5 класс Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ
Вариант 1
1. Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл?
2. Каким термином обозначается изображение внешности героя в литературном произведении?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. |
Николай Некрасов
Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос»
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет.
Цветет красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает « характерный для человека способ ходить».
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна! | -
лексический повтор |
Б) Пройдет — словно солнце осветит! | -
эпитет |
В) Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях… | -
сравнение |
| -
гипербола |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 20 слов. |
Объясните, какими качествами русской женщины восхищается автор.
ОТВЕТ:
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов. |
6. Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, проявляют силу духа . С кого из этих героев (героинь) Вы хотели бы брать пример? Почему? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ОТВЕТ:
Ключ:
-
басня
-
портрет
-
походка
-
Критерии к заданиям 5, 6 – см. на сайте ФИОКО по ссылке: https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025