СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект: Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей  старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будут организованы концерты в детском саду, в социуме. Дети будут участвовать в музыкальных конкурсах различного уровня. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект: Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95 комбинированного вида»









Творческий проект:

Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей

детей  старшего дошкольного возраста.









Составитель:

музыкальные руководители

Паюсова Е.В.

Куликова А.Е.


Каменск - Уральский

2020 г.

                                   «Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое

существенно  подобно разговору. Пение позволяет не только выразить

свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик,

сочувствие, понимание…»

Н.Г. Чернышевский.

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок: сентябрь 2020 года - май 2022 года.

Возраст детей: 5-7 лет.

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги.

Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей  старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будут организованы концерты в детском саду, в социуме. Дети будут участвовать в музыкальных конкурсах различного уровня. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

Актуальность проекта: Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).

Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.

В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).

  Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. В нашем городе есть несколько музыкальных школ, поэтому для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. Но на непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу.

Противоречие: Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью: гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты, связки короткие, звук очень слабый.

Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей.

Гипотеза, научное обоснование: успешное вокальное развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста возможно, если: - учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей - подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков - в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.

Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкальную деятельность.

Задачи:

  1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.

  2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.

  3. Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.

  4. Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, сказки.

Предполагаемый результат:

  1. Поют выразительно, чисто интонируют.

  2. Поют сольно и в коллективе.

  3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.

  4. Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.

Обеспечение проектной деятельности.

  1. Методические:

  • подбор видео и аудио материала

  • подбор методической и нотной литературы

  • наглядные пособия

  • музыкально-дидактические игры

  1. Материально – технические:

  • фортепиано

  • синтезатор

  • музыкальная колонка LG

  • музыкальный центр

  • ноутбук

  • мультимедиа

  1. Информационные:

  • сообщение на родительском собрании

  • информация в родительском уголке

  • памятки «Охрана детского голоса»

  • «Как развивать музыкальность ребенка»

Методическое обеспечение:

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989.

  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.

  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.

  5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.

  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ- ПРЕСС, 2000.- 33 с.

  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.

  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

  12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.

  14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.

  15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

  16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

  17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..

  18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

  19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.

  20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

  21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

  22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

  23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап:

  • Срок: сентябрь – октябрь 2020г.

  • Содержание:

  • диагностика детей по определению вокальных способностей

  • подбор вокальных упражнений, песенок

  • перспективное планирование певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей детей  старшего дошкольного возраста.

  • создание картотеки попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактических игр

  1. Основной этап

  • Задача:

Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.

  • Срок: ноябрь 2020г. - апрель 2022г.

  • Содержание:

Работа с детьми:

  • валеологические песенки-распевки

  • дыхательные упражнения

  • артикуляционная гимнастика

  • пальчиковые игры

  • слушание и обсуждение детской музыки

  • пение

  • совместное пение

  • беседы по содержанию песен

  • драматизация песен

  • подыгрывание на музыкальных инструментах

  • просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах

  • музыкально-дидактические игры

Работа с воспитателями:

  • консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь»

  • консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана голоса»

  • консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике Д. Е. Огородного»

Работа с родителями:

  • консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»

  • консультация «Почему дети не поют? »

  • консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»

  • консультация «Влияние музыки на психику ребенка»

  • презентация «Музыка лечит»

  • памятка для родителей «Музыкальная аптека»

  • анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка? »

  • консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»

  • привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению костюмов для выступлений

  • беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе

  • домашние задания творческого характера

  • посещение дополнительного образования

  1. Заключительный этап:

  • Задачи:

Представить результаты реализации проекта.

  • Срок: май 2022 г.

  • Содержание:

  • презентация проекта на итоговом педсовете

  • мониторинг детей

  • концерт для родителей, педагогов, детей

Продукт проекта:

  • картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;

  • разработки по дополнительному образованию;

  • сценарии концертов.

Перспективы распространения результатов проекта:

  • участие на концертах в Детском саду.

