Игра – это часть учебного процесса в начальной школе. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную, в результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Поэтому, я подобрала для себя и отработала на уроках с детьми несколько игр.
Приведу примеры .
«Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На карточках или доске записаны девять слов, например,
рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
Выигрывает тот, кто первый найдет три слова, имеющих одинаковую орфограмму.
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили, объясняют орфограммы, подбирая проверочные слова, составляют предложения, используя данные слова.
огород | парк | море | школа | столовая |
гря-ки | доро-ки | пло-цы | кни-ки | хле-цы |
кали-ка | бере-ки | фла-ки | обло-ки | пиро-ки |
реди-ка | ду-ки | ло-ки | тетра-ка | сли-ки |
морко-ка | ла-ки | остро-ки | промока-ка | голу-цы |
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: играют в парах, один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег).
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
шар, стрела, орел, рыжий, звезда (Шарик, Стрелка, Орлик, Рыжик, Звездочка)
Выделить ту часть слова, которой воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание). Составить предложения с любым словом.
Игра «Лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных. Например, кошка, собака, воробей, корова. Подчеркни лишнее слово.
Какие орфограммы встретились в этих словах?
Игра «Замени одним словом».
Цель: развитие процессов анализа и синтеза, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
-верхняя женская одежда
-домики для пчел
Игра « Гласные сбежали».
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание функции гласного и согласного звука в словообразовании.
лфвт, джрнй, крндш, клсс, ттрдь, чтль, чнк.
Игра происходит по карточкам или фронтально (запись на доске). Дети угадывают слова, записывают и подчеркивают орфограммы.
Игра «Распредели слова на две группы».
Цель: умение находить родственные слова, определять корень в слове.
Из списка слов ученик выбирает однокоренные , выделяет корень.
Игра «Закончи предложения».
Цель: отработать навык составления предложения и текста.
Например.
У Ромы и Коли есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..
Игра «Составь рассказ по опорным словам».
Цель: отработать навык составления предложения и текста, умения озаглавить текст по смыслу.
Например: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.