МуДО «СППЦ»
«ТРЕНИНГ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА»
Разработала:
Эсмедляева Е.В
Педагог-психолог
2023
ТРЕНИНГ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера.
С.Смайлс.
Цель тренинга:
- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.
- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование: цветные карандаши, бумага, бланк для методики «Не дай человеку упасть ».
Ход тренинга:
1. Информация
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт -часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки -это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое «эмоциональное» выключение человека получило название «синдром эмоционального выгорания».
По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание-это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание-это своеобразный уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование, при этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.
Самый показательный симптом выгорания - это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, к коллегам по работе.
Иногда синдром эмоционального выгорания называют «синдром менеджера», в Японии «синдром Кароши», по названию города, в котором был официально зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. В прочем как СЭВ ни называй, причины его возникновения всюду одинаковы - трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс.. И поражает СЭВ, в первую очередь, наиболее работоспособных, добросовестных и ответственных работников.
В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, психологи…). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.
1. Разминка
Наше сегодняшнее занятие мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания психологов района.
УПРАЖНЕНИЕ Чему могу научится?
Участники по кругу называют, качества которым он мог бы научится у следующего.
2. УПРАЖНЕНИЕ «Ранжировнаие». (Обсуждение только по желанию)
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам проранжировать следующие понятия»
деньги,
семья,
дети,
я,
работа.
Вам необходимо поставить цифры «1»-напротив самого важного для вас понятия, «2»- -напротив менее важного для вас в жизни и т.д.
Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчеркивается самоценность человека, его «Я». Если «Я» находится на 4-5 местах- это может способствовать эмоциональному выгоранию.
3. УПРАЖНЕНИЕ «Я – дома, я – на работе».
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
- похожие черты,
- противоположные черты
- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
- отсутствие общих черт
- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия…
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
4. УПРАЖНЕНИЕ «Карта Сердца»
Инструкция. Когда мы говорим о том, что любим, помним, о какихто важных для себя вещах, мы часто используем такую фразу: «Я сохраню это в своем сердце». В нашем сердце есть место для людей, занятий, даже для какихто вещей и предметов. Давайте составим карту вашего сердца. Она поможет вам больше узнать о себе, о памяти эмоций или, проще говоря, памяти сердца. На карте сердце разделено на части. Вы можете написать в каждой части то, что оставило в вашей памяти сердца свой след. Это могут быть люди, которых вы любите, цените и помните о них (сектор сердца, заштрихованный красными линиями). В зеленом секторе поместите названия мест, которые вам запомнились, вызвали у вас массу положительных эмоций (дом, в котором жили в детстве, любимый город, куда мечтаете вернуться, море или горы, место выходного дня и пр.). В фиолетовом секторе запишите названия самых любимых вещей: это могут быть игрушки, книги, вещи и пр., без чего вы не мыслите своего существования. Ваши любимые занятия, хобби будут располагаться в синем секторе.
Цели: - способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы;
- достижение глубокого понимания себя на основе обратной связи;
-создание целостного отношения человека к проблеме, получение опыта рассмотрения ее с разных точек зрения.
- эмоциональная разрядка и объединение группы.
Суть данного упражнения в том, что ребенку или взрослому предлагается рисунок сердца и ему необходимо обозначить в этом сердце разными цветами сначала: людей, которых он хранит в сердце (красным), далее – особые места (синим), любимые дела и занятия (зеленым), вещи и предметы, к которым привык всем сердцем (фиолетовым).
5. УПРАЖНЕНИЕ «Назови себя»
Цель: Создать атмосферу положительных эмоций и позитивно сказывается на настроении человека.
Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя самого участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, Алена Активная). Второй участник вначале называет первого участника, затем свое имя, также в сочетании с именем прилагательным. Третий участник называет первых двух, затем называет себя, и так – вплоть до последнего участника, который называет всех сидящих в кругу и только затем себя. Пример: Алена активная……
6 . УПРАЖНЕНИЕ «Графическая методика «Не дай человеку упасть »
Цель: определение стиля поведения в критических ситуациях.
Оборудование: бланк с рисунком, карандаши.
Интерпретация
Если на рисунке ЧЕЛОВЕК ДОБРОВОЛЬНО ПРЫГАЕТ С ОБРЫВА, то это говорит о решительности и активности, испытуемый предпочитает действия размышлениям, он практик, не теоретик.
Если ЧЕЛОВЕК ПАДАЕТ, то это значит, что испытуемый нерешительный и терпелив, готов ждать, пока все утрясется само собой. Испытуемый не любитель активных действий.
Если испытуемый нарисовал ВОДУ ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА (РЕКУ, ОЗЕРО, МОРЕ), то это говорит о склонности все пускать на самотек. Нередко испытуемый сам доводит ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию, бездействуя в те моменты, когда нужно быть активным и решительным.
Если на рисунке ПОД НОГАМИ У ЧЕЛОВЕКА БАТУТ или НАТЯНУТОЕ ОДЕЯЛО, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о предусмотрительности. Испытуемый очень редко попадает в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитывает все возможные варианты развития событий и старается предугадать все, что может случиться. Но даже если он чего-то не учтет, то у него все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На него можно положиться, он не подведет.
Если ПОД ОБРЫВОМ нарисован ЧЕЛОВЕК С ВЫТЯНУТЫМИ РУКАМИ, ГОТОВОГО ПОЙМАТЬ ПАДАЮЩЕГО В ОБЪЯТИЯ, то это значит, что испытуемый неосмотрителен и доверчив, в критической ситуации склонен доверять кому ни попадя. Он не способен самостоятельно найти выход из тупика и ищет человека, который бы мог ему помочь. Но так как он не очень хорошо разбирается в людях, то его часто обманывают и подводят.
Если испытуемый ПРЕВРАТИЛ ОБРЫВ В НЕБОЛЬШОЙ ХОЛМИК, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что он обладает лидерскими качествами и способен вести людей за собой. В критической ситуации он не растеряется и сделает все, что нужно, чтобы исправить случившееся.
Если ЧЕЛОВЕКУ нарисовали КРЫЛЬЯ, то это говорит о том, что испытуемый всегда найдет остроумный выход из сложного положения.
7. УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:
1. пары составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;
2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».
После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:
- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.
- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.
- прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».
Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:
- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;
- какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;
- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся и всегда будут вам сопутствовать успех, удача, отличное расположение духа.
Спасибо за работу!
Обратная связь. Передача мяча по кругу, подведение итога занятия, вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.
«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ АЛЕН»
К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника) .
2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
10.
11.
(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)
Используемая литература:
1..Журнал «Школьный психолог».
2.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002.
3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Мн.: Попурри, 1998.
4.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.- 469С.