СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая деятельность при обучении математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность учащихся к творческим работам. Поиск путей, напрвленных на развитие и успешную реалищацию творческих способностей у детей.

Просмотр содержимого документа
«Творческая деятельность при обучении математики»


МБОУ «Амгинская СОШ имени Р. И. Константинова»










Проект:

«Творческая деятельность при обучении математики»









Автор: Турантаева Сардана Егоровна,

учитель математики





Чурапча, 2017 г.


Проблема: снижение творческих способностей у школьников.


Актуальность: ориентировать содержание учебной деятельности на творческую проектную деятельность через метод проектов.


Цель проекта: поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей у детей.


Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме

2. Раскрыть сущность творческих способностей, их структуру, средства и условия формирования на уроках и во внеурочной деятельности

3. Подобрать дидактический материал, позволяющий развитию творческой способности школьников.

Ожидаемый результат: готовность учащихся к творческим работам


Конечный результат: Создание собственного макета учащихся: «своего будущего участка с постройками» расчеты, примерная смета.










Содержание проекта:

Введение………………………………………………………………….………..4

  1. Творчество и творческая деятельность……………………………………...….6

  2. Педагогические условия развития творческих способностей

у школьников……………………………………………………..……………..9

  1. Развитие творческих способностей школьников на уроках математики.

3.1 Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого

потенциала……………………………………………………………………...16

3.2 Развитие творческих способностей на уроках математики……………..17

3.3 Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления

учащихся………………………………………………………………………21

  1. Заключение……………………………………………………………………....23

  2. Использованная литература…………………………………………………….25

















Введение.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения направлены на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания. Развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В современном мире все большее значение приобретает владение детьми коммуникативными умениями и навыками, а также их способность к самореализации через определенные виды деятельности. Значительная часть учащихся начальной школы испытывает проблемы в развитии творческого мышления, формировании информационных компетентностей. Данные трудности смогут помешать детям успешно продолжать обучение в старших классах.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не

только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Сравнительно низкая результативность участия детей в творческих и интеллектуальных конкурсах и необходимость поддержки прав детей на полноценное развитие и реализацию своих творческих способностей

натолкнули на мысль «Как активизировать творческую деятельность детей на уроках и во внеурочное время?»














1.Творчество и творческая деятельность

«Основой формирование творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности». 
Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого и интеллектуального труда.

Ребёнку нужно всё пощупать, потрогать, познать всё, что ему говорят, успеть задать тысячу вопросов. Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности. Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между учителем и учеником, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

Работа, направленная на развитие творческих способностей школьников, творческий учебный диалог, обучение на основе принципов, методов и других средств развивающего обучения, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.

Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. А важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение.

Развивать творческие способности? Что это значит?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих само выразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Проблема развития творческих способностей непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.  Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе?

Это воспитание  у учеников  качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности.  Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы.


    Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать (Тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются:

  • Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.

  • Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности школьников, которое предполагает восхищение  каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; категорическое отсутствие критики и оценок.

    Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её. Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности. При оценке творческих достижений младших школьников учителю важно учитывать индивидуальные результаты  каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия. Чтобы развивать творческие способности младших школьников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к открытию и применению новых методов обучения и воспитания.    

2.Педагогические условия развития творческих способностей у школьников.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Процесс развития творческих способностей школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика. В число основных задач современной школы входит развитие творческих способностей учеников, начиная с младшего возраста.

Сегодня существует множество общеобразовательных программ, главными критериями которых являются индивидуальный подход к ребенку, предоставление ему широких возможностей для самореализации, поощрение любых творческих начинаний.

Для достижения этих результатов используются различные методики, но главной движущей силой для развития творческих способностей школьников остается игра. Игровая форма применяется во всех видах работы, будь то проведение предметных олимпиад, викторин и т.д. Каждый ребенок любит играть, и педагогу остается лишь направить этот процесс в нужное русло, в дальнейшем усложняя творческие формы игровой активности.

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Процесс развития творческих способностей младшего школьника будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • - наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

  • - реализация творческих заданий, как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

  • - объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

  • - творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

  • - стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. В основе процесса развития творческих способностей лежат:

- формирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;

- внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;

- создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;

- постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

При работе над развитием творческих способностей я стала исследователем и экспериментатором, так как преобразовала учебную и внеклассную деятельность учащихся. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, – это развитие творческих способностей ученика. Система работы учителя по развитию творческих способностей учащихся ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

3.Развитие творческих способностей школьников на уроках математики.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность. Именно поэтому одна из задач, которые ставит перед собой современный педагог, – это развитие творческих способностей ученика.

Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащихся. Именно в рамках учебной деятельности школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Надо отметить, что современные образовательные программы для школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

Для развития творческого мышления и воображения учащихся я предлагаю такие задания:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцирую по таким параметрам, как

- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей школьника может оказать:

- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,

- творческие мастерские;

- тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.

Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей школьников через систему творческих заданий.

Школьники с удовольствием участвуют в творческой деятельности:

-школьные, районные, интернет олимпиады;

-творческие интеллектуальные игры, конкурсы;

Большое значение для формирования интереса к участию в творческой интеллектуальной деятельности учащихся имеет демонстрация примера людей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности. Для этого я разработала систему классных часов различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к проектной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг, что было раньше в окружающем мире.

