СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные работы для подготовки к ВПР по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания помогают подготовиться к различным типам заданий по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные работы для подготовки к ВПР по литературе»


Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 5 класс 1 вариант

1.Как называется действующее лицо литературного произведения?
2.Назовите термин, которым обозначаются литературные нестихотворные произведения.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст
– Боже мой! – прервала барыня, – да она премиленькая собачка! Велите её привести.
Давно она у него? Как же я это её не видала до сих пор?.. Велите её привести.
Приживалка тотчас порхнула в переднюю.
– Человек, человек! – закричала она, – приведите поскорей Муму! Она в палисаднике.
– А её Муму зовут, – промолвила барыня, – очень хорошее имя.
– Ах, очень-с! – возразила приживалка. – Скорей, Степан! Степан, дюжий парень,
состоявший в должности лакея, бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить
Муму, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки
к Герасиму, который в то время у кухни выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её
в руках, как детский барабан. Степан побежал за ней вслед, начал ловить её у самых ног
её хозяина; но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увёртывалась.
Герасим смотрел с усмешкой на всю эту возню; наконец Степан с досадой приподнялся
и поспешно растолковал ему знаками, что барыня, мол, требует твою собаку к себе. Герасим
немного изумился, однако подозвал Муму, поднял её с земли и передал Степану. Степан
принёс её в гостиную и поставил на паркет. Барыня начала её ласковым голосом подзывать
к себе. Муму, отроду ещё не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась
и бросилась было к двери, но, оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась
к стене. И.С. Тургенев. «Муму»
3.Выпишите из приведенного фрагмента слово, которое означает «часть дома, предназначенная
для жилья».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной
выразительности: А) Муму, отроду ещё не бывавшая в таких великолепных покоях… Б) …выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан.
В) Приживалка тотчас порхнула в переднюю.
1) аллегория 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора
5.Дайте развёрнутый ответ на задание . Старайтесь чётко отвечать на поставленный
вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого
фрагмента. Объём высказывания – не менее 20 слов.
Объясните, почему Степан назван автором «услужливым».

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы,
следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами
произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Вспомните, какие добрые поступки совершали герои (героини) литературных произведений,
которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого
героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый
ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.











Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 5класс 2 вариант

1.Как называется действующее лицо литературного произведения?
2.Назовите термин, которым обозначаются литературные нестихотворные произведения.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5.
Текст Зимнее утро
(1)Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
(2)Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
(3)Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(4)Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
(5)Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня. А.С. Пушкин
3.Выпишите из первой строфы стихотворения слово, которое означает «блаженство, приятное
состояние».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной
выразительности

А) Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела Б) …вьюга злилась… В) Звездою севера явись!
1) олицетворение 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора
5.Дайте развёрнутый ответ на задание . Старайтесь чётко отвечать на поставленный
вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения.
Объём высказывания – не менее 20 слов.
Объясните значение повторяющегося эпитета в пятой строфе. Какое настроение выражено
с его помощью?
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы,
следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами
произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Вспомните, какие добрые поступки совершали герои (героини) литературных произведений,
которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно. Поступок какого
героя (какой героини) произвёл на Вас самое большое впечатление? Почему? Дайте развёрнутый
ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.


Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс 1 вариант

1.Как называется жанр эпического произведения, большего по охвату жизненных
явлений, чем рассказ, но меньшего, чем роман?
2. Назовите термин, которым обозначается противопоставление образов или понятий
в художественном произведении.
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. Текст
– Куда ты? – тревожно спросила Елизавета Ивановна.
Мерцалов, взявшийся уже за ручку двери, обернулся.
– Всё равно, сидением ничего не поможешь, – хрипло ответил он. – Пойду ещё... Хоть
милостыню попробую просить.
Выйдя на улицу, он пошёл бесцельно вперёд. Он ничего не искал, ни на что не
надеялся. Он давно уже пережил то жгучее время бедности, когда мечтаешь найти на улице
бумажник с деньгами или получить внезапно наследство от неизвестного троюродного
дядюшки. Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без
оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.
Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый
раз какой-то господин в енотовой шубе прочёл ему наставление, что надо работать,
а не клянчить, а во второй – его обещали отправить в полицию.
Незаметно для себя Мерцалов очутился в центре города, у ограды густого
общественного сада. Так как ему пришлось всё время идти в гору, то он запыхался
и почувствовал усталость. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип,
занесённых снегом, спустился на низкую садовую скамейку.
Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали
в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было,
как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие,
сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду
такого же спокойствия, такой же тишины.
А.И. Куприн. «Чудесный доктор»
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «деньги, которые подают
нищему».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной
выразительности: А) Теперь им овладело неудержимое желание бежать куда попало…
Б) Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии.
В) Он давно уже пережил то жгучее время бедности, когда мечтаешь найти на улице
бумажник с деньгами…
1) олицетворение 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора
5.Дайте развёрнутый ответ на задание. Старайтесь чётко отвечать на поставленный
вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого
фрагмента. Объём высказывания – не менее 30 слов.
Объясните, почему автор называет душу Мерцалова «истерзанной».

