СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочный вариант №2 для подготовки к ВПР по литературе для 5 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный вариант для подготовки к ВПР в 5 классе составлен на основе отрывка из рассказа К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" и соответствует структуре ВПР 2025 года. В конце есть ответы и ссылка на сайт ФИОКО, где опубликованы критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочный вариант №2 для подготовки к ВПР по литературе для 5 класса»

5 класс Проверочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ

Вариант 2

  1. Как называется художественное произведение небольшого размера, написанное чаще всего рифмованными строками?

ОТВЕТ:


  1. Каким термином обозначается выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку?

ОТВЕТ:


Прочитайте текст и выполните задания 3–5.

Константин Паустовский

Отрывок из рассказа «Заячьи лапы»

В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шел со скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

— Чем же ты провинился?

— А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!

Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все.

  1. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое означает « мощный и продолжительный ветер разрушительной силы».

ОТВЕТ:



4. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

А) Дед обрадовался зайцу, будто родному.

  1. метафора

Б) Смерть настигала деда, хватала его за плечи.

  1. эпитет

В) Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

  1. сравнение


  1. гипербола

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В








Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст приведённого фрагмента. Объём высказывания – не менее 20 слов.

5. Объясните, почему дед считал, что «сильно провинился» перед зайцем.

ОТВЕТ:



Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 50 слов.

6. Вспомните, какие герои (героини) литературных произведений, которые Вы обсуждали в этом году на уроках или читали самостоятельно, исправляют совершённые ошибки. Чему научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ (не менее 50 слов), опираясь на текст выбранного Вами произведения.

ОТВЕТ:



Ключ:

  1. стихотворение

  2. художественная деталь

  3. ураган

А

Б

В

3

1

4


Критерии к заданиям 5, 6 – см. на сайте ФИОКО по ссылке:

https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_vpr_2025




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!