СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный курс "Чудеса природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс входит в предмет "Окружающий мир".

Просмотр содержимого документа
«Учебный курс "Чудеса природы"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВТОРАЯ СТОРОЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛИСКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ



РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на пед. совете

Приказ по школе

Протокол № 01

36 от

от «26» «08» 2022г.

«31» «08» 2022г.







Подписано цифровой подписью: Корнилова Елена Сергеевна DN: 1.2.643.3.131.1.1=120C333631343031323436373038, 1.2.643.100.3=120B3033363935313738323837,

[email protected], c=RU, st=Воронежская область, l=с. Сторожевое, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВТОРАЯ СТОРОЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА",

givenName=Елена Сергеевна, sn=Корнилова, cn=Корнилова Елена Сергеевна

Дата: 2022.09.14 08:43:40 +03'00'



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По учебному курсу «Чудеса науки и природы»


Уровень образования

Начальное общее образование, 3-4 классы


Количество часов в неделю 3 – 4 классы – 0,5 часа

Количество часов в год 3 класс – 17 ч., 4 класс – 17 ч.



ФИО учителя Образцова Юлия Ивановна

Должность учитель начальных классов

Категория первая







Срок действия программы 2022-2023 учебный год






2022 г.

Сторожевое 2-е

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Чудеса науки и природы» разработана на основе следующих нормативных документов:

– Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

– Федеральный закон от 30.12.2021 № 472-ФЗ N 310-ФЗ, N 320-ФЗ, N 321-ФЗ, N 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

– Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2021) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785);

– Приказ Минобрнауки России от 12.11.2021 №819(ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576-«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373»

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Учебный план МКОУ «Вторая Сторожевская СОШ» на 2022-2023 учебный год



Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

С целью формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла, расширения кругозора учащихся на занятиях введен модуль «Чудеса науки и природы». Он ориентирован на учащихся 3-4 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление. С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основным методом обучения выбран химический эксперимент (различные его виды).



Цели изучения курса «Чудеса химии»:

-Развитие мотивации учения.

-Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.

-Формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы.

-Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и поиска, анализа и использования знаний).

-Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.

-Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».


Задачи курса

-Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование.

-Формировать навыки безопасного обращения с веществами, используемых в быту.

-Выполнять простейшие химические опыты.

-Овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности

-Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.

Место курса в учебном плане


Программа учебного курса " Чудеса науки и природы " рассчитана на 34 часа (0,5 ч в неделю, 2 года обучения) для учащихся 3-4 классов, не начавших изучать химию в рамках школьных программ.

Занятия проводятся по 40 минут. Сроки реализации программы: 2 года

Общая характеристика курса


Программа учебного курса «Чудеса науки и природы» для учащихся 3-4 классов является расширением предмета «Химия». В рамках предмета «Химия» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.

Основополагающими принципами построения курса «Чудеса науки и природы» являются:

  • Принцип научности, в основе которого младшие школьники знакомятся с различными веществами и их свойствами, приобретают первоначальные навыки проведения химического эксперимента.

  • Принцип доступности, который определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

  • Принцип системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

Содержание программы курса «Чудеса науки природы» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинетах Точки Роста.

Перед учебными и практическими занятиями проводится инструктаж с учащимися по соблюдению техники безопасности при проведении эксперимента, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

В основе курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки экспериментальной деятельности; умения анализировать и формулировать выводы, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в области химии; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса в 3 и 4 классах проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. Необходимо выделить практическую направленность курса: каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении проведение таких занятий будет частью общей работы

школы по профессиональной ориентации учащихся.

Методы и приемы, используемые при изучении курса

  • химический эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной химией;

  • прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;

  • раскрытие места химии как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами;

  • занимательность;

  • раскрытие значения химии в быту.


Технологии, используемые при проведении занятий:

- уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.


Формы проведения занятий:

  • практикум,

  • защита проекта,

  • просмотр учебных фильмов по химии,

  • беседа,

  • презентация,

  • активные и пассивные химические игры.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса



ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность

для формирования

Внутренняя позиция школьника

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других

видов деятельности.

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные действия


Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением

существенных и несущественных признаков


Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три

объекта

осуществлять сравнение, самостоятельно

выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводит классификацию по заданным

критериям

осуществлять классификацию

самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-

следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий,

выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию

из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию

(алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по

его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.


Регулятивные универсальные действия


Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность

научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи

Умение контролировать свои действия

осуществлять контроль при наличии эталона

осуществлять контроль на уровне

произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном

материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия


Коммуникативные универсальные действия


Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность

научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания

строить понятные для партнера


при объяснении своего выбора

высказывания при объяснении своего выбора и

отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для

организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметными результатами освоения программы «Чудеса науки и природы» являются следующие знания и умения:

  • знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

  • знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

  • знание свойств веществ, используемых в быту, медицине, строительстве и т.д., обращаться с данными веществами, соблюдая правила ТБ;

  • умение использовать термины «тело», «вещество», «простое вещество», «смеси», «химические элементы», «химические явления», «физические явления», «индикаторы»;

  • умения и навыки проведения простейшего химического эксперимента;

  • умения и навыки работы с простейшим химическим оборудованием;

  • умение проводить наблюдение за химическим явлением.



