5 класс Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ
Вариант 2
-
Как называется художественное произведение небольшого размера, написанное чаще всего рифмованными строками?
ОТВЕТ:
-
Каким термином обозначается выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку?
ОТВЕТ:
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. |
Константин Паустовский
Отрывок из рассказа «Заячьи лапы»
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.
Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.
— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
— Чем же ты провинился?
— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.
-
Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает « мощный и продолжительный ветер разрушительной силы».
ОТВЕТ:
4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ |
А) Дед обрадовался зайцу, будто родному. | -
метафора |
Б) Смерть настигала деда, хватала его за плечи. | -
эпитет |
В) Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. | -
сравнение |
| -
гипербола |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 20 слов. |
5. Объясните, почему дед считал, что «сильно провинился» перед зайцем.
ОТВЕТ:
Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов. |
6. Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, исправляют совершённые ошибки. Чему научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ (не менее 50 слов), опираясь на текст выбранного Вами произведения.
ОТВЕТ:
Ключ:
-
стихотворение
-
художественная деталь
-
ураган
-
Критерии к заданиям 5, 6 – см. на сайте ФИОКО по ссылке:
https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025