  • участие на концертах в социуме.

  • участие в фестивалях

  • участие в конкурсах различного уровня


 









ПРИЛОЖЕНИЯ









КАРТОТЕКА ПОПЕВОК.

Игра  со словом:

 

«Лиса»

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела 

Себе пару, мужу трое,

И детишкам по лаптишкам.

Простой хороводный шаг вправо – влево

на 1/4. Переменный шаг.

 

«Веревочка»

Я скачу, скачу, скачу 

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляска русская.

(М. Павлова)

На весь текст - простая или

сложная «веревочка».

 

«Ковырялочка»

Каблучками я стучу,

Пляску русскую учу,

Пляска русская моя

 Замечательная

(М. Павлова)

Простая «ковырялочка» на весь текст.


«Качалочка»

Качалочка качается,

А Машенька улыбается.

(М. Павлова)

Простая или сложная «качалочка»

на весь текст.

 

«Сидит зайка»

Сидит, сидит зайка,

Сидит, сидит серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут – скачут в поле

Во пустом, во пустом.

Говорит зайка:

«Вы, охотнички, скачите,

На мой хвостик поглядите,

Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)

Зайка выполняет пружинку на корточках.

Охотники скачут галопом по кругу.

Охотники его догоняют

«Зайка»

Скачет зайка меленький около завалинки.

Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!

Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С

окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.

Заяц в центре круга выполняет «фертик».

 

«Лошадки»

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами.

К дедке по репку,

По сладеньку.

По пареньку.

По горбатеньку.

Высокий бег по одному, парами, тройками.

 

«Полуприсядка»

Сяду – встану, сяду – встану .

И как мячик поскачу.

Приседать я не устану.

Я танцором стать хочу.

(М. Павлова)

Полуприседания с выставлением ноги на пятку.





«Козлик»

Вышел козлик погулять,

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е». (М. Павлова)


«Комарик»

Сел комарик под кусточек,

Под зелененький листочек,

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под кусточек.

Спрятался…

(В. Зайцева)

Кружение на шаге с припаданием.

Русский поклон.


«Скок-поскок»

Скок-поскок. Молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька, невеличенька,

Сама с вершок, голова с горшок.

Прыжки на двух ногах на месте,

руки изображают «хвостик».

Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,

 раскрыв руки. Приседают.

Высоким шагом идут из центра спино



КОМПЛЕКС  ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ, РИТМИЧЕСКИХ,    ДЫХАТЕЛЬНЫХ  УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения  для  развития  брюшного  дыхания:

 Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных  вокальных данных ребёнка.

  1. «Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).

  2. « Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.

  3. « Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В.Емельянову.

  4. « Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.

  5. « Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В.Емельянову.

  6. « Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.

  7. « Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная  у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).

  8. « Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.

     По В.Емельянову.

  1. « Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети    выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.

          (  По М.Гоголевой.)

  1. « Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.

  2. « Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.

  3. « Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».

  4. «Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.

  5. «Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б.Толкачёву.

  6. « Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».

  7. « Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

Полетели, закружились ледяные звёзды.

Окружаться снежинки в воздухе морозном

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку,

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

( Н.Нищева)

  1. « Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можновращать перед собой указательными пальцами.

Пчёлка гуди, в поле лети,

С поля лети – мёдик неси.  (нар.приговорка).

  1. « Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове ( рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у чья корова дольше мычит, тот и выиграл.

  1. « Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить ( хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».

Быстро лопасти крути!

Вертолёт, лети, лети!

  1. « Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.

  2. « Ёжик обиделся» вдох живот раздуть, выдох (наодном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.

  3. «Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.

  4. « Пароход» ( дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» ( рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,

                                                                   И пыхтит он словно печка.

  1. « Барабан и дудочка»

Барабан мы в руки взяли

На нём звонко заиграли.

            Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»

                                                       Вот играет дудочка,

                                                       Дудочка – погудочка.

                    Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».

Можно чередовать барабан и дудочку.

  1. « Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на выдохе  « Ф-ф-ф».

  1. « Ветер» Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…..

