муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 95 комбинированного вида»
Творческий проект:
Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей
детей старшего дошкольного возраста.
Составитель:
музыкальные руководители
Паюсова Е.В.
Куликова А.Е.
Каменск - Уральский
2020 г.
«Пение есть высшее, совершеннейшее искусство, которое
существенно подобно разговору. Пение позволяет не только выразить
свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик,
сочувствие, понимание…»
Н.Г. Чернышевский.
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: долгосрочный.
Срок: сентябрь 2020 года - май 2022 года.
Возраст детей: 5-7 лет.
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги.
Краткое описание проекта: Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будут организованы концерты в детском саду, в социуме. Дети будут участвовать в музыкальных конкурсах различного уровня. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
Актуальность проекта: Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).
Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).
Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. В нашем городе есть несколько музыкальных школ, поэтому для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. Но на непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу.
Противоречие: Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью: гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты, связки короткие, звук очень слабый.
Проблема: не развиты исполнительские навыки у детей.
Гипотеза, научное обоснование: успешное вокальное развитие у детей младшего и старшего дошкольного возраста возможно, если: - учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей - подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков - в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.
Цель: Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкальную деятельность.
Задачи:
Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.
Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.
Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.
Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, сказки.
Предполагаемый результат:
Поют выразительно, чисто интонируют.
Поют сольно и в коллективе.
Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.
Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.
Обеспечение проектной деятельности.
Методические:
подбор видео и аудио материала
подбор методической и нотной литературы
наглядные пособия
музыкально-дидактические игры
Материально – технические:
фортепиано
синтезатор
музыкальная колонка LG
музыкальный центр
ноутбук
мультимедиа
Информационные:
сообщение на родительском собрании
информация в родительском уголке
памятки «Охрана детского голоса»
«Как развивать музыкальность ребенка»
Методическое обеспечение:
Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ- ПРЕСС, 2000.- 33 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
диагностика детей по определению вокальных способностей
подбор вокальных упражнений, песенок
перспективное планирование певческой деятельности как средства развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
создание картотеки попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактических игр
Основной этап
Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.
Работа с детьми:
валеологические песенки-распевки
дыхательные упражнения
артикуляционная гимнастика
пальчиковые игры
слушание и обсуждение детской музыки
пение
совместное пение
беседы по содержанию песен
драматизация песен
подыгрывание на музыкальных инструментах
просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах
музыкально-дидактические игры
Работа с воспитателями:
консультация для воспитателей «Чтобы научиться петь, надо петь»
консультация «Индивидуальный подход в обучении детей пению. Охрана голоса»
консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике Д. Е. Огородного»
Работа с родителями:
консультация «Здоровье и музыкальное развитие ребенка»
консультация «Почему дети не поют? »
консультация «Значение пения и охрана голоса ребенка»
консультация «Влияние музыки на психику ребенка»
презентация «Музыка лечит»
памятка для родителей «Музыкальная аптека»
анкетирование «Зачем тебе дошкольник музыка? »
консультация «Музыкальная терапия для всей семьи»
привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению костюмов для выступлений
беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе
домашние задания творческого характера
посещение дополнительного образования
Заключительный этап:
Представить результаты реализации проекта.
Срок: май 2022 г.
Содержание:
презентация проекта на итоговом педсовете
мониторинг детей
концерт для родителей, педагогов, детей
Продукт проекта:
картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;
разработки по дополнительному образованию;
сценарии концертов.
Перспективы распространения результатов проекта:
участие на концертах в Детском саду.
участие на концертах в социуме.
участие в фестивалях
участие в конкурсах различного уровня
ПРИЛОЖЕНИЯ
КАРТОТЕКА ПОПЕВОК.
Игра со словом:
«Лиса»
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки сплела
Себе пару, мужу трое,
И детишкам по лаптишкам.
Простой хороводный шаг вправо – влево
на 1/4. Переменный шаг.
«Веревочка»
Я скачу, скачу, скачу
И веревочку кручу.
Ты, веревочка, крутись,
Пляска русская.
(М. Павлова)
На весь текст - простая или
сложная «веревочка».
«Ковырялочка»
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя
Замечательная
(М. Павлова)
Простая «ковырялочка» на весь текст.
«Качалочка»
Качалочка качается,
А Машенька улыбается.
(М. Павлова)
Простая или сложная «качалочка»
на весь текст.
«Сидит зайка»
Сидит, сидит зайка,
Сидит, сидит серый
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут,
Едут – скачут в поле
Во пустом, во пустом.
Говорит зайка:
«Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите,
Я не ваш, я ушел! (М. Павлова)
Зайка выполняет пружинку на корточках.
Охотники скачут галопом по кругу.
Охотники его догоняют
«Зайка»
Скачет зайка меленький около завалинки.
Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка!
Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С
окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет.