Основное содержание программы


Раздел № 1. БЕЗОПАСНАЯ ХИМИЯ (17 часов)


Введение (2 часа)

Введение в науку химия.

Вещества вокруг нас.


Тема № 1. Химическая лаборатория (5 часов)

Правила поведения и правила техники безопасности.

Химическое оборудование. Лабораторный штатив. Нагревательные приборы и нагревание. Строение пламени.


Практические работы:

  • Правила ТБ при работе в кабинете химии.

  • Устройство лабораторного штатива.

    • Горение свечи, строение пламени.


Тема № 2. Химия и планета Земля (10 часов)

Вред табакокурения.

Вода. Свойства воды. Удивительное вещество вода.

Кристаллы.

Растворы насыщенные и ненасыщенные. Растворы с кислотными и основными свойствами.

Понятие об индикаторах. Знакомство с индикаторами. Растения – индикаторы.

Химия и окружающая среда. Химическое загрязнение окружающей среды.


Практические работы:

    • Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе.

    • Приготовление настоев, отваров.

    • Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты.

    • Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья.


Раздел № 2. ВЕЗДЕСУЩАЯ ХИМИЯ (17 ч) Тема 3. Химия в быту (10 часов)

Кухня. Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Аптечка. Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить. Чего не хватает в вашей аптечке.

Практические работы:

    • Опыты с солью для ванны.


Тема 4. Химия за пределами дома (7 часов)

Хозяйственный магазин. Хозяйственный магазин каждому необходим! Синтетические моющие средства Раствор аммиака. Стеклоочистители. Краски.

Продуктовый магазин. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы.

Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.


Практические работы:

    • Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.



Календарно-тематическое планирование 3 класс

(17 часов)


п/п

Дата

Тема занятия

Содержание урока

план

факт

«Безопасная химия» (17 часов)

Введение (2 часа)

1

11.01


Введение в науку химия

Тестирование учащихся, беседа.

2

18.01


Вещества вокруг нас

Беседа о веществах, их отличиях друг от друга, свойствах веществ.

Тема №1. Химическая лаборатория (5 часов)

3

25.01


Правила поведения и правила техники безопасности.

Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии.

4

1.02


Химическое оборудование

Знакомство с простейшим химическим оборудованием.

5

8.02


Лабораторный штатив

Устройство лабораторного штатива и правила работы с ним.

Практическая работа №2. Устройство лабораторного





штатива.

6

15.02


Нагревательные приборы и нагревание

Спиртовка. Строение спиртовки и правила работы с ней. Горение свечи.

7

22.02


Строение пламени

Практическая работа № 3. Горение свечи, строение пламени.

Тема №2. Химия и планета Земля (10 часов)

8

1.03


Вред табакокурения


9

15.03


Вода. Свойства воды

Практическая работа № 4.

«Растворение в воде сахара, соли. Заваривание чая, кофе.

10

22.03


Настои, отвары

Практическая работа № 5. Приготовление настоев, отваров.

11

5.04


Удивительное вещество вода

Фильм.

12

12.04


Растворы насыщенные и

Понятие о насыщенных и





ненасыщенные

ненасыщенных растворах.

13

19.04


Кристаллы.

Понятие о кристаллах

14

26.04


Растворы с кислотными и основными свойствами. Индикаторы.

Понятие об индикаторах.

Знакомство с индикаторами.

Практическая работа № 6.

«Испытание индикаторами растворов соды, мыла, лимонной кислоты»

15

3.05


Растения – индикаторы.

Практическая работа № 7.

«Испытание индикаторных свойств соков, отваров, варенья».

16

10.05


Природные ресурсы и их химическая переработка.

Что такое природные ресурсы. Экономия природных ресурсов и сохранение окружающей среды.

17

17.05


Обобщающий урок



4 класс

(17 часов)


п/п

Дата


Тема занятия


Содержание урока

план

коррекци я

«Вездесущая химия» (17 часов)

Тема 1. Химия в быту (10 часов)

1



Кухня

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.


2




Сахар и его свойства.

Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

3



Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

4



Сода пищевая или

двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

5



Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

6



Аптечка

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке.

7



«Зелёнка» или раствор

бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

8



Домашняя аптечка

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?

9



Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

10



Соль для ванны.

Практическая работа № 1

«Опыты с солью для ванны»

Тема 2. Химия за пределами дома (7 часов)

11



Хозяйственный магазин

Хозяйственный магазин

каждому необходим! Раствор аммиака. Стеклоочистители.

12



Краски.

13



Синтетические моющие средства


14



Продуктовый магазин

Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

15



Практическая работа №2

«Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений».

16



Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов?

17



Подведение итогов

Отчетное выступление