                          И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….

           ( выдох спокойный ненапряжённый).

                          Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….

                          И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……

            ( активный выдох).

  1. « Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а……..

Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и…….

Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о…….

Дубовый – у-у-у-у-у-у-у……..

             (дети хором могут пропеть каждый своё дерево)

  1. « Синьор-помидор» ( по М. Лазареву)

          Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.

  1. « Шарик» ( по Б. Толкачёву)

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее, шарик!

Вернись!.....

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».

  1. «Шарик сдулся» (по Б.Толкачёву)

Надувала кошка шар,

А котёнок ей мешал,

Подошёл и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

  1. « Пузыри» 

Эй, мышонок, посмотри,

Звать, к себе помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

            Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и    быстро выдохнуть.

Синий, красный, голубой,

Выбирай себе любой.

                                                                  ( русская нар.потешка).

  1. « Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»

Пчёлка, гуди,

В поле лети,

С поля лети,

Медок неси.  Ам!                     

  1. « Дятел» ( по Б. Толкачёву)

            Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,  ударяя кулачками, друг о друга.

  1. « Ёжик» ( по Б. Толкачёву)

            После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.

  1. « Гармошка» 

Поросёнок восхищён!

Как гудит аккордеон.

Очень мне по сердцу он.

Я бы хвостиком вертел,

Если бы играть умел.

      Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш выжимая из лёгких воздух.

34.« Колокола» 

Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая   воздух.




Артикуляционные   и    фонопедические     упражнения:

Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.

Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают  и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.

  1. « Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.

  2. « Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.

  3. « Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.

  4. « Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.

  5. « Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.

  6. Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.

Едет, едет наш Петрушка,

Похваляется конём,

Не беда, что конь игрушка,

Можно ездить и на нём.

  1. « Чупа - чупс» язычком прокалываем щёку изнутри.Идёт растяжка щёк и подвижность языка.

  2. « Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы( расслабление), молодец обезьянка.

  3. « Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать.Затем покусать края языка с закрытым ртом.

  4. « Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза ( одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.

  5. « Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.

  6. « Змейка» имитация язычка змеи ( быстро показать и убрать язык).

  7. « Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.

  8. « Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.

  9. « Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.

  10. « Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.

  11. « Вкусное варенье»  для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.

  12. « Мороз» ( по В. Емельянову)

Вышел на просторы погулять мороз.

Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

Белые узоры в косах у берёз.

У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.

Снежные тропинки, голые кусты.

Ш……поирая ладони друг о друга.

Падают снежинки тихо с высоты.

П! П! постепенно опуская руки вниз.

  1. « Машина» ( по В.Емельянову)

        Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.

Бр-р-р   - ворчит мотор

Бр-р-р   - где мой шофёр?

Бр-р-р   -урчит машина

Бр-р-р   -проверь-ка шины!

  1. « Барбос»  Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке  ДО

На дворе рычит барбос         р-р-р-р

Он гоняет рыжих ос              р-р-р-р

Отчего рычит барбос?             Р-р-р-р

Осы жалят его в нос                р-р-р-р.

                                               ( сл. Макшанцевой.)

  


Вокально  – хоровые, « шумовые»  упражнения:

 

  1. Исходное положение – китайский болванчик. Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному: А-АО-АОУ-АОУЭ-АОУЭЫ

  1. Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимал нижнюю    челюсть, должно быть рычание, не пение)

  2. «Чайка»  имитация крика чайки. Исходное положение – крыса,  звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить,

чтобы   он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.

  1. Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь) Регистр и наоборот.

  1. Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м,  р, с-з, н)    У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)

  1. « Скрип»  имитация скрипа  дверей, (рот приоткрыт, звук издаётся связками).

  1. « Динозаврик» голосом рисуем динозаврика. Маленькая круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре

         длинная шея – глиссандо вниз большое туловище – медведь и длинный хвост – скрип

  1. « Трактор» - губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.

  2. « По кочкам» - трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.

  3. « Самолёты» Тр-р… - в среднем регистре. ( мотор заработал)

                         Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)