Заяц в центре круга выполняет «фертик».
«Лошадки»
Поехали, поехали.
С орехами, с орехами.
К дедке по репку,
По сладеньку.
По пареньку.
По горбатеньку.
Высокий бег по одному, парами, тройками.
«Полуприсядка»
Сяду – встану, сяду – встану .
И как мячик поскачу.
Приседать я не устану.
Я танцором стать хочу.
(М. Павлова)
Полуприседания с выставлением ноги на пятку.
«Козлик»
Вышел козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По-козлиному кричит:
«Бе-е-е». (М. Павлова)
«Комарик»
Сел комарик под кусточек,
Под зелененький листочек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под кусточек.
Спрятался…
(В. Зайцева)
Кружение на шаге с припаданием.
Русский поклон.
«Скок-поскок»
Скок-поскок. Молодой дроздок,
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька,
Сама с вершок, голова с горшок.
Прыжки на двух ногах на месте,
руки изображают «хвостик».
Мягкий шаг по кругу. Идут в центр,
раскрыв руки. Приседают.
Высоким шагом идут из центра спино
КОМПЛЕКС ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ, РИТМИЧЕСКИХ, ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения для развития брюшного дыхания:
Упражнения на развития дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка.
«Зевок и потягивание» руки вверх как при пробуждении. (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
« Обжорка» исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох……… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
« Подними тетрадку» исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов), ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). По В.Емельянову.
« Надуваем шарик» вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
« Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В.Емельянову.
« Раздуваем меха» или «Аккордеон» руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
« Летит самолёт» вдох- живот надули ( заправили самолёт), выдох-гласная у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
« Зеркальце» - глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.
По В.Емельянову.
« Ворона» села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно « Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз.
( По М.Гоголевой.)
« Чайник» Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
« Колокол» Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
« Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук « Х».
«Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
«Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть « З-з-з-з-з ». По Б.Толкачёву.
« Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок), задержка, на выдохе « А-а-а-ах».
« Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звёзды.
Окружаться снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
( Н.Нищева)
« Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук « Ж», можновращать перед собой указательными пальцами.
Пчёлка гуди, в поле лети,
С поля лети – мёдик неси. (нар.приговорка).
« Коровка» дети прикладывают указательные пальцы себе к голове ( рожки), и на выдохе продолжительно тянут « Му-у-у-у-у чья корова дольше мычит, тот и выиграл.
« Вертолёт» переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить ( хвост вертолёта), крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».
Быстро лопасти крути!
Вертолёт, лети, лети!
« Колючки» вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
« Ёжик обиделся» вдох живот раздуть, выдох (наодном дыхании) «ху-ху-ху»на последний слог выдавить весь воздух без остатка.
«Волчок» дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук « Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами волчок игра начинается заново.
« Пароход» ( дыхание + интонация) дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» ( рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук « Ы-ы-ы-ы-ы». Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.
« Барабан и дудочка»
Барабан мы в руки взяли
На нём звонко заиграли.
Дети на коротком дыхании произносят звук « Д-д-д-д-д»
Вот играет дудочка,
Дудочка – погудочка.
Губы трубочкой, пропевается звук « У-у-у-у».
Можно чередовать барабан и дудочку.
« Греем ручки» согреваем замёрзшие ручки, произнося на выдохе « Ф-ф-ф».
« Ветер» Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф…..
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…….
( выдох спокойный ненапряжённый).
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф……
( активный выдох).
« Осенние листочки» Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а……..
Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и…….
Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о…….
Дубовый – у-у-у-у-у-у-у……..
(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)
« Синьор-помидор» ( по М. Лазареву)
Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц ( лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.
« Шарик» ( по Б. Толкачёву)
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись!.....
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука « Ш-ш-ш-ш».
«Шарик сдулся» (по Б.Толкачёву)
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал,
Подошёл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука « Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
« Пузыри»
Эй, мышонок, посмотри,
Звать, к себе помахивая кистями.
Мы пускаем пузыри:
Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и быстро выдохнуть.
Синий, красный, голубой,
Выбирай себе любой.
( русская нар.потешка).
« Пчела» Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»
Пчёлка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси. Ам!
« Дятел» ( по Б. Толкачёву)
Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д, ударяя кулачками, друг о друга.
« Ёжик» ( по Б. Толкачёву)
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.
« Гармошка»
Поросёнок восхищён!
Как гудит аккордеон.
Очень мне по сердцу он.
Я бы хвостиком вертел,
Если бы играть умел.
Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш выжимая из лёгких воздух.
34.« Колокола»
Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем « Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая воздух.
Артикуляционные и фонопедические упражнения:
Основой являются упражнения на развитие артикуляционного аппарата и фонопедический метод В.В.Емельянова. В упражнениях используются звуки, данные человеку изначально от природы и от рождения, поэтому они физиологически целесообразны.
