Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель: Шеховцова Лариса Евгеньевна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.
Задачи:
Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;
Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словари, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э
- обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;
Техническое оборудование:
компьютер, телевизор.
Оборудование: доска, цветные карандаши, веер «гласные», квадратики синего и зелёного цветов, раздаточный материал.
Ресурсы:
Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2012 г;
Электронное приложение к учебнику по русскому языку 2 класс редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Ход урока
I.Мотивация учебной деятельности. (Организационный момент)
Приветствие учащихся.
– Прозвенел уже звонок
Начинаем мы урок,
Проверяем всё ль в порядке:
Ручки, дневники, тетрадки?
(Проверяем готовность к уроку)
- Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
Прочитаем девиз (слайд 2)
У каждого из вас лежит на столе листок самооценки. За каждое задание вы будете выставлять себе смайлики.:
Весёлый- правильно выполнено задание,
Серьёзный- что-то не понял,
Грустный- не справился с заданием.
Поднимите картинку со смайликом:
Весёлый- если вы чувствует, что у вас всё получится на уроке, вы со всем справитесь,
Грустный- если считаете, что у вас возникнут трудности с выполнением заданий на уроке.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Минутка чистописания.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите число, классная работа.
Минутка каллиграфии
Ооо оро оло
- Как одним словом можно назвать эти буквосочетания? (орфограммы)
- Что такое орфограмма?
- Какую цель поставим перед письмом?
Давайте запишем эти буквосочетания также красиво, как в прописи. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.
Оцените свою работу
1 Работа со словарным словом (слайд 3)
- Отгадайте ребус?
-Что такое мороз? (в толковом словаре) (слайд 4)
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? Какое опасное место есть в этом слове?
-Сколько слогов в слове, букв, звуков?
(слайд5 )
-Подберите однокоренные слова(слайд6 )
-Подберите синонимы и антонимы к слову. Для этого у нас есть словарь синонмов и антонимов. (2 человека у доски.) (слайд7 )
-Придумайте нераспространённое предложение с этим словом. Почему оно нераспространённое?
-Напишите распространённое предложение с этим словом. Почему оно распространённое? Докажите.
Запишите эти предложения, выделите грамматическую основу в них.
Повторение. Работа с буквенным веером
Сейчас вам нужно поднять ту гласную, которая пишется в безударном положении, подобрав проверочное слово. Доказываем по цепочке. (слайд8 )
3. Самоопределение к деятельности
К нам в гости пришли 2 весёлых гномика, которые написали вам, ребята,
письмо (слайд 15)
-Всё понятно? Что написали гномики? Что не так?
- Важно ли уметь обозначать твёрдые и мягкие согласные звуки? (ответы детей).
-Сегодня на уроке проведём небольшое исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.
А чтобы это исследование провести, нам помогут два гномика.
Зовут их Бим и Бом. И они дружат с гласными, а с какими? Вслушайтесь внимательно.
- Какой 1 звук вы слышите в имени Бим? (Бь)
- Какой это звук твёрдый или мягкий?
И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук.
- А какой 1 звук вы слышите в имени Бом? (Б) Какой это звук твёрдый или мягкий? Бом такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.
- Как называются согласные, которых любит Бом? (твёрдые)
- Как называются согласные, которых любит Бим? (мягкие)
- Вы догадались, кто из них Бом, а кто Бим?(по цвету) Почему? Раскрасьте гномиков на листиках самооценки.
- Какие гласные они выбирают?
Заполните домики на листиках самооценки.
Физкультминутка для глаз «Осенние листья».
III. Формулировка темы и цели урока
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения) (слайд 17)
- Давайте сформулируем цель урока (Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать) (слайды 18-20)
IV. Работа по теме урока.
Работа в парах:
Исправьте ошибки в письме гномиков.(Проверка) (слайд 21)
Сравнение слов. Работа в группах.
Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?
нос – нёс
мал – мял
пар – пир
кот – кит
-Что общего между словами первого столбика? (Первый звук твердый)
-А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)
-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? ( Буквы а, о, ы, э, у)
- Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и.)
Вывод
- Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного? ( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)
3. Чтение правила на стр 121
А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.
Физкультминутка
«Чударики». «Самолёт».
V. Закрепление материала
1. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.
- Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные на слух
На экране появляются картинки. Вам необходимо определить первый звук в названии предмета и показать квадратик синего или зелёного цвета. Если слово начинается с мягкого звука, вы поднимаете зелёный кружочек, а если с твёрдого, то – синий. (слайды 22-27)
Слова: белка, кот, жираф, сииица, волк.
2. Самостоятельная работа. Игра «Весёлые лоси».
Работа на карточках.
Записать слова в 2 столбика: с твёрдыми согласными и с мягкими согласными.
Самостоятельно определить и записать слова в столбики. Взаимопроверка.
- Подчеркните твёрдые согласные синим карандашом, мягкие-зелёным.
Оцените свою работу по листу самооценки.
3 Развитие речи.
Составить рассказ по рисунку.
Фронтальная работа.
Составление рассказа по картинкам и по вопросам.
VI. Итог урока
- Над какой темой мы сегодня работали?
Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)
- Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)
VII. Рефлексия. (Слайд)
- Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?
- Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке. Поднимите улыбающийсяй смайлик.
У кого остались сомнения, кто не понял тему нашего урока, кому было тяжело- тот покажет грустный смайлик. Оценивание смайликами
VI. Домашнее задание
Правила на с.121, индивидуальные карточки.
У кого сегодня всё получилось придумайте сами дополнительно 2 пары слов.- дифференцированно.