете насколько успешным, красивым и счастливым Вы стали, а вот во втором конверте все с точностью и наоборот: сплошные жизненные катаклизмы и беды. Какое из нижеперечисленных животных принесло Вам радостную новость, а какое предрекло беды (необходимо выбрать двух разных животных)»
Тигр, собака, овца, попугай, черепаха
Мы зависим не только от различных стихийных событий и воли случая, но в неменьшей степени и от нашего окружения. Тот спутник, которого мы выбираем для жизни сегодня, и определит в конечном итоге наше будущее. Психологическая ассоциация животных довольно многогранна, в данном случае выбор гонца благой вести определит психотип идеального для Вас супруга, а вот то животное, что пророчит беды, будет олицетворять тот тип людей, что тянут Вас вниз.
Тигр
+ Человек с явно выраженными лидерскими качествами
— Вы не приемлите партнера-тирана и деспота, который при любой попытке построить диалог будет изображать короля джунглей
Собака
+ Основным критерием выбора партнера для Вас является его верность и преданность
— Вас приводит в ужас мысль о партнере, который будет больше времени проводить в переживаниях, что о нем думаю окружающие, чем в попытках сблизиться конкретно с Вами
Овца
+ От спутника жизни Вы ждете в первую очередь душевного тепла, единения и заботы
— Вы не сможете жить с человеком, вся жизнь которого сводится к работа-домхолодильник-спать, Вам будет с ним невозможно скучно
Попугай
+ Что может быть лучше для Вас, чем связать свою жизнь с тем, кого называют "душа компании". Слова льются рекой, смех и веселье будут неотъемлимой частью Вашего совместного быта
— Вы опасаетесь, что судьба даст Вам в награду болтливого бездельника, который только молотит языком вместо того, чтобы обеспечивать, работать, да и вообще трудиться
Черепаха
+ Для Вас наиболее важные качества партнера — это надежность, стабильность и серьезность (в хорошем смысле этого слова, сказал так сказал). Человек, на которого можно рассчитывать в любое время дня и ночи
— "Медленность" и обдумывание ситуации со всех возможных и невозможных сторон перед принятием решения будут губительны для Ваших отношений
Упражнения «Рекламный ролик».
Инструкция: Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что здесь мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого-то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Все – как в обычной деятельности рекламной службы.
Но один маленький нюанс – объектом нашей рекламы будут являться… конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, вам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом?
Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и – истинные – достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе.
При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам.
Время на подготовку – десять минут.
Упражнение «Рисование спиной к спине»
Правила игры. Разделите команду на группы по два человека и посадите их спиной к спине. Дайте одному человеку бумагу и ручку, а другому человеку покажите изображение чего-то, что достаточно просто нарисовать (это может быть машина, цветок или дом). Человек, который видел изображение, должен описать его своему напарнику, при этом не называя предмет, который нужно нарисовать. Второй человек должен его нарисовать. Можно описывать форму, размер и текстуру, но нельзя сказать, например, «Нарисуй лилию». Когда все рисунки будут готовы, представьте их на всеобщее обозрение и посмотрите, насколько они похожи на оригиналы.
Чем полезно это упражнение. Эта игра — забавный способ поработать над коммуникационными навыками, в особенности над умением слушать. Кроме того, она даёт участникам коллектива возможность проявить творческое мышление, найдя нестандартный способ описать изображение коллеге.
Упражнение на сплочение «Бутылочка»
Всем участникам раздаются ниточки, которые одним концом связаны. На связанный край необходимо положить шариковую ручку. Задача участников- не уронив шариковую ручку закинуть в бутылочку.
Рефлексия. Обмен чувствами, анализ происходящего, получение обратной связи от участников- насколько осуществились их ожидания.