Уже проверенно на практике, что подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата ребёнка, имеют общеоздоровительную и профилактическую функцию, они развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют навык воспроизведения звуков разного диапазона, способствуют координации слуха и голоса.
« Трубочка» губы сжаты и вытянуты в трубочку.
« Поцелуйчики» губы сжаты и вытянуты в трубочку, чмокаем губами, как будто посылаем поцелуйчики.
« Обезьянка» язык поочерёдно подсовывается под нижнюю и верхнюю губы, затем обводится круг языком под губами.
« Лошадка» цоканье язычком, звук округлённый.
« Лошадка» язык плашмя прилепить к нёбу и с силой (оторвать) , получается шлёпающий звук. Лошадка идёт по грязной луже.
Чередовать цоканье и шлёпанье языком на счёт. Или одна группа цокают, а другая шлёпает пока воспитатель или музыкальный руководитель читает стих.
Едет, едет наш Петрушка,
Похваляется конём,
Не беда, что конь игрушка,
Можно ездить и на нём.
« Чупа - чупс» язычком прокалываем щёку изнутри.Идёт растяжка щёк и подвижность языка.
« Обезьянкин язычок» показать друг другу язычок, затем погладить губы( расслабление), молодец обезьянка.
« Печатная машинка» покусывая язычок от кончика к корню, высунуть его как можно дальше и также убрать.Затем покусать края языка с закрытым ртом.
« Лев» очень широко открыть рот и высунуть язык как можно дальше. Можно широко раскрыть глаза ( одновременно и гимнастика глаз).Можно считать до 10, пока высунут язык.
« Улыбнулись – обиделись» друг другу улыбнуться, а затем обидеться сжав губы, лучше + мимику.
« Змейка» имитация язычка змеи ( быстро показать и убрать язык).
« Прибежала крыска» рот очень широко открыт, приподнять верхнюю губу так, чтобы были видны передние зубы.
« Китайский болванчик» нижняя челюсть свободно падает вниз, язык лежит на нижних зубах и губе.
« Покатай во рту конфетку» рот закрыт, кончик языка упирается в щёку, делая движение языком вверх – вниз.
« Ёжик» Беззвучно произносим «п-п-п-п» для укрепления губ.
« Вкусное варенье» для укрепления мышц языка, развития его подвижности. Рот открыт, губы в улыбке. Широким передним краем языка облизываем губы.
« Мороз» ( по В. Емельянову)
Вышел на просторы погулять мороз.
Топ-топ!Чап-чап! – 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берёз.
У! – У! короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты.
Ш……поирая ладони друг о друга.
Падают снежинки тихо с высоты.
П! П! постепенно опуская руки вниз.
« Машина» ( по В.Емельянову)
Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова Бр-р-р-р ощущать вибрацию губ.
Бр-р-р - ворчит мотор
Бр-р-р - где мой шофёр?
Бр-р-р -урчит машина
Бр-р-р -проверь-ка шины!
« Барбос» Дети пропевают звук «Р» на муз.звуке ДО
На дворе рычит барбос р-р-р-р
Он гоняет рыжих ос р-р-р-р
Отчего рычит барбос? Р-р-р-р
Осы жалят его в нос р-р-р-р.
( сл. Макшанцевой.)
Вокально – хоровые, « шумовые» упражнения:
Исходное положение – китайский болванчик. Страшная сказка ( или медведь) – рычим ( пугаем) на гласные звуки, добавляя каждый раз по одному: А-АО-АОУ-АОУЭ-АОУЭЫ
Добавляем согласные У-ШУ-ЖУ, У-МУ-МУ, У-СУ-ЗУ, У-РУ У-НУ-НУ, следить, чтобы дети не поднимал нижнюю челюсть, должно быть рычание, не пение)
«Чайка» имитация крика чайки. Исходное положение – крыса, звук должен пролетать как по куполу Цирка, следить,
чтобы он был плоским, это должен быть вой, а не крик или писк.
Постепенно глиссандо с верхнего (чайка) в нижний ( медведь) Регистр и наоборот.
Такое же глиссандо с добавлением согласных звуков ( ш-ж, м, р, с-з, н) У –ШУ—ЖА, (вверх), У-ШУ-ЖА (вниз)
« Скрип» имитация скрипа дверей, (рот приоткрыт, звук издаётся связками).
« Динозаврик» голосом рисуем динозаврика. Маленькая круглая голова (звук средний между А – О в верхнем регистре
длинная шея – глиссандо вниз большое туловище – медведь и длинный хвост – скрип
« Трактор» - губы абсолютно расслаблены, имитация звука работающего мотора.
« По кочкам» - трактор губами, только движения вверх – вниз как по кочкам.
« Самолёты» Тр-р… - в среднем регистре. ( мотор заработал)
Р-р-р…..- в низком регистре. (полетел)