Аннотация
к рабочей программе по окружающему миру
1-а класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом основной образовательной программы начального общего образования (предметных рабочих программ) и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».
Программа по окружающему миру ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 ч (2 часа в неделю, 33 учебных недели).
Рабочая учебная программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места предмета в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся), содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Срок реализации программы 1 год.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрено и утверждено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей ______________________ Директор МБОУ
начальных классов дата
Протокол № __ от _____ Зам. директора по УР Комаричской СОШ № 1
Руководитель МО
__________(Дубикова Н.Л.) ________(Жилкина Т.Н.) ___________ И.А.Радченко
подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи Приказ № ____ от _______________
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
на 2018– 2019 учебный год
Базовый уровень
Учитель: Сидоренкова Ю.А.
п.Комаричи - 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом основной образовательной программы начального общего образования (предметных рабочих программ) и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание программы предмета «Окружающий мир»
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Что и кто? | 21 |
2 | Как, откуда и куда? | 12 |
3 | Где и когда? | 11 |
4 | Почему и зачем? | 22 |
Всего | | 66 |
Что и кто? (21 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Планируемые результаты
Обучающийся научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его
главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Текущий и итоговый контроль – 1 класс
Виды работ | Количество |
Экскурсии Тесты Проекты Практические работы | 6 4 4 10 |
Тематическое планирование
№n/n | Наименование раздела программы Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1. | I."Что и кто?" - 20ч. | Задавайте вопросы! | 1 | 4.09 | |
| | | | |
2. | Что такое Родина? | 1 | 7.09 | |
3. | Что мы знаем о народах России? | 1 | 11.09 | |
4. | Что мы знаем о Москве? | 1 | 14.09 | |
5. | Проект "Моя малая Родина". | 1 | 18.09 | |
6. | Что у нас над головой? | 1 | 21.09 | |
7. | Что у нас под ногами? | 1 | 25.09 | |
8. | Что общего у разных растений? | 1 | 28.09 | |
9. | Что растет на подоконнике? | 1 | 2.10 | |
10. | Что растет на клумбе? | 1 | 9.10 | |
11. | Что это за листья? | 1 | 12.10 | |
12. | Что такое хвоинки? | 1 | 16.10 | |
13. | Кто такие насекомые? | 1 | 19.10 | |
14. | Кто такие рыбы? | 1 | 23.10 | |
15. | Кто такие птицы? | 1 | 26.10 | |
16. | Кто такие звери? | 1 | 30.10 | |
17. | Что окружает нас дома? | 1 | 9.11 | |
18. | Что умеет компьютер? | 1 | 13.11 | |
19. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | 16.11 | |
20. | На что похожа наша планета? | 1 | 20.11 | |
21. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Что и кто?" | 1 | 23.11 | |
| II."Как, откуда и куда? - 12ч. | | | | |
22. | | Как живет семья? Проект "Моя семья". | 1 | 27.11 | |
23. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | 30.11 | |
24. | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | 4.12 | |
25. | Как путешествует письмо? | 1 | 7.12 | |
26. | Куда текут реки? | 1 | 11.12 | |
27. | Откуда берется снег и лед? | 1 | 14.12 | |
28. | Как живут растения? | 1 | 18.12 | |
29. | Как живут животные? | 1 | |
30. | Как зимой помочь птицам? | 1 | 21.12 | |
31. | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | 25.12 | |
32. | Откуда в снежках грязь? | 1 | 11.01 | |
33. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Как, откуда и куда?" | 1 | 15.01 | |
| III."Где и когда?" - 11ч. | | | | |
34. | | Когда учиться интересно? | 1 | 18.01 | |
35. | Проект "Мой класс и моя школа". | 1 | 22.01 | |
36. | Когда придет суббота? | 1 | 25.01 | |
37. | Когда наступит лето? | 1 | 29.01 | |
38. | Где живут белые медведи? | 1 | 1.02 | |
39. | Где живут слоны? | 1 | 5.02 | |
40. | Где зимуют птицы? | 1 | 8.02 | |
41. | Когда появилась одежда? | 1 | 19.02 | |
42. | Когда изобрели велосипед? | 1 | 22.02 | |
43. | Когда мы станем взрослыми? | 1 | 26.02 | |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Где и когда?" | 1 | 1.03 | |
| IV."Почему и зачем?" - 22ч. | | | | |
45. | | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | 1 | 5.03 | |
46. | Почему Луна бывает разной? | 1 | 12.03 | |
47. | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | 15.03 | |
48. | Почему звенит звонок? | 1 | 19.03 | |
49. | Почему радуга разноцветная? | 1 | 2.04 | |
50. | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | 5.04 | |
51. | Проект "Мои домашние питомцы". | 1 | 9.04 | |
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | 12.04 | |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | 16.04 | |
54. | Зачем мы спим ночью? | 1 | 19.04 | |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | 23.04 | |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | 26.04 | |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | 30.04 | |
58. | Зачем нужны автомобили? | 1 | 3.05 | |
59. | Зачем нужны поезда? | 1 | 7.05 | |
60. | Зачем строят корабли? | 1 | 10.05 | |
61. | Зачем строят самолеты? | 1 | |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 14.05 | |
63. | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | 17.05 | |
64. | Зачем люди осваивают космос? | 1 | 21.05 | |
65. | Почему мы часто слышим слово "экология"? | 1 | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Почему и зачем?" | 1 | 24.05 | |