Разработка творческого проекта:
«Певческая деятельность, как средство
развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Музыкальный руководитель
Елькина Н.П.
г. В -Уфалей
2020г.
Творческий проект: Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
«Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое существенно подобно разговору. Пение позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание…»
Н.Г. Чернышевский.
Тип проекта: Творческий.
Вид проекта: Долгосрочный.
Срок: сентябрь 2020года - май 2021года.
Возраст детей: 5-7 лет.
Автор проекта: Музыкальный руководитель Елькина Н.П.
Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, педагоги старшей, подготовительной группы.
Краткое описание проекта:
Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в социуме. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
Актуальность проекта:
Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей.
В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).
Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение, как самого доступного вида музыкальной деятельности. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование). Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. Для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. На непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу.
Противоречие, проблема:
Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Проблема: Не развиты исполнительские навыки у детей.
Гипотеза, научное обоснование:
Успешное вокальное развитие у детей старшего дошкольного возраста возможно, если:
- учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей
- подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков
- в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.
Новизна:
• современные методы и приемы;
• индивидуальный подход к детям.
Цель:
Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.
2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
3. Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.
Миссия:
Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, хороводы.
Предполагаемый результат:
1. Поют выразительно, чисто интонируют.
2. Поют сольно и в коллективе.
3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
4. Участвуют в конкурсах в ДОУ.
Обеспечение проектной деятельности.
Методические:
- подбор видео и аудио материала
- подбор методической и нотной литературы
- наглядные пособия
- музыкально-дидактические игры
Материально – технические:
музыкальный центр, компьютер, проектор.
Информационные:
Информация в родительском уголке, памятки «Охрана детского голоса», «Как развивать музыкальность ребенка»
Методическое обеспечение:
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с. 2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002 3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963. 4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. 5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с. 6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с. 7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с. 8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМПРЕСС, 2000.- 33 с. 9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963. 10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической
школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988. 11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010. 12. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с. 14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11. 15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с. 16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2 17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М.. 18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М.. 19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с. 20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5 21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с. 22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с. 23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Задача: Организовать индивидуальные занятия Срок: сентябрь – октябрь 2020г. Содержание:
- диагностика детей по определению вокальных способностей
- подбор вокальных упражнений, песенок
- картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактические игры
2. Основной
Задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
Срок: ноябрь 2020г. - май 2021г.
Содержание:
Работа с детьми:
- валеологические песенки-распевки
- дыхательные упражнения
- артикуляционная гимнастика
- пальчиковые игры
- слушание и обсуждение детской музыки
- пение
- совместное пение
- беседы по содержанию песен
- драматизация песен
- игра на музыкальных инструментах
- музыкально-дидактические игры
Работа с воспитателями:
- консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь»
- консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана голоса»
- консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике
Д. Е. Огородного»
Работа с родителями:
- консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»
- консультация «Почему дети не поют? »
- консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»
- консультация «Влияние музыки на психику ребенка»
- презентация «Музыка лечит»
- памятка для родителей «Музыкальная аптека»
- анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка? »
-консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»
- домашние задания творческого характера
3. Заключительный
Задача: Представить результаты реализации проекта. Срок: май 2021г.
Содержание:
- презентация проекта в ДОУ
- мониторинг детей
- концерт для детей
Продукт проекта:
Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;
Сценарии концертов.
Результат проекта: У детей повысился уровень качества
развития певческих умений и навыков. Дети выступают сольно и поют в ансамбле.
Распространения результатов проекта:
На мероприятиях в ДОУ:
Участие в праздниках к «Дню Защитника Отечества» и праздничных концертов к «Дню матери», «8 Марта», «День Победы».
Участвуют в мероприятиях ДОУ, исполняют вокальные номера в музыкальных паузах.