Родительское собрание
«Трудности адаптации первоклассников к школе»
Учиель: Краснопеева Е. Н.
Класс 1 Б
Задачи:- познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе;
- предложить практические советы по адаптации певоклассников;
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
Участники: классный руководитель, родители.
Ход собрания
Уважаемые родители! Значительная часть детей ( 50 – 60 % ) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения . Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Второй группе детей ( около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни . Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа детей встречается в каждом классе ( примерно 14 % ). Это такие дети , у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации ,примерно до 1 года ; кроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.
Современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад».
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:
- согласованность требований школы, семьи
-стартовая готовность к систематическому школьному обучению: состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) ,психологическая готовность ребенка к школьному обучению
- рациональный режим дня (регламентированное время подготовки домашних заданий; достаточный отдых на свежем воздухе, полноценное питание, достаточный по продолжительности сон).
Приложение 1
10 "заповедей" для родителей :
1.Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе, помыть посуду помыть пол, вытереть пыль, вынести мусор».
2.Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте ребенку в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики.
3.Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4.Не ругайтесь, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («сможешь», « у тебя все получиться», «я верю в тебя»).
5.Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь
разобрать объективно, не считайте всегда правым своего ребенка, и неправым другого или наоборот.
6.Чаще разговаривайте с ребенком.
Р
азвитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
7.Отвечайте на каждый вопрос.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время, прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей самостоятельно пользоваться справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8.Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами ребенка - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9.Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получиться обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если..., то...» («Если уберешь свои вещи, то разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».
Приложение 2
Памятка родителям от ребенка.
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, о чем я прошу. Я просто испытываю вас на прочность.
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.
Это ослабит мою веру в вас. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле, иначе я стану “плаксой” и “нытиком”.
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. У меня есть право на свои ошибки.
Не читайте мне наставления и нотации, это не даст ожидаемого вами эффекта, скорее я поступлю наоборот.
Не критикуйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы мне все скажете спокойно с глазу на глаз.
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган я легко могу обмануть.
Никогда не ведите себя так, будто вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение безуспешности попыток сравняться с вами.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, то я буду искать ответы на них в другом месте.
Не беспокойтесь, что мы проводим мало времени вместе. Значение имеет то, как мы его проводим. Хотя и количество тоже немаловажно!
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.
И, кроме того, я вас так сильно люблю. Пожалуйста, ответьте мне тем же…
Тестирование
(Отметьте нужное «+»)
Ребёнок очень охотно идёт в школу.
Совсем неохотно.
Очень охотно принимает распорядок школы.
Совсем не принимает.
Очень сильно переживает учебные успехи.
Совсем не переживает.
Очень горячо делится школьными впечатлениями.
Совсем не делится.
Преобладают положительные впечатления.
Преобладают отрицательные впечатления.
Самостоятельно выполняет учебные задания.
Справляется с помощью взрослых.
Очень часто жалуется на одноклассников.
Совсем не жалуется на одноклассников.
Приложение 3
Памятка друзей
§ Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
§ Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
§ Не дерись без причины.
§ Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.
§ Играй честно, не подводи товарищей.
§ Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.
§ Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
§ Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
§ Старайся быть аккуратным.
§ Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
§ Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Приложение 4
Отзыв о встрече
Я узнал, что__________________________________________________
_____________________________________________________________
Новым для меня стало __________________________________________
____________________________________________________________
Я убедился, что_______________________________________________
_____________________________________________________________
Меня не смогли убедить в том, что ______________________________
_____________________________________________________________
Я категорически против того, чтобы______________________________
_____________________________________________________________
Я возмущён тем, что___________________________________________
_____________________________________________________________