МБОУ ВМР «Макаровская средняя общеобразовательная школа»
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
/Творческий проект описания педагогического опыта/
Мурахина Наталья Алексеевна
Учитель физической культуры
Высшая квалификационная категория
2014
Содержание
Актуальность и практическая значимость опыта
Ведущая педагогическая идея опыта
Теоретическая база опыта
Описание технологии реализации ведущей педагогической идеи и ее составляющих компонентов
Оценка результативности опыта
Приложение
1.Актуальность и практическая значимость опыта
Актуальность опыта обусловлена интересом детей к игровой деятельности. Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры — игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: коммуникативные - воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение -л, самореализация -лр, саморазвитие, чувство долга, ответственность -л.
Практическая значимость опыта заключается в том, что
1. Дана характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей;
2. Разработан комплекс подвижных игр, способствующих процессу активного развития детей;
3. Выявлена значимость подвижных игр в развитии детей;
4. Возможность реализации опыта в условиях общеобразовательной школы.
Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволило повысить уровень их физической подготовленности.
Цель исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.
Использование подвижных игр обеспечивает более успешное решение задач физического воспитания младших школьников, повышает их физическую подготовленность; обеспечивает оптимальную нагрузку в целях повышения оздоровительного воздействия; достигает более высоких уровней физического развития младших школьников. А вот гибкость — наиболее трудно развиваемое двигательное качество в подвижных играх. Для ее целенаправленного развития необходимо проявление творчества педагога, которое связанно с введением в содержание игры упражнений, направленных на проявление активной и пассивной подвижности в суставах, определенные усилия по достижению ее активного максимума.
Для решения поставленных в работе задач использовала следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ научно - методической литературы,
где рассматривала вопрос об эффективности применения подвижных игр на уроках физической культуры у учащихся младших классов.
2. Анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста,
позволил выяснить степень разработанности рассматриваемой проблемы, определить предпосылки и задачи исследования и на этой основе разработать программу педагогического эксперимента.
3. Педагогические наблюдения на уроках физической культуры
2. Ведущая педагогическая идея
В данном ИТП представлен опыт через программу «Подвижные игры» Направленность программы – физкультурно - оздоровительная.
Новизна программы заключается в использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.
Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности.
Основная цель программы -укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр .
Основные задачи программы:
развивать физические и личностные качества обучающихся, двигательные умения и навыки;
осваивать теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;
формировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;
воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;
выявлять потенциально способных обучающихся для дальнейших занятий игровыми видами спорта.
3. Теоретическая база.
Классификация подвижных игр.
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры типа ловишек, перебежек («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна, поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния:
Аэробная выносливость
Скоростная выносливость
Силовая выносливость
Скоростно-силовая выносливость
Гибкость
Быстрота
Динамическая мышечная сила
Ловкость
Состав тела
Росто-весовые характеристики и пропорции тела
Осанка
Здоровье
Задачи подвижных игр. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: и это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственного физического воспитания.
Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.
Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы и игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать появление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разделить играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Подвижная игра, в большинстве своем, носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли, тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.
Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды- другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного решения. Для этого необходимо в кротчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни
Содержание программы включает:
- теоретический раздел : получение знаний о физической культуре и спорте в России, значении подвижных игр в физическом и личностном развитии обучающихся, влиянии физических упражнений на организм, о гигиенических требованиях к занимающимся физической культурой, профилактике травматизма и др.;
- практический раздел : начальные умения и навыки, общую физическую подготовку на основании использования подвижных игр, способы самостоятельной деятельности обучающихся, контрольные упражнения, участие в соревновательно-игровой деятельности.
Методическое обеспечение программы заключается в планировании учебных занятий; применении приемов, форм и методов подготовки обучающихся через подвижные игры.
Техническое оснащение занятий соответствует подбору и проведению подвижных игр. Для реализации программы необходим инвентарь: мячи, фишки, стойки, обручи, спортивная форма, разметка в поле и др.
Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается учителем индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: карточки со схемами и описанием упражнений и подвижных игр
Врачебный контроль и самоконтроль за здоровьем обучающихся.
Образовательные методы работы с обучающимися:
словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
методы практических упражнений
метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качества усвоения программы, динамики показателей физического и личностного развития;
метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.
Методы организации занятий:
- фронтальный;
- групповой;
- поточный
4.Описание технологии реализации ведущей педагогической идеи и ее составляющих компонентов
Психологическое обеспечение программы заключается в создании комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применении индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; разработке и подборе диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.
Воспитательная работа с обучающимися осуществляется в ходе занятий подвижными играми, соревновательно-игровой деятельностью. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств.
Условия для реализации программы: программный материал изложен в соответствии с утвержденным в учреждении режимом работы, предусматривает соревновательно-игровую деятельность. Предлагаемая программа рассчитана на четыре года обучения (1,2,3,4 классы начальной школы), 34 учебных недель в год; возраст обучающихся 7–12лет.
Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовке обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорте, выявляются способности и желание заниматься спортивными играми, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся. Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.
Практическая значимость программы заключается в возможности ее реализации в условиях общеобразовательной школы, ввиду доступности средств подготовки обучающихся.
5. Оценка результативности.
Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Несмотря на то, что все учителя и специалисты в области физической культуры признают важность применения подвижных игр и физических упражнений для решения задач физического воспитания учащихся младших классов, на практике же эти возможности в полной мере не реализуются. Поэтому я ищу рациональные пути совершенствования физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности учащихся. Цель – определить изменения показателей физической подготовленности учащихся по сравнению с началом эксперимента, и после применения целенаправленных подвижных игр.
На основании моих наблюдений были отобраны и сгруппированы подвижные игры по преимущественному воздействию на те, или иные двигательные качества.
Отбирая игры, я стремилась не использовать модели игр, описанные в различной литературе, а творчески их переработать в соответствии с поставленными задачами.
Результаты тестирования:
Полученные данные свидетельствуют о том, что индивидуальное развитие организма происходит более эффективно на уроках, где применяются подвижные игры. Прирост, за время исследования скоростно-силовых способностей, по результатам дальности прыжка в длину с места, на 10 % выше. Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег) на 9 %. Хорошие результаты показали учащиеся в беге на 30 м, и прыжках со скакалкой, этот показатель был выше на 8 %.
Результаты исследования позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения. С целью быстрого комплексного улучшения показателей основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) предпочтительно использовать упражнения с преимущественной направленностью.
Контрольный эксперимент показал эффективность применения подвижных игр с преимущественной направленностью на уроках физической культуры в школе, и положительное влияние их на развитие двигательных качеств: быстроту, ловкость, силу, выносливость.
В связи с тем, что для младших школьников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, мною был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программа подвижных игр для младших школьников.
__________________________________________________________________
Приложение
Итоги тестирования


Словарь терминов
Аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
Динамическая мышечная сила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц — «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
Росто-весовые характеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
Важным показателем физического развития человека является осанка — комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.
Программа «Подвижные игры»
Программа
по физической культуре с игровой направленностью
для учащихся начальной школы (1-4классы)
Пояснительная записка.
Программа по подвижным играм адресована 1-4 классам
Одним из мероприятий, направленных на реализацию приоритетных направлений по совершенствованию процесса физического культуры в общеобразовательных учреждениях, является проведение обязательных уроков физической культуры в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования.
Для осуществления данного направления в нашем учебном заведении было принято решение выделить для учеников начальной школы 1час в неделю из внеаудиторной занятости
. Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни
Изучение физической культуры на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
воспитание познавательной активности, интереса и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности
развитие функциональных возможностей организма, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости, выносливости
Программа по физической культуре с игровой направленностью для учащихся начальной школы (1-4классы) общеобразовательного учреждения ориентируется на решение следующих задач:
– возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
– вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
– содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
– привитие интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом;
– создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
– подготовка учащихся к выполнению нормативных требований.
- гармоническое развитию опорно -двигательного аппарата.
совершенствование двигательных возможностей
обеспечение полноценного освоения «школы движений»
В соответствии с психологическими особенностями формирования личности младший школьный возраст является благоприятным периодом для включения учащихся в процесс развития на основе физкультурной. деятельности. Поэтому особую актуальность приобретает физкультурная деятельность с оздоровительной и игровой направленностью. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности)
Раздел «Теоретические сведения» включает в себя знания о правилах проведения подвижных игр, профилактике травматизма на занятиях подвижными играми.
Раздел «проведение подвижных игр» способствует формированию навыков.
Освоения и совершенствование двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей использую следующие методы: игровой метод, соревновательный метод, непредельных усилий, строго регламентированного упражнения, повторный метод, вариативный метод. Формы организации деятельности учащихся на уроке:– фронтальная,– групповая и индивидуальная
Программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения в начальной школе при режиме занятий 1 раз в неделю.
Программа состоит из нескольких разделов :
Урочная деятельность
1.теоретические сведения
а)беседа о технике безопасности
б)теория ,правила подвижных игр
в)история возникновения русских игр и традиций.
2.подвижные игры
Классификация подвижных игр
а) игры для формирования правильной осанки
б) общеразвивающие игры
в) игры со скакалками
г) игры для подготовки к строю
д) игры с прыжками
е) игры с метанием
ж) игры с мячом
з) игры с лазанием и перелазанием
и) игры для развития внимания
к) игры на занятиях в зимний период
л) эстафеты
м) игры народов России
н) русские народные игры
Внеурочная деятельность
1.командные игры между классами
2.соревнования «Весёлые старты»
3.проведение фестиваля «Азбука физкультуры»
Методика обучения подвижным играм
Применение русских народных игр в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак использован в рекомендованной нами программе по физической культуре для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр.
6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
8. По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).
20