Проблемные уроки, уроки – игры, уроки – дискуссии, урок-исследование, урок – путешествие, урок – творческий отчет, урок – проект – вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой деятельности.

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка. Но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников. Позволяет почувствовать собственную значимость.

Исследовательская деятельность школьников – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствует формированию новых знаний.

Для того, чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательскую деятельность школьников развиваю как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Исследовательские задания должны быть снабжены четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий следующими словами: исследуй…., определи…, понаблюдай…, изучи и сравни…, сделай вывод…, сопоставь и проанализируй…

Свои знания учащиеся показывают на олимпиадах различного уровня, и в научно-практических конференциях, занимают призовые места.

Проявлению творческих способностей школьников способствует наличие воображения, фантазии, возможность их проявления, создание на уроке таких ситуаций, когда ребенок за эти способности поощряется, а не наказывается взрослыми.

Школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах.

3.1 Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

Детей необходимо, как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли, анализировать ответы сверстников. Развитие творческого потенциала учащихся - одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала.

Большое место в преподавании математики у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих работах проявляются индивидуальные качества учащихся и их особенности.


3.2 Развитие творческих способностей на уроках математики.

Развитие творческих способностей на уроках математики предполагает решение (по желанию на выбор) различных типов заданий и задач. Нестандартные задачи способствуют формированию положительного отношения к заданиям проблемно - поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействуют проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений. На уроке решаем такие виды задач:

- задачи  с несформулированным вопросом: в этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.

- задачи с излишними данными: в эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные.

- задачи на сообразительность: на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Некоторые из них являются логическими задачами. Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике. Особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Цель такой деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Специфика исследовательской работы в школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам и в интернете, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на школьной научно-практической конференции. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Результаты моей работы уже видны. Диодорова Валерия награждена похвальной грамотой в республиканской научно- практической конференции по теме исследовательской работы «Мой будущий дом, дом мечты», Ильин Арсен занял 3 место.

  Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Внеклассную работу в классе я веду с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса.

- вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Дети имеют право выбирать, как и с кем могут построить свои макеты будущего дома. Выбор формы зависит от возраста учащихся, от особенностей ребенка. В 5-6 классах к подготовке макета я привлекаю родителей, т.к. в этом возрасте дети ещё не вполне самостоятельно могут подготовиться, справиться с какими-то заданиями. В 7-8 классах дети уже готовятся самостоятельно или в группах. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу-воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

В решении данной проблемы участвует как учитель, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача учителя – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей семейной деятельности.

Передо мной стояли Задачи: активизировать с родителями проблему воспитания творческих способностей у детях; сформировать в родителях умение воспитывать в детях творческие способности. 

Математические задачи

1. Составьте формулу вычисления периметра прямоугольника, если его стороны а и в.

2. Вычислите площадь поверхности каждого прямоугольного параллелепипеда.

8см 2 см

3см

5 5см 2см

3. Прямоугольный параллелепипед имеет измерения 3 см, 5 см и 10 см. вычислите его объем.

4. Огород занимает 8 га. Картофелем занято 45 % площади этого огорода. Сколько гектаров занято картофелем?

5. Площадь огорода 0,04 га. Капустой засажено 0,8 огорода, а остальная часть - другими овощами. Сколько гектаров засажено другими овощами?

6. Найти площадь поверхности крыши дома. (указываются параметры).

7. Прямоугольный параллелепипед имеет измерения 3 см, 5 см и 10 см. вычислите его объем.

8. Дан брус длина которого 6м толщина 150*150. Найти объем бруса. Рассчитайте количество бруса в 1 куб.метре.

9. Сколько листов ондулина размером 1,75м*1,15м понадобится, для крыши дома с площадью 100 кв.см.?


    1. Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей.
Ни трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для учеников. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приёмов:

  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

  • определяет проблемные теоретические и практические задания;

  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения)














Заключение.

   Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка – это одна из моих важнейших задач. Признаки одарённости нужно уметь замечать, они не всегда ярко выражены. Талант можно развить, а можно и загубить.

    Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.   

Каждый ребенок по своей натуре творец. Необходимо лишь как можно раньше разглядеть в нем творческое начало и развить индивидуальные способности. Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество учителя и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

Школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развить и закрепить еще и творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.

В своей работе я показала виды работ, направленные на развитие творческой способности школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Представленные мною фрагменты из уроков, подобранный дидактический материал позволяют активизировать творческие способности учащихся.

Результатом своей работы над развитием творческой способности учащихся считаю рост количества призёров на районных «математических боев» среди школьников, и на региональном математическом бою. Во Всероссийских дистанционных олимпиадах «Wetta», «Олимпиада+», в нпк и т.д. Мои ученики активны, творчески развиты, подвижны. Многие проблемы могут решить самостоятельно. И я надеюсь, что развитие творческих способностей в будущем продолжится и поможет в их реальной жизни. Верьте в своих учеников, ведь вера в успех – это уже половина успеха.
























Использованная литература:

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников // 2008 г.-№4.-с.80-81.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: центр Академия, 2002.

3. Большакова Л.А. Развитие творчества школьника.//– 2002.- № 2.

4.Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся.- М.: «Академия» 2007 г.
5. Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. // – 2008, № 4, с. 63-65.

Используемые ресурсы из других общественных источников.

1.http://festival.1september.ru/articles/410929/

2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/














0