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы,
следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами
произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.
Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом
году на уроках или читали самостоятельно, проявляют находчивость, смекалку. С кого из этих
героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на
текст выбранного Вами произведения



Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс 2 вариант

1.Как называется жанр эпического произведения, большего по охвату жизненных
явлений, чем рассказ, но меньшего, чем роман?
2. Назовите термин, которым обозначается противопоставление образов или понятий
в художественном произведении.

Прочитайте текст и выполните задания 3–5

Войдя в комнату, доктор снял пальто и остался в своем старом, немного поношенном
сюртуке. Он подошел к Елизавете Ивановне, которая даже не удостоила его взгляда.
— Ну, хватит, дорогая, — произнес доктор, нежно погладив ее по спине. — Вставайте!
Покажите мне, где у вас болит.
Как и в саду, его ласковый и уверенный голос мгновенно заставил Елизавету Ивановну
подняться с постели и без колебаний выполнить его указания. Через пару минут Гришка
уже растапливал печь дровами, которые доктор отправил за соседями, Володя изо всех
сил раздувал самовар, а Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим
компрессом.
Немного позже появился и Мерцалов. На три рубля, которые он получил от доктора, он
успел купить чаю, сахара, булок и горячей еды в ближайшем трактире. Доктор сел за стол
и начал что-то записывать на клочке бумаги, вырванном из записной книжки. Закончив,
он нарисовал внизу какой-то странный знак вместо подписи, встал, прикрыл написанное
чайным блюдцем и сказал:
— С этой бумажкой вы отправитесь в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке.
Это поможет малютке отхаркиваться... Продолжайте делать согревающий компресс...
Если вашей дочери станет лучше, все равно пригласите завтра доктора Афросимова. Он
хороший врач и порядочный человек. Я его сразу же предупрежу. А теперь прощайте,
господа! Надеюсь, что наступающий год будет к вам более благосклонен, чем этот, и
главное — не теряйте надежды.

3. Выпишите из текста слово, которое означает «нежное, ласковое обращение
к близкому человеку
».
4. Установите соответствие между примерами и названиями средств художественной
выразительности:

А)«Он подошел к Елизавете Ивановне,
которая даже не подняла головы при его
приближении»

1. Эпитет

Б) «Доктор сидел за столом и что-то писал на
клочке бумаги»

2. Метафора

В) «Ласково погладив женщину по спине, он
заговорил с ней»

3. Сравнение

5. Объясните, почему доктор проявляет такую заботу и внимание к Елизавете
Ивановне и её дочери? Дайте развёрнутый ответ на задание. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 30 слов.
6.Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые вы
обсуждали на уроках литературы или читали самостоятельно, проявляют жестокость
по отношению к другим людям. Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст
выбранного Вами произведения. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 60 слов.


Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 7 класс 1 вариант

1.Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?
2.Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?

Текст
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул
другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом
подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около
него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных
ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но
с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые
штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные,
с четвероугольными носками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построены
батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает
модных сапог, а носит домодельные», – думал я, и эти четвероугольные носки сапог
особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был
грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые
он старался выделывать. Но он всё-таки ловко прошёл два круга. Когда же он, быстро
расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она,
улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко
зааплодировали. С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь
руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что
не я её кавалер.
– Ну, всё равно, пройдитесь теперь вы с ней, – сказал он, ласково улыбаясь и вдевая
шпагу в портупею.
Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое её
выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю
скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью.
Я любил и хозяйку в фероньерке, с её елисаветинским бюстом, и её мужа, и её гостей,
и её лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними
сапогами и ласковой, похожей на неё, улыбкой, я испытывал в то время какое-то
восторженно-нежное чувство. Л.Н. Толстой. «После бала
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «движение в танце,
танцевальный шаг».

4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности:

А) Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Б) …вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек.
В) …он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен…
1) антитеза 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5.Дайте развёрнутый ответ на задание . Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 40 слов.
Объясните, почему рассказчик смотрит на танцующую пару «с восторженным умилением».
6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы,
следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами
произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное
самостоятельно, помогло Вам в освоении учебных предметов или в решении жизненных
проблем? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного
Вами произведения.



Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 7 класс 2 вариант

1.Как называется ряд событий, описанных в художественном произведении?
2.Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?
Текст .Первый снег
(1)Серебро, огни и блёстки, –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят берёзки,
Чёрно-голые вчера.
(2)Это – область чьей-то грёзы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
(3)Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
(4)Воплощение мечтаний,
Жизни с грёзою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
В.Я. Брюсов
3.Выпишите из текста слово, которое означает «мечты, образы, созданные воображением».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной
выразительности:

А) Все предметы старой прозы Б) Жизни с грёзою игра В) Этот мир очарований, Этот мир из серебра!
1) анафора 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора
5.Дайте развёрнутый ответ на задание Старайтесь чётко отвечать на поставленный
вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения.
Объём высказывания – не менее 40 слов.
Объясните, как в стихотворении воссоздаётся «мир очарований»

6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы,
следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами
произведения. Объём высказывания – не менее 70 слов

Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное
самостоятельно, помогло Вам в освоении учебных предметов или в решении жизненных
проблем? Чем именно помогло? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного
Вами произведения.

Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 8 класс 1 вариант

1.Как называется острое столкновение героев, характеров, жизненных принципов, положенное
в основу действия литературного произведения?
2.Как называется средство создания художественных образов – форма воссоздания жизни
в литературном произведении, основанная на творческом воображении автора, не имеющая
прямых соответствий в реальности?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. Текст
Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик
Пугачёва и толпою бежал за нами. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет
казаком и отрастил себе бороду. Изменник помог Пугачёву вылезть из кибитки, в подлых
выражениях изъявляя свою радость и усердие. Увидя меня, он смутился; но вскоре
оправился, протянул мне руку, говоря: «И ты наш? Давно бы так!» Я отворотился от него
и ничего не отвечал.
Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, где на стене висел
ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачёв
сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей
супруги. Швабрин сам поднёс ему водки. Пугачёв выпил рюмку и сказал ему, указав
на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошёл ко мне с своим подносом; но я
вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей
сметливости он, конечно, догадался, что Пугачёв был им недоволен. Он трусил перед ним,
а на меня поглядывал с недоверчивости. Пугачёв осведомился о состоянии крепости,
о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно:
– Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне её.
Швабрин побледнел как мёртвый.
– Государь, – сказал он дрожащим голосом... – Государь, она не под караулом... она
больна... она в светлице лежит.
– Веди ж меня к ней, – сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было
невозможно. Швабрин повёл Пугачёва в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
3.Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает «памятная надпись, отклик
на известие о чьей-то смерти».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной
выразительности: А) …на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия
прошедшему времени. Б) Сердце моё заныло… В) – Государь, – сказал он дрожащим
голосом...
1) олицетворение 2) эпитет 3) сравнение 4) метафора
5.Дайте развёрнутый ответ на задание. Старайтесь чётко отвечать на поставленный
вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого
фрагмента. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Объясните, почему Швабрин в приведённой сцене «казался сам не свой».

6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы,
следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами
произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.
Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное
самостоятельно, раскрывает тему становления человека, осознания им жизненных
ценностей? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь
на текст выбранного Вами произведения.




Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ 8 класс 2 вариант

1.Как называется острое столкновение героев, характеров, жизненных принципов, положенное
в основу действия литературного произведения?
2.Как называется средство создания художественных образов – форма воссоздания жизни
в литературном произведении, основанная на творческом воображении автора, не имеющая
прямых соответствий в реальности?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. Текст Вечер на Оке
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обременённая работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за тёмной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснёт,
Обыденности плотная завеса
С её красот мгновенно упадёт.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдёт огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаёшь.
Н.А. Заболоцкий

3.Выпишите из текста слово, которое означает «повседневность, заурядность».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной
выразительности: А) …Сойдёт огонь, и в нежном том огне, Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине. Б) С утра обременённая работой, Трудом лесов…
В) Вздохнут леса, опущенные в воду…
1) анафора 2) звукопись 3) сравнение 4) олицетворение
5.Дайте развёрнутый ответ на задание . Старайтесь чётко отвечать на поставленный
вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст стихотворения.
Объём высказывания – не менее 50 слов.
Объясните, как в стихотворении раскрывается взаимоотношение человека и природы.
6.Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы,
следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами
произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.
Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное
самостоятельно, раскрывает тему становления человека, осознания им жизненных
ценностей? Чему именно Вас научило это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь
на текст выбранного Вами произведения.